Социальный проект «О дружбе и друзьях» Учитель начальных классов : Михайлова Валентина Николаевна
Введение
Раньше настоящая дружба почиталась как одна из человеческих ценностей, её воспевали поэты. К дружбе относились более бережно, ради неё были готовы на большие жертвы. В раннем средневековье восхвалялась героическая рыцарская дружба. В начале Нового времени дружеские чувства понимались как деловые отношения. В 18 – 19 веках - нежная лирическая дружба, главной ценностью, которой являлась откровенность и искренность. В 20 веке заговорили об оскудении дружбы под влиянием развития общества и научного прогресса. Сегодня дружба ни к чему не обязывает. Детей больше привлекает телевизор или компьютер, чем общение с друзьями. Может быть, нам уже вовсе не нужны ни друзья, ни дружба?
Актуальность и проблема:
Актуальность : наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов.
В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Столкнувшись с этой проблемой , детям был задан вопрос: «А умеете ли вы дружить?» «Давайте попробуем посмотреть, а как у нас это с вами получается?».
Дети согласились. Так началась работа над проектом – «О дружбе и друзьях».
Цель проекта:
Изменить отношение детей, второго класса Ивановской СОШ, друг к другу, развить эмоционально дружескую атмосферу детей в классе, научить ребят осознавать социальную значимость дружбы, посредством разработанных и проведенных мной мероприятий за установленный промежуток времени.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Способствовать развитию связной речи, творческих способностей.
- Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
Целевая аудитория: дети, учитель.
Содержание проекта:
1. Подготовительный этап :
Цель: обобщить систему знаний детей о дружбе, дружеских отношениях.
2. Основной этап:
Цель: спланировать и провести цикл мероприятий, направленных на содействие по формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития ребёнка.
Формы : классные часы, внеклассные мероприятия.
3. Заключительный этап:
Цель: проанализировать полученную модель « о дружбе и друзьях», провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.
Содержание проекта:
Методы проекта:
практические: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа;
наглядные: рассматривание книг, иллюстраций о дружбе; просмотр мультфильмов.
Срок реализации проекта: 08.11.2021 г. – 27.11.21 г.
Содержание проекта
Реализация проекта:
1. Классный час «Рассказ о Международном дне друзей»
Цель: познакомить детей с праздником «Международный день друзей».
Задачи: показать насколько важна дружба; показать смысл праздника; познакомить детей с темой дружбы.
Оборудование:
Презентация
Компьютер.
Музыкальное сопровождение (фонограммы)
Срок реализации : 19.11.2021 г.
Содержание проекта:
1. Классный час : «Учимся жить дружно»
Цель:
- Формирование представления о понятии «дружба» и о том, какой должен быть настоящий друг.
Задачи:
- расширить знания учащихся о дружбе, формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу; навык общения в коллективе; навык работы
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать доброжелательность, уважения друг к другу.
Оборудование:
Словарь Ожегова, Даля
Презентация, мультфильм «Как стать другом», песня «Улыбка»
Компьютер.
Буквы Д Р У Ж Б А у каждого на парте
Музыкальное сопровождение (фонограммы)
Вырезанные «ладошки» из бумаги, карандаши
Большое сердце
Магниты
Срок реализации : 22.11.2021 г.
Содержание проекта:
2. Классный час : «Правила дружбы»
Цель:
формирование основ гармоничного развития личности.
Задачи:
формировать представления о ценностях (материальных и духовных), дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи;
способствовать развитию навыков нравственной саморефлексии;
содействовать развитию дружного, сплоченного коллектива.
Оборудование:
Презентация
Компьютер.
Срок реализации : 23.11.2021 г.
Содержание проекта:
3. Классный час : «Настоящий друг: кто он?»
Цель: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом.
Задачи:
- определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;
- изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование: листочки для записи качеств настоящего друга, карточки для работы в группе, кукла из бумаги.
Срок реализации : 24.11.2021 г.
Содержание проекта:
4. Творческое занятие «Иллюстрации о дружбе и друзьях»
Цель:
Организовать всех детей класса к написанию картин о дружбе, провести анализ и выявить символы дружбы, которые наиболее точно передают понятие дружба, использовать эти символы для написания эмблемы «Дружба».
Задачи- этапы- способы решения:
1.Организовать ребят из класса, чтобы нарисовали рисунки
о дружбе.
2.Провести экспертизу рисунков, и выявить какие символы дружбы повторяются у большинства.
3.Из повторяющихся символов собрать и нарисовать эмблему Дружбы.
4. Доказать, почему именно эти символы раскрывают понятие «Дружба»
5.Придумать девиз к эмблеме Дружба.
Оборудование
Материалы : цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы .
Срок реализации : 25.11.2021 г.
Содержание проекта:
5. Игра – викторина «В дружбе наша сила»
Цель:
Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Дать детям возможность глубже осознать, что такое друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники.
Задачи:
1. Образовательные:
- Продолжать учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.
- Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.
2. Развивающие:
- Способствовать формированию нравственных качеств: беречь дружбу, уметь дружить, приходить на помощь;
- Развивать речь, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
3. Воспитательные:
- Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
- Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о
них.
Оборудование:
Презентация
Компьютер.
Музыкальное сопровождение (фонограммы)
Срок реализации : 25.11.2021 г.
Содержание проекта:
6. Тест: Хороший ли ты друг?
Цель :
Формирование представлений об истинном товариществе и верной дружбе и их роли в жизни человека.
Задачи :
Уточнить понятие детьми представлений о дружбе. Помочь понять свое я, особенности характера, учить соотносить свое мнение с мнением других.
Срок реализации : 25.11.2021 г.
Результаты реализации проекта:
Качественные
1.Развитие эмоциональной дружеской атмосферы детей в классе, проявление заботы и уважения к своим одноклассникам.
2.Формирование навыков работы в сотрудничестве.
3.Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми.
4.Умение отличать настоящую дружбу от привязанности, от приятельских отношений;
5. Осознание детьми, что такое дружба и какие качества присущи другу, какими качествами должен обладать человек, что бы у него были друзья.
6. Умение анализировать ситуации, делать выводы.
7. Осознание ребёнком социальной значимости дружбы.
8.Доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;
9. Сформированы понятия и качества - умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Результаты реализации проекта:
Количественные
- охват проекта – 5 человек. Возраст учеников 9 – 10 лет.
- 1 – преподаватель, получили знания и навыки работы в сотрудничестве, что укрепит дружеские и партнёрские отношения между детьми.
Возможность тиражирования опыта
Тиражирования опыта может осуществляться посредствам:
- размещения информации о проекте в интернет – ресурсах;
- проведение открытых уроков и мастер – классов для учителей школ.
Список используемой литературы:
1. Альберони Ф. Дружба / Ф. Альберони. - М.: Прогресс, 2012. - 521 с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Тр / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2013. - 654 с.
3. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014. - 544 с.
4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2012. - 319 с.
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Мн.: Изд-во БГУ, 2014. - 352 с.
6. Кон И.С. Психология младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.
7. Кон И.С. Психология детской дружбы / И.С. Кон. - М.: Знание, 2014. - 91 с.
8. Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. - 2014. - №10. - С. 35 - 45.
9. Пословицы и поговорки о дружбе. [Электронный ресурс]:URL: http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poslovitsy/55-poslovitsy-i-pogovorki-o-druzhbe
10.Толковый словарь С.И.Ожегова – дружба. [Электронный ресурс]:URL: http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/дружба