Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Спортивно-технический отдел
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Социально-педагогические и организационные аспекты работы педагога дополнительного образования с детьми и подростками, требующими повышенного педагогического внимания»
Разработчик: Сторожик Елена Фёдоровна, методист
2018 г.
Когда в семье отсутствует адекватная система воспитания, проявляется пренебрежение материальными и духовными нуждами ребенка; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в кружке, секции и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы, в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные – дети.
Профилактическая работа с подросткам группы «социального риска» в учреждениях дополнительного образования
Когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Дети «группы риска» – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.
Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Дети данной категории особенно нуждаются в педагогической поддержке.
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Каждый социальный институт занимает своё место в общей деятельности по работе с детьми «группы риска». Важную роль в этом также играют учреждения дополнительного образования, которые по-прежнему в детской и молодёжной среде остаются достаточно востребованными, поскольку их деятельность всегда строилась на конкретных интересах ребёнка и его развитии. Таким образом, основной составляющей деятельности учреждений дополнительного образования является вовлечение в творческую среду подростков и молодёжи, имеющих проблемы в поведении.
Теоретические аспекты работы с детьми «группы риска»
В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска или могут перейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.
Дети из проблемных и неблагополучных семей.
Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
Педагогически запущенные дети.
Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
Одаренные дети.
Дети из проблемных и неблагополучных семей (дети зоны социального риска)
Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.
Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые
семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.
К основным нарушениям относятся:
1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;
2. деструктивное поведение родителей;
3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.
Ребёнок в такой семье испытывает чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), постепенно формируется отсутствие уважения к родителям.
2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).
Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. Переживание собственной неудачливости, проблемности приводит к низкой самооценке. Постепенно после конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.
3. Педагогически запущенные дети.
Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного содержания.
Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.
Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».
Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу. Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками – это знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. Зачастую сразу после посещения школы ребята, предоставленные самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.
Поскольку никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.
4. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).
Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.
5. Одаренные дети.
Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.
Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:
1) Интеллектуальная или академическая;
2) Художественно-эстетическая;
3) Спортивно-физическая;
4) Социально-лидерская.
В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.
Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:
- чувство непохожести на других; - «гонимость»; - внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими; - депрессия; - низкая самооценка; - зависимость от других, низкая сила своего «я»; - высокая тревожность; - подверженность частым перепадам настроения; | - некоторая надменность; - скука, негативное отношение к учебе; - неприятие руководства; - чувствительность к критике при любви покритиковать других; - склонность ставить нереалистические цели и др. |
Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.
Работу педагога можно разделить на следующие этапы:
1. Изучение первичной информации о воспитанниках конкретной группы. Выявление учащихся группы риска.
Взяв новый коллектив, педагог выясняет:
• кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;
• кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;
• в каких семьях и условиях проживают данные воспитанники.
2. Планирование работы с детьми группы риска
Педагог планирует воспитательную деятельность с учетом форм и методов работы с воспитанниками, находящимися в зоне или группе риска совместно с психологом и социальным педагогом учреждения образования.
3. Реализация плана воспитательных мероприятий.
Педагог совместно с психолого-педагогической службой также сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана с детьми группы риска, подводит итоги за определенный период времени.
При организации работы с детьми группы риска можно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ребёнка. Любая догадка должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с ребёнком.
Необходимо помнить: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы:
Работа педагогов дополнительного образования должна быть направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения подростков в социально значимую деятельность.
Подростки быстрее идут на контакт, когда включены такие методы как «Равный – равному».
Предоставление детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности, почувствовать себя востребованными приносит положительные результаты. Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять.