СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование орфографических навыков при повторении изученного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применении орфографических правил, предполагающих самостоятельную активную мыслительную деятельность учащихся

 

    

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование орфографических навыков при повторении изученного»

Совершенствование орфографических навыков при повторении изученного

Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Важное значение в условиях школьной реформы имеет выработка орфографических, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применении орфографических правил, предполагающих самостоятельную активную мыслительную деятельность учащихся, на умении школьников осуществлять самоконтроль, т.е. осознавать все частные операции, необходимые для производства сложного действия, а также обосновывать правильность своих действий. Эти сложные для учащихся задачи решаются не только в процессе первоначального изучения орфографического материала, но и при повторении.

Повторение-мать учения. Эта истина оказалась почти забытой в современной школе. Перегрузка учебных программ, сокращение часов, отводимых на изучение тем-вот далеко не полный перечень причин, не позволяющих учителю организовать сквозное, идущее с первых уроков повторение материла на всех уровнях: теоретическом, практическом, творческом.

Повторение - важный этап в осмыслении знаний, совершенствовании умений и навыков учащихся по русскому языку. Оно дает возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить еще раз практические задания, основанные на использовании повторенный понятий, определений, правил. Однако задачи повторения не исчерпываются этим. Они включают в себя совершенствование приемов умственной работы (опознавание, отнесение орфограмм к определенному орфографическому правилу; определение написаний в упражнениях, построенных на трудном языковом материале),обобщение материала, обработка навыков самоконтроля.

При организации повторения важно иметь в виду то, что за время, отведенное на изучение того или иного орфографического материала и дальнейшее его закрепление, не у всех учащихся вырабатываются прочные орфографические навыки. Одна из причин низкого уровня обученности школьников – отсутствие дифференцированного подхода к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений, чтобы навык сформировался .Как показывает практика, такие написания, как безударные гласные корня, не с частями речи, употребление н-нн в составе слова, употребление дефиса вызывают затруднения у учащихся даже в старших классах.

Объем хранящегося в памяти материала зависит от промежутка времени между первоначальным заучиванием и последней проверкой. Чем короче это время, тем лучше воспроизводится информация .Ведь в первые минуты забывание происходит интенсивно, т.е. количество хранящегося в памяти материала быстро убывает, но постепенно скорость забывания снижается. Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, домашняя работа над новым материалом должна проводиться учащимися в тот же день, когда он изучен в классе. Во-вторых, необходимо рассредоточенное повторение материала, что обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Многократное вариативное повторение материала помогает учащимся глубже усвоить его, открыть в нем новые грани и смысловые оттенки, развивает память и мышление, служит базой для развития творческих способностей.

Одной из основных форм текущего повторений, обеспечивающей качественное знание теоретического материала, является особая форма фронтальной работы – полётное повторение. Оно проводится как актуализация опорных знаний учащихся перед упражнениями практического характера. Назову и прокомментирую основные принципы такого повторения.

  1. Вопросы ориентированы на практический материал тренировочных упражнений. Подчеркну, что дидактический материал нужно подбирать разноплановый, включающий предложения и тексты на разные темы: чем чаще ученики прикасаются к той или иной теме, тем быстрее вырабатываются практические навыки. Искусство спрашивать-индикатор педагогического мастерства учителя. От вопросов, требующих простой репродукции, к вопросам, предполагающим сложную аналитико-синтетическую деятельность и проявление творческого начала,-вот что здесь главное.

  2. Вопрос адресуется всему классу. Выдерживается пятисекундная пауза для обдумывания, затем отвечает тот. На ком учитель задержал взгляд. Фамилии учеников не называются. Ведь спрашивая конкретного учащегося, учитель выключает из зоны активного внимания практически весь класс. Ученики предупреждены, что для ответа может быть вызван любой из них. Все должны внимательно слушать вопрос, все должны быть готовы к ответу. Всё внимание на учителя, всеобщая готовность –и ответ школьника, на котором задержал взгляд учитель. Это простой методический приём позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся.

  3. Отметка за ответ не выставляется. Косвенная оценка присутствует в деятельности учителя: если ответ был абсолютно правильным, то учитель задает следующий вопрос. И это служит подтверждением правильности ответа. Если допущена неточность, то вопрос переадресовывается кому-либо другому.

  4. При полётном повторении учащиеся не иллюстрируют свой ответ примерами. Делается это по двум причинам. Первая: требовать приведения примеров на начальных этапах работы по теме-значит заставлять заучивать стандартные образцы: вода-воды ( безударная гласная). Примеры-позже, когда учащиеся смогут приводить их осмысленно, вариативно. Вторая причина – в следующем принципе.

  5. Полётное повторение должно быть динамичным, стремительным. Удерживать класс в состоянии максимальной концентрации больше пяти минут трудно. Если же этого времени на полётное повторение недостаточно, его можно провести в два этапа. Отмечу еще несколько моментов. Каркасом для полётной формы являются листы взаимоконтроля. Полётное повторение должно стать постоянным элементом большинства уроков .Считаю, что именно во время такого повторения происходит закрепление теоретических знаний. А совмещение этой работы с тренировочными упражнениями ( они обязательны после полётного повторения) обеспечивает хороший навык. Полётное повторение и взаимоконтроль позволяют закрепить полученные знания в долговременной памяти и создать хорошие предпосылки для их оперативного использования.



Работа по листам взаимоконтроля-одна из важнейших форм повторения ,обобщения и систематизации знаний, в действенности и результативности которой нетрудно убедиться.

Взаимоконтроль помогает реализовать принцип быстрого движения вперёд, так как обеспечивает надежность усвоения программного материала всеми, без исключения, учащимися .В процессе изучения какой-либо темы с помощью опорных сигналов за короткое время вводится значительный по объёму блок материала. Для отработки практических навыков и умений проводится много тренировочных упражнений, на которых организуется текущее повторение в полётной форме. На этапе, когда возникает необходимость итогового повторения и обобщения знаний, начинается работа по листу взаимоконтроля. Он представляет собой перечень основных, узловых вопросов одной большой или нескольких маленьких тем. Например, устный взаимоконтроль по теме

Прозвучавшие ответы оценивают одноклассники. И в этом суть данного вида работы. Если ответ безупречен, пример правилен, это подтверждается молчанием класса. Если же была допущена ошибка, задача класса не в том, чтобы дополнить или исправить ответ, а в том, чтобы помочь самому ученику ответить правильно. Учащиеся должны задать вопрос, ориентирующий отвечающего на коррекцию своего ответа.

Устный взаимоконтроль предусматривает в основном проверку теоретических знаний. На письменном взаимоконтроле определяются практические навыки по теме.

При организации повторения важно иметь в виду, что за время, отведенное на изучение того или иного орфографического материала и дальнейшее его закрепление, не у всех учащихся вырабатываются прочные орфографические навыки, как показывает практика, такие написания, как безударные гласные корня, не с частями речи, употребление н-нн в составе слова, употребление дефиса, дают высокий процент ошибок даже в старших классах. Одна из причин низкого уровня обученности школьников – отсутствие дифференцированного подхода к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений (предъявлений), чтобы навык сформировался. Поэтому при повторении и обобщении изученного нужно учитывать неодинаковую степень сформированности орфографического навыка у разных групп учащихся и планировать упражнения таким образом, чтобы довести до автоматизма грамотное письмо школьников.

Очень важно при повторении продолжить дальнейшую отработку умения чётко строить рассуждение при применении у средне- и слабоуспевающих школьников, совершенствовать их навыки самоконтроля. Например, в процессе первичного усвоения орфографического правила учащиеся знакомятся с приёмами самоконтроля и производят рассуждение по применению орфографического правила в полном объёме. Устное рассуждение по образцу сопровождается письменным обоснованием. Так, решая вопрос о написании безударного окончания имени существительного

(был в аллее), ученик рассуждает по плану:1.Это имя существительное 1 –го склонения.2.Предложного падежа.3.Вывод: окончание –е.

Самоконтроль:
Начальная форма-аллея, женского рода на –я. Был( где?) в стране.

На определённом этапе усвоения правила и формирования орфографического навыка происходит сокращение, свёртывание действий по применению правила, а следовательно, свёртывание действий контроля. Из сознания учащихся выпадают те детали, которые не имеют непосредственного отношения к данной цели. Ученики вместо самого правила представляют себе лишь общую схему действия. При этом некоторые частные действия постепенно отрабатываются таким образом, что производятся быстро, без задержки письма. Повышая уровень обученности школьников при повторении материала, учитель продолжает совершенствовать эти умения учащихся.

При повторении и обобщении материала следует широко использовать учебник русского языка. Так, повторяя правописание слов, выделенных у учебнике IV класса для запоминания, можно провести взаимодиктанты и самодиктанты с последующей самопроверкой .Организация соревнования между учащимися в правильном написании как можно большего количества слов повысит заинтересованность в работе. При коллективной проверке написанных диктантов работа усложняется: школьники подбирают к записанным однокоренные слова, проговаривают их, называют орфограммы и объясняют те их них, которые проверяются правилом.

Разнообразные задания, способствующие обобщению материала. можно предложить, используя список изученных орфограмм. Учащиеся отыскивают в этом списке указанные учителем орфограммы, группируют их (орфограммы в приставках, в корнях слов; правописание мягкого знака после шипящих; орфограммы, требующие грамматического обоснования, и другие), формулируют обобщённое правило, составляют таблицы, подбирают примеры.

Работа по повторению орфографии должна проводиться в тесной связи с развитием речи учащихся. С целью обогащения словаря школьников можно предложить такие виды заданий: подобрать к именам существительным глаголы, подходящие по смыслу, и объяснить правописание их окончаний: ветер, облака, солнце, дождь, снег; заменить глаголы торжественной речи обычными, разговорными, записать, поставив, например, во 2-м лице ед. числа: простираться, провозгласить, восторжествовать, восхвалять.

Для развития речи учащихся полезно провести наблюдения над текстом, например, текст из произведения «Русский лес» И. Соколова-Микитова(1). Учащиеся определяют тему и главную мысль отрывка, пересказывают его содержание, объясняют повторяемые орфограммы. Анализируя текст, учитель решает и воспитательные задачи-воспитание любви к родной природе, к Родине.

Этот текст, кроме безударных окончаний имен прилагательных, позволяет повторить также правописание глаголов, правописание приставок и другие правила.

Таким образом, ведущими линиями при повторении изученного являются учет сформированности орфографического навыка у разных по успеваемости групп учащихся, обобщение материала с помощью использования таблиц, алгоритмов, связь работы по орфографии с развитием речи учащихся.





Список используемой литературы

1. Соколов-Микитов И.С. Русский лес: для мл. шк. возраста/ Худож. Г.Никольского.-М.: Дет. лит., 1971


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!