СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социально-педагогическое сопровождение и реабилитация кровных семей, несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья разработана с целью предоставления публикации для журнала "Инспектор по делам несовершеннолетних"

Просмотр содержимого документа
««Социально-педагогическое сопровождение и реабилитация кровных семей, несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении»»

Совершенствование мотивации в получении образования детьми, оставшихся без попечения родителей.




Мотивация достижения успеха воспитанников детских домов характеризуется низкой надеждой на успех и высоким уровнем избегания неудач.


Отмечается, что младший школьный возраст - наиболее благоприятное время закрепления мотива достижения успеха. По мнению Е. В. Горожаниной - это возраст закрепления мотива достижения успеха в качестве устойчивого личностного свойства человека. Мотивация достижения успеха младшего школьника связана с ведущей деятельностью данного возраста - с учебой.


  • зависимости от успехов в школе у ребенка меняются представления о себе как личности. Если ребенок не успевает в школе, то в значительной мере он снижает свою самооценку и, если ситуация повторяется изо дня в день, перестает стремиться к успеху в учебе. Дети в детском доме особенно зависимы от школьных отметок, так как хорошие оценки позволяют получить больше поддержки и одобрения со стороны значимого взрослого. Подчеркивается, что для детей детского дома в большинстве случаев знание перестает быть целью, становится средством избежать наказания, получить награду, что говорит о недостаточности или нарушении мотивации.



Особенности формирования развивающейся сферы воспитанников детских домов обусловлены основными проблемами общения и взаимодействия. Одна из них - наличие «структурного», «обучающего» подхода, при котором сотрудники должны, прежде всего, обеспечить соблюдение ребенком правил внутреннего распорядка и дисциплины, что в свою очередь затрудняет формирование у детей отношений дружбы и сотрудничества, сложных этических чувств. Это снижает мотив достижения успеха (снижается инициативность, самостоятельность) (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, З. Матейчек, А.Л. Нелидов).


Итак, из всего сказанного выше следует, что условия обучения и воспитания в учреждениях интернатного типа или приемной семье, личностные особенности воспитанников подчеркивают их неадекватное поведение: пассивность, зависимость, отсутствие реализации желаний, потребностей, равнодушие, отсутствие перспективы, надежды на успех. Эти дети недополучили еще с малых лет того, что получил ребенок из благоприятной семьи, любовь и заботу своих родителей.


Рассмотрев особенности и специфику поведения детей, оставшихся без попечения родителей, мы предположили, что повышение мотивации достижения успеха позволяет лучше адаптироваться к жизни, научиться стремиться к положительным результатам, повысить самооценку. А эти критерии очень важны для успешной социализации детей.


  • воспитанников детских домов, имеющих статус детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и учащихся общеобразовательных школ, была проведена первичная диагностика особенностей мотивации достижения успеха (у мальчиков и девочек). Значимых различий в мотивации достижения успеха у мальчиков и девочек не было выявлено, что позволило нам объединить их в общие группы.


  • учебной деятельности показатели «надежды на успех» отражены на рис.2.6. Воспитанники детских домов демонстрируют низкий уровень надежды на успех. Они не стремятся к улучшению результатов деятельности, легко меняют свои мнения под давлением окружающих (учителя, сверстников), не интересуются возможностью достичь высоких результатов, не спрашивают учителя о возможностях повышения своих знаний. Если ребенок понимает, что у него не получается решить задачу, то легко оставляет ее, теряет к ней интерес, не слушает объяснения учителя, не просит его помощи (68,4%).


Средний уровень отмечен у 25,3% воспитанников. Для таких детей характерно спокойное реагирование на критику взрослого, в данном случае классного руководителя. Они стараются исправить свои ошибки, стремятся удержать свои позиции на определенном уровне: если ребенок учится на «четверки», то при получении «тройки» или «двойки», ученик расстраивается и старается исправить оценку, но если у него это не удается с первого раза, второй попытки он не делает.


















Рис. 2.6 Показатели надежды на успех в учебной деятельности



Небольшой процент (6,3%) составляют дети с высоким уровнем надежды на успех. Такие дети стремятся к получению знаний, уверены в успешности своего результата, они постигают положительных отметок. Это зависит только от самих детей.


  • школьников картина иная: 57,3% отличаются высоким уровнем; 18,2% имеют средний уровень; 24,5% учащихся общеобразовательных школ имеют низкий уровень.


Потребность в достижении характеризуется низким уровнем у 69,3% воспитанников детских домов: нежелание прилагать усилия для достижения результата, оставление деятельности при возникновении любых трудностей (рис.2.7). Средний уровень потребности в достижении демонстрируют 24,3% воспитанников: потребность достигать результата при возможности возникновения некоторых трудностей достижения. Высокому уровню потребности в достижении соответствуют 6,4% воспитанников (характеризуется желанием достигать лучшего результата даже при наличии больших трудностей достижения).


  • общеобразовательных школах низкий уровень потребности в достижении составляют 27,7% учащихся: деятельность прекращается при наличии некоторых трудностей достижения результата. Средний уровень потребности в достижении демонстрируют 35,8% учащихся: деятельность направлена на достижение, дети стремятся довести дело до конца; высокой потребностью в достижении характеризуются 36,5% учащихся: возникающие трудности достижения результата только усиливают желание добиться цели.


















Рис. 2.7 Потребность в достижении



Проведенные исследования по проявлению мотивационного компонента «избегание неудачи» в различных сферах деятельности показали, что у воспитанников детских домов высок уровень избегания неудачи в учебной, предметно - манипулятивной деятельности и в самоутверждении - 61% (рис.2.8).


  • учащихся общеобразовательных школ во всех сферах деятельности высокий уровень избегания неудач представлен 33%, 29% учащихся демонстрируют средний уровень избегания неудач, 38% учащихся характеризует низкий уровень (рис.2.8).


Высокий уровень избегания неудач воспитанников детских домов в учебной, предметно - манипулятивной деятельности и самоутверждении связан с тем, что по отметкам в учебе воспитатели оценивают личность ребенка. Снижение достижений в предметно-манипулятивной деятельности нередко является одним из факторов негативного отношения сверстников. В самоутверждении же легче и надежнее занимать низкий стабильный статус, чем терпеть насмешки при ухудшении достигнутых результатов.





















Рис. 2.8 Уровень избегания неудачи в учебной, предметно - манипулятивной деятельности и в самоутверждении



Высокий уровень избегания неудач характеризуется активным избеганием ситуации оценивания и соревнования: дети прогуливают занятия, на которых их могут спросить невыученный урок, прекращением деятельности при возникновении препятствий и бурной эмоциональной реакцией на ситуацию неуспеха: когда учитель находит ошибки ребенка и просит исправить, то ученик отказывается от выполнения задания, даже не пытается понять, в чем ошибка, не пытается начать исправлять ошибки, может демонстративно скинуть с парты все школьные принадлежности, на просьбу поднять с пола тетради и ручки отказывается это сделать.


Средний уровень избегания неудач - неуверенность в своих способностях в определенных видах деятельности, внешние проявления переживания неуспеха мало заметны: дети знают сложный для них тип заданий, но не прогуливают те уроки, на которых им могут дать эти задания; огорчаются, если учитель их ругает за ошибки, просят учителя указать на неточность в их ответе, стараются исправить отметку за счет выполнения легких для них заданий.


Низкий уровень избегания неудач характеризуется отсутствием сильной эмоциональной реакции на неуспех: дети спокойно выслушивают объяснения учителя по поводу их ошибок, продолжают выполнять задание с их учетом.


Для совершенствования мотивационной деятельности детей, находящихся в детском доме или проживающих в приемных семьях работа классного руководителя играет немаловажную роль. Учителю важно понять каждого такого ребенка, ведь они отличаются от остальных учеников класса.

Учащиеся, оставшиеся без попечения родителей, в основном, из неблагоприятных семей, в которых родители не уделяют должного внимания их успеваемости и уровню образования. Они не отслеживают их образовательную деятельность, посещения школы, не помогают им делать домашние задания и, как правила, сложно идут на контакт с учителем. Но если в семье царит атмосфера доверия и поддержки, отношение к учебе со временем изменится. Примите ребенка таким, какой он есть, и найдите к нему подход, учитывая его способности, особенности характера и склонности. Не давите на ребенка и не проявляйте нетерпение или агрессию:  напуганные и испытывающие стресс  дети определенно не смогут проявить чудеса сообразительности во время учебы. Помогайте ребенку раскрыться, развить явные и скрытые таланты, вдохновляйте его – и он не раз удивит вас своими успехами.

Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.

Одной из важных составляющих мотивации также является «реакция на неудачу». Когда у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя его ругать, нужно подтолкнуть и направить его к тому, чтобы он сам попытался найти выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. Мотивация – это в широком смысле побуждение к действию. Это не цель, которой нам нужно достичь, а сам стимул что-то совершить для получения результата.


Чтобы оправдать свою неуспеваемость, ребенок часто перекладывает ответственность на «плохого» учителя, сложность заданий, собственную забывчивость. Но эти оправдания – лишь следствие более глубоких проблем, и нам нужно понять, почему на самом деле возникает равнодушие, а иногда даже отвращение к процессу обучения.

С детьми необходимо заниматься, помогать им. Не оставлять в трудном деле ребёнка одного. Помните! Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!