СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Совершенствование повторно-обобщающих уроков и дифференцированный подход на уроках биологии".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны виды повторно-обобщающих уроков - квн,что?где?когда?,путешествия,состязание,экскурсия.

Просмотр содержимого документа
«"Совершенствование повторно-обобщающих уроков и дифференцированный подход на уроках биологии".»

Доклад : «Совершенствование видов повторно-обобщающих уроков и дифференцированный подход на уроках биологии».

Центральной в педагогике и методике является проблема активации процесса обучения. Она связана с поиском и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих ученику активную позицию в учебной деятельности.

В повышении уровня знаний, экологического, гигиенического воспитания, политехнической подготовки и профориентации учащихся ,в формировании у них научного мировоззрения большую роль играет уроки обобщения знаний. Функции обобщающего урока разнообразны. Главные задачи обобщающего урока состоят в систематизации фактических знаний на основе ведущих идей. В применении их для диалектико - материалистического объяснения биологических явлений, раскрытия роли науки в развитии практики, он служит также целям проверки знаний и умений учащихся.При этом проверяется и оценивается не только знания фактов, сколько овладение системой понятий, умениями устанавливать связи между понятиями, обобщать, применять биологические закономерности, теории.

Большую роль уроки обобщения играют в реализации задач воспитания учащихся.Для этого также важно организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, чтобы они имели возможность практиковаться в использовании теорий и закономерностей для отстаивания своих взглядов, побуждать к высказыванию своего отношения, к оценке решения проблем охраны природы. Подобный подход способствует выработке активной жизненной позиции учащихся.

Программа курса биологии уделяет большое внимание обобщающим урокам, на них выделены часы, определенные темы.

Эффективность обобщающих уроков во многом зависит от умения организовать познавательную деятельность учеников, нацелить их на выделение главных вопросов темы, на установление связей между понятиями и создание их целостной системы, на усвоение системы знаний учебного материала, а не его отдельных фрагментов, на понимание практического характера биологических знаний.Обычно урок обобщающего типа складывается из следующих этапов:

1.постановка задачи

2.вычленения ведущих идей.

3.систематизация вокруг них основных понятий.

4.повторения главных вопросов темы

5.обсуждения наиболее существенного материала.

6.подведения итогов.

Организуя познавательную деятельность учащихся необходимо учитывать содержание учебного материала, степень усвоения учащихся, приобретенные ими умения и навыки мыслительной деятельности и в соответствии с этим использовать наиболее эффективные методы, методические приемы и технические средства.

В 6-8 классах наиболее часто применяются обобщающие уроки, на которых знания учащихся систематизируются на основе обобщающей беседы, она применяется в сочетании с самостоятельной работы учащихся, с демонстрацией электронных пособий, сообщений учеников. При организации деятельности учащихся на обобщающем уроке с помощью беседы следует учитывать постановку вопросов с целью обеспечения усвоения учащимися наиболее существенной системы знаний и умений. Установления связей между ними и формирования наиболее общих выводов, раскрытия практической и мировоззренческой значимости знаний. От класса к классу целесообразно усложнять вопросы и требовать более обобщенных ответов, увеличивать долю самостоятельности учеников в раскрытии роли биологических знаний, обеспечивать творческую, поисковую деятельность учащихся.

В 6-8 классах беседы иллюстрируются с наглядными пособиями в то время в старших классах она становится более абстрактной, строится на основе широких теоретических обобщений. К урокам обобщения знаний учащихся приходят с определенным объемом усвоенных знаний на предыдущих уроках фактических сведний. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.дальнейшее развития у них умения обобщать и широко использовать специальный дидактический материал (анатомические, сравнительные, обобщающие таблицы).

Важное место в обобщении знаний занимает демонстрация кадров учебных фильмов с последующей обобщающей беседой. В соответствии с учебно- воспитательными задачами урока возможно сочетание различных методов и методических приемов. Например: проведение обобщающих уроков в виде экскурсии в музей по темам: «Многообразие беспозвоночных животных», «Систематический обзор класса птиц. Охрана пернатых. Многообразие млекопитающих. Влияние хозяйственной деятельности человека на их численность. Основные положения теории Ч.Дарвина. Происхождение человека.» Эти экскурсии проводят учителя, так как они лучше знают основные требования к знаниям и умениям, навыкам, предъявленным программой. Экскурсии проходят в 2 варианта; с преобладанием лекционного метода и самостоятельная работа учеников. Например : «Происхождение человека. Направления эволюции человека» класс делится на 3-4 группы,что обеспечивает больший доступ к экспонатам, облегчает работу учащихся. Работа идет по плану: 1-состовляется план работы.

2-инструктаж.

3-получения задания и обобщение полученной информации на экскурсии и на ранее проведенных уроках по теме, т.к в музее находится огромный материал по данной теме по Саратовской области в музеи краеведения.

Обобщающие уроки можно провести в виде ролевой игры по определенным темам в 8 классе в курсе «Физиология и гигиена человека» в форме пресс- конференция.Данный урок заключительный в разделе «Человек и его здоровье».

Основные задачи:

1.обобщить,углубить у учащихся санитарно-гигиенические и элементарные медицинские знания на основе анатомо-морфологического материала раздела, привлечение к дополнительной литературе,воспитание гражданской ответственности за своездоровье и здоровья окружающих. Учитель определяет круг вопросов.проблем, которые можно обсудить на пресс- конференции:

1.вопросы,рассматривающие основопологающие вопросы курса.

2.вопросы,направленные на углубление и расширение знаний учащихся.

Необходимо стараться избегать стандартных вопросов,т.к не обычность их постановки способствует расширению и углублению знаний учащихся,нужно распределять роли в соответствии с желанием учащихся,выбирая нужную роль учащийся должен осознавать,что необходимо будет обращаться к дополнительным источникам литературы,а это способствует познавательной деятельности и способствует дальнейшему выбору профессии.

Следующий вариант обобщающего урока в 6классе по теме «Корень» можно проводить в виде игры «Что?Где? Когда?» Класс делится на команды, выбирается капитан, вопросы готовятся заранее, на основе изученного материала, причем, чтобы вопросы носили познавательный характер, вопросы даются всем одни и те же, каждая команда предлагает свою версию. Учитель выслушивает внимательно все варианты, комментирует ответы команд. Делает обобщение. Это первая часть урока, а во 2 части урока команды получают задания по4 карточки, включающий материал всей темы. Практика проведения подобного урока показала их большое преимущество. Каждый имеет возможность показать свои знания по теме. нестандартные вопросы заставляют думать, размышлять, в ходе обсуждения вопросов и ответов развивается речь детей, умение вести дискуссию.

Следующая форма урока обобщения – урок –состязание,он включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания по данному разделу на основе изученных тем.Класс делится на несколько групп и защищает свои знания.Это конкурсы – «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?», «Найди ошибку», «Знаете ли вы признаки семейств растений?», « Четвертый лишний», «Узнай семейства», «Узнай название», «Кто больше», «Во саду ли, в огороде», «Ай, болит».Это все можно провести в 6 классе на уроке биологии . в разделе покрытосеменные.

Следующая форма урока «КВН» по разделам в биологии в 7 классе, по важнейшим классам животных.Это темы «Многообразие птиц,земноводных,рыбы,пресмыкающиеся,млекопитающие и их роль в природе.» эти уроки проходят в виде конкурсов.класс делится на группы,выбираются капитаны, они защищают свои команды.Эта форма позволяет расширить кругозор учащихся по темам, т.к не все животные бывают описаны в тексте учебника, а при подготовке к этому уроку ученики много работают с дополнительной литературой, что позволяет учащимся сопостовлять, дополнять ,обобщать, уметь правильно состовлять ответы следовательно это развивает речь учащихся.Такие урокия неоднакратно практиковала и уроки нравятся ученикам,они проходят нестандартно,это раскрепощает учеников.

Конечно эти уроки можно провести в виде путешествия по разделу «Мхи.Водоросли.Грибы.Лишайники.» в 6 классе.В ходе путешествия учащиеся обобщают полученные знания о водорослях,грибах,лишайниках на различных станциях «Географическая»- обобщают свои вопросы о месте обитания этих групп; на следующей станции «Историческая» учащиеся рассказывают о образовании залежей торфа, каменного угля ,какие раскопки проводят ученые, что находят, какой возраст и т.д.Станция «Промышленная» ребята рассказывают о том, какие продукты можно получить для развития промышленности и сельского хозяйства. «Исследовательская» станция предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу по сравниванию этих групп в строении и размножении. Но конечно проводя эти уроки я учитываю знания и возможности учащихся, т.е подхожу к каждому ученику индивидуально, потому что без индивидуально- дифференцированного подхода нельзя добиться конечной цели, т.к дифференциация направлена на то, чтобы в наибольшей степени обеспечить индивидуализацию обучения, создать оптимальные условия для выявления и развития интересов и способностей каждого ученика.

Дифференцированное обучение должно способствовать повышению творчества, интеллектуального и профессионального потенциала общества за счет более рационального использования возможностей каждого человека. Повышенный уровень подготовки учеников предлагает не только более глубокое усвоение или расширенного круга знаний, но и воспитание творческой личности формирование большого круга умений в том числе умения применять знания на практике, в нестандартных ситуациях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!