СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогические и организационные аспекты работы педагога дополнительного образования с детьми и подростками, требующими повышенного педагогического внимания

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования в работе с детьми группы социального риска

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогические и организационные аспекты работы педагога дополнительного образования с детьми и подростками, требующими повышенного педагогического внимания»

Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»

Спортивно-технический отдел















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Социально-педагогические и организационные аспекты работы педагога дополнительного образования с детьми и подростками, требующими повышенного педагогического внимания»



Разработчик: Сторожик Елена Фёдоровна, методист















2018 г.

Когда в семье отсутствует адекватная система воспитания, проявляется пренебрежение материальными и духовными нуждами ребенка; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в кружке, секции и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы, в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные – дети.


Профилактическая работа с подросткам группы «социального риска» в учреждениях дополнительного образования


Когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети «группы риска» – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.

Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Дети данной категории особенно нуждаются в педагогической поддержке.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Каждый социальный институт занимает своё место в общей деятельности по работе с детьми «группы риска». Важную роль в этом также играют учреждения дополнительного образования, которые по-прежнему в детской и молодёжной среде остаются достаточно востребованными, поскольку их деятельность всегда строилась на конкретных интересах ребёнка и его развитии. Таким образом, основной составляющей деятельности учреждений дополнительного образования является вовлечение в творческую среду подростков и молодёжи, имеющих проблемы в поведении.


Теоретические аспекты работы с детьми «группы риска»


В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска или могут перейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.



  1. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

  2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

  3. Педагогически запущенные дети.

  4. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

  5. Одаренные дети.


  1. Дети из проблемных и неблагополучных семей (дети зоны социального риска)

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые

семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

Ребёнок в такой семье испытывает чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), постепенно формируется отсутствие уважения к родителям.


2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. Переживание собственной неудачливости, проблемности приводит к низкой самооценке. Постепенно после конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.


3. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».

Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу. Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками – это знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. Зачастую сразу после посещения школы ребята, предоставленные самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Поскольку никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.


4. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.


5. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

- чувство непохожести на других;

- «гонимость»;

- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

- депрессия;

- низкая самооценка;

- зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- высокая тревожность;

- подверженность частым перепадам настроения;

- некоторая надменность;

- скука, негативное отношение к учебе;

- неприятие руководства;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- склонность ставить нереалистические цели и др.



Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.


Работу педагога можно разделить на следующие этапы:

1. Изучение первичной информации о воспитанниках конкретной группы. Выявление учащихся группы риска.

Взяв новый коллектив, педагог выясняет:

• кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;

• кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;

• в каких семьях и условиях проживают данные воспитанники.

2. Планирование работы с детьми группы риска

Педагог планирует воспитательную деятельность с учетом форм и методов работы с воспитанниками, находящимися в зоне или группе риска совместно с психологом и социальным педагогом учреждения образования.

3. Реализация плана воспитательных мероприятий.

Педагог совместно с психолого-педагогической службой также сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана с детьми группы риска, подводит итоги за определенный период времени.

При организации работы с детьми группы риска можно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

  • Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ребёнка. Любая догадка должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

  • Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с ребёнком.

  • Необходимо помнить: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

  • Работа педагогов дополнительного образования должна быть  направлена на снижение негативных явлений в подростковой  среде путем вовлечения подростков в социально значимую деятельность.

  • Подростки быстрее идут на контакт, когда включены такие методы как «Равный – равному». 

  • Предоставление детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности, почувствовать себя востребованными приносит положительные результаты. Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!