СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект " Тайны русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект "Тайны русского языка" составлен для учащихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект " Тайны русского языка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Курильска








Социально-ориентированный проект


«Тайны русского языка»




















Автор: Олейниченко НатальяМихайловна


Руководитель: Олейниченко Наталья Михайловна






г. Курильск 2022 г.







Паспорт проекта

Рубрика

Данные

Координаты Проекта

Полное название учебного заведения

МБОУ СОШ г.Курильска

Название проекта

«Тайны русского языка»

ФИО автора(ов), год разработки

Олейниченко Наталья Михайловна, 2022 г.

Целевая аудитория

Учащиеся 2 "А" класса

Место реализации Проекта

МБОУ СОШ г.Курильска


Деятельность по разработке и реализации Проекта

Анализ ситуации (проблема)

Проект направлен на решение проблемы языковой безграмотности населения. Понижение речевой культуры общества уже несколько лет выражается в падении
орфоэпической, орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности не только представителей современной интеллигенции, людей рабочих специальностей, но в первую очередь школьников. Лексический запас молодого поколения россиян стремительно уменьшается, а образовавшиеся пустоты заполняются словами-паразитами, словесным мусором. Многие, особенно молодежь, с трудом находят слова, чтобы выразить свои мысли. Помолодел контингент школьников, употребляющих в своей речи нецензурную брань.

Идея Проекта

Помочь второклассникам повысить речевую культуру, расширить и обогатить активный и пассивный словарный запас; узнать прошлое и настоящее русского языка.

Цели и задачи Проекта

Цель проекта:

1) сохранение русского языка как части духовной культуры нации;

2) создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, родителей.

Задачи проекта:

1. Диагностическая. Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms-общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

2. Прогностическая. Определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности  деятельности в рамках проекта.

3. Организационная. Создание условий для реализации программы проекта «Говорим по-русски»,  разработка методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы школьного проекта.

4. Практическая. Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к русскому языку; популяризация правильной, грамотной речи, «борьба с неграмотностью».


План действий по реализации Проекта


1 этап. Подготовительный

2 этап. Основной

3 этап. Заключительный

Ожидаемые результаты

  • вовлечение учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры;

  • создание среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, родителей;

  • осознание значимости русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык.

Оценка эффективности Проекта

Рефлексия

Перспективы Проекта

1. Перспектива проведения проекта в МБОУ СОШ г.Курильска.

2. Предложение участвовать данному контингенту в следующем году.

3.Реализация Проекта со следующей группой учащихся.

Список литературы и других источников информации

1. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.

2. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.

3. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.

4. Александрова О.М. Русский родной язык // Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.Просвещение, 2020

































Поэтапный план-график реализации проекта

«Тайны русского языка»


Организация-исполнитель - МБОУ СОШ г.Курильска


Автор проекта – Олейниченко Наталья Михайловна.
География — МБОУ СОШ г.Курильска, учащиеся 2 "А" класса.

Основные целевые группы, на которые направлен проект: учащиеся и родители учеников.


Социальные партнеры проекта: ЦБС


Срок выполнения — сентябрь - май 2021 - 2022 г.







Актуальность проекта

Русский язык - по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
 Но в настоящее время современную школу волнует состояние уровня национальной речевой культуры, поскольку русский язык претерпел значительные изменения: язык «улиц» (нецензурная и жаргонная лексика, местный диалект,) часто звучит не только в повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в художественной литературе, а также в речи школьников. Именно несформированность у большинства людей взгляда на язык как национальный феномен приводит к снижению чувства гордости за родной язык, резкому падению интереса к русскому языку; и как следствие - к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.

Цель проекта:

1) сохранение русского языка как части духовной культуры нации;

2) создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, родителей.


Задачи проекта:

  • Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms-общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

  • Определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности  деятельности в рамках проекта.


  • Создание условий для реализации программы проекта «Говорим по-русски»,  разработка методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы школьного проекта.


  • Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к русскому языку; популяризация правильной, грамотной речи, «борьба с неграмотностью.














Механизм и календарный план реализации проекта






Этапы (мероприятия)



Содержание деятельности



Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу


Сроки /

Количественный

показатель

1.

Подготовительный:

1. Оценка готовности родителей и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности в рамках социального Проекта.

2. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

3. Создание организационно- педагогических условий для начала реализации программы Проекта.

4. Подбор темы проекта.

5. Работа с литературой.

6. Разработка технологических карт.

7. Подготовка раздаточного материала.

8. Создание презентаций.

9. Составление плана работы совместно с библиотекой.


1.Создание программы

Проекта, обоснование его актуальности, значимости.

2.Создание творческих, исследовательских, проектных материалов для родителей и учащихся по отдельным направлениям.

3. Создание анкет, тестов, дидактического материала для исследования уровня владения нормами русского языка, речевым этикетом учащихся и учителей.

4. Составление плана работы над проектом.


Программа проекта «Тайны русского языка»


сентябрь - октябрь


16уч-ся

2.

Основной:

Поисково-исследовательский этап:


Исследование уровня грамотности учащихся, родителей класса.



1. Акция «А как это сказать по-русски?» (анкетирование, опросы, задания языкового характера, задания по культуре речи)

2. Выбор самого грамотного ученика класса (подведение итогов акции «А как это сказать по-русски?»)

3. Исследование «Языковой портрет учащегося»

4. Исследование «Жаргонизмы в речи школьников».

5. Конкурс «Самое популярное слово ученика класса».

6. Исследование «На каком языке говорили мои предки?»


Аналитическая справка «Результаты анализа уровня знаний учащихся о разнообразных языковых нормах.

(акция «А как это сказать по-русски?»)


ноябрь


16 учащихся

Основной:

Практический этап:

1. Повышение интереса к русскому языку.

2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся, родителей.

1. Разработка, создание и защита проектов для учащихся и родителей: "Семейное любимое блюдо", "Сочиним загадку", "Виртуальная экскурсия в музей самоваров", "Хлеб - всему голова".

2. Организация и проведение предметных олимпиад: "Царство русского языка", "Кириллица", "Путешествие в мир книг"

3. Организация и проведение «информационных минуток» (каждую пятницу)

4. Мастер-класс «Приёмы бесконфликтного общения»

5. Выпуск газеты "Наш родной русский язык" в рамках проведения предметной недели начальной школы.

6. Посещение городской библиотеки.

7. Проведение библиотечных уроков

Сценарии мероприятий, справки о проведении мероприятий

декабрь - апрель


17учащихся

3.

Заключительный:

1. Подведение итогов деятельности, выработка перспектив его дальнейшего развития, информационное освещение.

2. Фото отчёт о проделанной работе.

3. Рефлексия.



1. Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».

2. Акция «В защиту русского языка».

3. Анализ результатов итогового контроля, итоговой аттестации учащихся.

5. Круглый стол учителей по обмену опытом «Я делаю так».

1.Презентация проекта на метод.объединении учителей нач.школы.

2. Презентация метод. копилки проекта

3. Публикация материалов проекта в сети Интернет.


май

17 учащихся







Ожидаемые результаты:


  • вовлечение учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры;

  • создание среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, родителей;

  • осознание значимости русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык.

  • создание условий для творческого и культурного общения среди учащихся.


Показатели эффективности:


  • обогащение и увеличение активного словарного запаса второклассников;

  • навыки совместного общения в ходе групповой работы и работы в парах на уроках и во внеурочной деятельности;

  • желание продолжать узнавать "Тайны русского языка".


Перспективы развития проекта:

Накопленный материал будет использован для следующей группы данного контингента. Практика работы над проектом выявила необходимость продолжения работы для эффективности учебно-воспитательного процесса:

1. Перспектива проведения проекта в МБОУ СОШ г.Курильска.

2. Предложение участвовать данному контингенту в следующем году.

3.Реализация Проекта со следующей группой учащихся.

Приложение № 1. Фото проектов.

Проект "Сочиним загадку"

Групповая работа. Работа над созданием проекта.
















Г азета "Наш родной русский язык"

Проект "Плакат на тему "Хлеб - всему голова"








Публикация материалов проекта в сети Интернет




























Приложение № 2 Анкета " Жаргонизмы в речи школьников"


1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

2. Какой Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) для самоутверждения;

б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;

в) обмениваться информацией и узнавать новое;

г) придать своей речи живость, юмор.

4. Какие жаргонные слова вы чаще всего используете в своей повседневной речи?

а) матерные;

б) юмористические;

в) и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.

5. Поправляют ли учителя Вашу речь?

б) учителя не обращают внимания на мою речь;

в) не всегда, но все же делают замечания.

6. Как относятся родители к Вашей речи?

а) им не важно, как я говорю;

б) они постоянно напоминают, чтобы я следил за своей речью;

в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

7. Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей;

б) моих родителей;

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении, в Интернете.


Приложение № 3. Задания языкового характера.

Комплекс упражнений по формированию культуры речи обучающихся.

  1. Найди ошибку.

  • У меня много делов.

  • Ходят без польт.

  • Вкусная картофель.

  • Много стулов.

2.Запиши словосочетания, вставляя вместо точек нужные предлоги:о, с, из, к, в.

Цель: учить детей правильно подбирать предлоги.

Просить … помощи строить … кубиков

Пить … чашки заботиться … брате

Уехать … города принести … магазина

Прыгать … вышки зайти … товарищу

3. Найди в предложениях лишнее слово. Почему оно лишнее?

Цель: учить обосновывать свой выбор.

  • В саду собирают яблоки, фрукты, груши.

  • На празднике было много детей, мальчиков, девочек.

  • На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики.

  • По дорожке бежал молодой щенок.

  • На поляне красуется красавец клён.

4. Выбери нужное слово.

Цель: учить разграничивать значения паронимов.

  • Мы собирали грибы в (елочном, еловом) лесу.

  • Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

  • Не будь таким (обидным, обидчивым).

  • На море разыгрался сильный (шторм, штурм).

  • У ребят был (радостный, радушный) вид.


Приложение №4

Закончи предложение:


1. Сегодня я узнал(а)……

2. Теперь я могу….

3. Я научилась (ся)…..

4. Я попробую…….




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!