ГБОУ «Казанская школа- интернат
имени Е.Г. Ласточкиной
для детей с ОВЗ »
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
( для 6-7 классов)
"Что нужно знать об этикете?"
Авторы проекта:
Нуруллин Булат
Крайнова Карина
Тулисова Татьяна
Научный руководитель:
классный руководитель
Ахметшина Н.Б
.
Казань, 2018
Оглавление
Введение ………………………………………………………………
Актуальность проекта ……………………………………………….
Цели и задачи проекта ………………………………………………
Введение
Слово «этикет» происходит от французского «etiquette». Первоначально так называли появившиеся во второй половине XVII века карточки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. Впоследствии данное слово стало использоваться и в более широком значении - «церемониал, установленный порядок поведения». В наши дни этикетом принято называть правила, предписывающие, как человек должен выглядеть и действовать в различных ситуациях, в обществе других людей. Эти нормы непосредственно связаны с такими понятиями, как порядочность и воспитанность. Отнюдь не следует думать, что хорошие манеры необходимы только в высшем обществе, а обычным людям их понимание недоступно и, в общем-то, необязательно. Воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знание правил хорошего тона ничуть не менее важно , чем уметь читать и писать, владеть таблицей умножения. Но если неграмотного человека в наши дни можно встретить достаточно редко, то людей, не знающих или не соблюдающих элементарных правил культурного поведения в обществе, к сожалению, значительно больше.
Актуальность проекта
Вряд ли найдется кто-то, кому совершенно безразлично, как его воспринимают окружающие и что они о нем думают. А ведь производимое на других впечатление зависит в первую очередь от того, как выглядит и ведет себя человек. Избежать неловких и нелепых ситуаций, конфликтов и раздражения в общении с другими помогает в первую очередь знание этикета. Его правила являются в определенной степени результатом развития этики – науки, исследующей нормы поведения, а также вырабатывающей критерии того, насколько оправданными и уместными являются те или иные действия человека в определенной ситуации. Современный этикет достаточно демократичен и универсален и базируется, прежде всего, на целесообразности и доступности. Поэтому человек, твердо усвоивший основные правила вежливого поведения, практически всегда сумеет сориентироваться и, разобравшись в сложившейся ситуации, повести себя согласно обстоятельствам.
Очевидно, что существует огромное множество жизненных ситуаций, каждая из которых представляет собой определенный набор условий, при которых люди взаимодействуют друг с другом и между ними происходит общение. Естественно, каждая из этих ситуаций предполагает определенный тип поведения тех, кто в ней участвует. Поэтому правила этикета, постепенно формировавшиеся в течении долгого времени, не могут быть едиными, пригодными для любых случаев и действующими всегда и везде . По мере развития этикета постоянно изменялся, и в настоящее время обычно выделяют такие его виды, как повседневный , деловой, воинский, дипломатический и придворный или дворцовый. Разница между ними состоит не только и не столько в том, какие правила включает в себя тот или иной раздел этикета. Они во многом совпадают, поскольку основаны в первую очередь на вежливом и уважительном отношении людей друг к другу.
На наш взгляд, сегодня большое внимание должно уделяться школьному этикету, который включает в себя:
Несоблюдение норм поведения в определенных ситуациях, например при возникновении межличностного конфликта в классе, может повлечь за собой тяжелые последствия вплоть до нарушении правил школы. А это является прямым проявлением девиантного поведения учащихся.
Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Помощь в установлении доброжелательных отношений внутри класса через формирование умений использования основ этикета в школьной жизни.
Задачи проекта:
Способствовать развитию творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
Воспитывать культуру поведения и вежливого, уважительного отношения к людям.
Развивать умения применять полученные знания на практике.
Проводить профилактику девиантного поведения.
2.3 Целевая группа проекта: учащиеся школы
2.4 Объект исследования: учащиеся 7-8 класса
Предмет исследования: манера общения и манера поведения школьников 14-15
Проектное решение:
Разработка мероприятий: 1) История этикета на примере образа жизни русского и татарского народа XIX в.; 2) Венский бал; 3) Круглый стол на тему: «Роль актива класса в современной жизни школьника».
На первом мероприятие учащиеся познакомятся с особенностями образа жизни, правил поведения и этикета на примере двух народов. Учащимся дается возможность сравнить, проанализировать и составить общее мнение о развитии этикета XIX в.
Участие в Венском балу позволит ощутить на себе дворцовый этикет, побывать в центре дворянской жизни, которая являлась ретранслятором культуры.
Круглый стол будет построен по системе диалога, где актив класса выступят координаторами работы мини-групп. Результатом работы станет проектная работа.
4. Этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта: 1 учебный год
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с октября по декабрь)
2. Основной (с января по март)
3. Заключительный (с апреля по май)
4.3 Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мероприятий | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 |
1. | Анкетирование: «Нужен ли этикет в современном мире» | Школа | Октябрь | актив класса |
2. | Мониторинг: «Переход в среднее звено школы» | Школа | Ноябрь | актив класса |
Этап 2 |
3. | Посещение поселкового музея с. Борисково | Школа | январь | актив класса |
4. | Мини-театр: «Вечер в татарской семье» | Школа | январь | актив класса |
5. | Мини-театр: «Русский народный фольклор» | Школа | январь | актив класса |
6. | Венский бал | Школа | февраль | актив класса |
7. | Круглый стол на тему: «Роль Тимуровского движения в современной жизни школьника». | Школа | март | актив класса |
Этап 3 |
8. | Анкетирование | Школа | апрель | актив класса |
9. | Подведение результатов. | Школа | май | актив класса |
5. Бюджет проекта
Статья расходов | Источник финансирования | Объем собственных средств (руб.) | Объем запрашиваемых средств (руб.) |
Бумага А4 | Сбор и сдача макулатуры | 0 | 200*2=400 |
Распечатка | Сбор и сдача макулатуры | 0 | 800 |
Канцтовары | Сбор и сдача макулатуры | 0 | 500 |
Бумага А0 | Сбор и сдача макулатуры | 0 | 14*4=56 |
Предметы дизайна для оформления бала | Благотворительность | 0 | 0 |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Осознание необходимости освоения правил этикета.
2. Развитие творческого потенциала.
3. Воспитание уважительного отношения друг к другу.
4. Развитие умения применять полученные знания на практике.
5. Свести к минимуму случаи девиантного поведения учащихся.
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 | 2 | 3 |
Критерий эффективности | Условие (%) | Измеритель |
Способность применять полученные знания в жизни. | 90% | опрос |
Распространять полученный опыт в школе и дома. | 90% | анкетирование |
Заключение
Данный проект позволяет наладить и расширить работу по улучшению микроклимата в классе в частности и в школе в целом. Так как именно в этических нормах заложены основы социального контроля и безопасности жизни общества. Усвоение их на раннем этапе социализации учащегося позволяет ему лучше адаптироваться к окружающей среде после окончания образовательного учреждения. Мероприятия, проводимые в ходе реализации данного проекта, повышают коммуникабельность и расширяют кругозор учащихся.
Приложения
8