СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совпадение в произношении и обозначении на письме буквой парных согласных звуков в словах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Совпадение в произношении и обозначении на письме буквой парных глухих согласных звуков в словах.

Цель: осознание особенности совпадения парных согласных звуков а произношении и обозначении на письме.

Задачи:

- учить распознавать парные глухие согласные звуки в словах, учитывая их одинаковую особенность при произношении и написании в конце слова.

- развивать коммуникативные способности, орфографическую зоркость, умение применять новые знания на практике, умение анализировать, обобщать, наблюдать;

- воспитывать умение работать в паре и группе.

Планируемые результаты:  на основе анализа и синтеза учащиеся научатся безошибочно писать слова с глухими парными согласными на конце слова.

Формируемые УУД:  

Познавательные – умение выделять существенные признаки звуков речи, умение работать с учебной литературой;

Коммуникативные – владение разными видами речевой деятельности;

Регулятивные – определение цели учебной деятельности; владение способами самоконтроля и самооценки;

Личностные – способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

 

Просмотр содержимого документа
«Совпадение в произношении и обозначении на письме буквой парных согласных звуков в словах»

Русский язык

Тема: Совпадение в произношении и обозначении на письме буквой парных глухих согласных звуков в словах.

Цель: осознание особенности совпадения парных согласных звуков а произношении и обозначении на письме.

Задачи:

- учить распознавать парные глухие согласные звуки в словах, учитывая их одинаковую особенность при произношении и написании в конце слова.

- развивать коммуникативные способности, орфографическую зоркость, умение применять новые знания на практике, умение анализировать, обобщать, наблюдать;

- воспитывать умение работать в паре и группе.

Планируемые результаты: на основе анализа и синтеза учащиеся научатся безошибочно писать слова с глухими парными согласными на конце слова.

Формируемые УУД:

Познавательные – умение выделять существенные признаки звуков речи, умение работать с учебной литературой;

Коммуникативные – владение разными видами речевой деятельности;

Регулятивные – определение цели учебной деятельности; владение способами самоконтроля и самооценки;

Личностные – способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.


Сценарий урока.

  1. Организационный момент. (Эмоциональный настрой на урок)

  2. Актуализация опорных знаний. Словарно-орфографическая подготовка.

А) Индивидуальная работа у доски (2 ученика – у доски; 2 ученика с места на карточках) – Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу сразу после выполнения.

Б) Н а д о с к е з а п и с ь:

О П С Г А И

– Составьте слово из рассыпанных букв, и вы узнаете, как называется обувь с высоким голенищем. (Это слово «сапоги».)

- Что скажете об этом слове? Какая часть речи? Какое число? Сколько слогов? Ударение, орфограмма.

- Составьте словосочетание существительное + прилагательное.

– Какие бывают сапоги? (Красивые, модные, добротные, зимние, кожаные, детские.)

Это интересно

Слово сапоги произошло от древнерусского сапаши – «сопеть», «храпеть»; по скрипу, который издает эта обувь, она и получила свое название.

– Когда так говорят?

 Сапоги каши просят.

(Когда износились, продырявились, требуют ремонта.)

 Два сапога – пара.

(О двух людях, подходящих друг к другу, в особенности, если одинаковы их недостатки.)

– Поставим слово в единственное число. Какая орфограмма встретилась?

- Как проверить парный согласный на конце слова?

- Расскажите правило о правописании парных согласных на конце слова.с . 17.

- Записываем в тетрадь (САПОГИ – САПОГ)

- Составим предложение со словом сапоги. Запишем, выполним разбор.

СКРИПЯТ НОВЫЕ САПОГИ. (можно найти слова, где звуков больше, чем букв)

В) Минутка чистописания.

- Назовите парный согласный в слове сапоги? (Г). А теперь ему пару по глухости звонкости

- Придумайте цепочку из букв ГК

Ггк Ккг Гкг …. (Кгк)

- Что чередуется, в чём закономерность?

3. Постановка проблемы урока.

- Посмотрите на слова. Прочитайте.

Сад, гриб, этаж, рукав, глаз, шаг.

– Чем похожи эти слова между собой? (На конце слов буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.)

– Какие согласные стоят на конце данных слов?

– Какие звуки слышатся при произнесении?

– Что заметили? (При произнесении слышатся глухие парные согласные звуки. Написание расходится с произношением.)

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов? (Подобрать проверочные слова.)

Лес, ландыш, жук, пилот, жираф, сноп.

– Чем похожи эти слова между собой? (На конце слов буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.)

- Что можно сказать о произношении и написании? (Не расходится)

- Что же будет проблемой урока? (Выясним КОГДА ПРОИЗНОШЕНИЕ РАСХОДИТСЯ С НАПИСАНИЕМ, А КОГДА НЕТ ПРИ НАПИСАНИИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА.)

4. Открытие нового знания.

- Как думаете, какие согласные опаснее: звонкие или глухие?

- Будем выяснять!

1) транскрипция сад (с а т) – на конце парный звонкий согласный, а слышится-глухой – произношение не совпадает с написанием – НАДО ПРОВЕРЯТЬ.

Лес (л э с) – на конце написан парный глухой согласный и слышится парный глухой согласный – МОЖНО СМЕЛО ПИСАТЬ ТОТ ЗВУК КОТОРЫЙ СЛЫШИМ.

- Сделайте вывод, какой же согласный требует проверки? Какой является опасным? (парный звонкий согласный)

- Проверим ещё раз (ЗУБ – СУП)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Первичное закрепление.

1) Комментированная работа у доски с. 21, упр. 41.

2) Работа в парах. (упр. 42. с. 21 – распределить слова в две группы – выписать в два столбика)

3) «секрет»

– Я вам открою «секрет», как легче запомнить глухие согласные.

– Запомните «волшебное» предложение (записать его):

Фока, хочешь поесть щец?

– Если в нем зачеркнуть все гласные и мягкий знак, то останутся только глухие согласные: ф, к, х, ч, ш, п, с, т, щ, ц.

4) Игра «Глухой – звонкий»

- Если я буду говорить слово с глухим согласным на конце слова, то вы говорите – УХО. Если я буду говорить слово со звонким согласным на конце слова, то вы говорите ГОЛОС.

АИСТ (ухо)

Торт (ухо)

Зуб (голос)

Завод (голос)

Голубь (голос)

Медведь (голос)

Крот (ухо)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

6. Работа в группах.

с. 20, упр. 36 (группы составляют по 12 слов).

- Выступление участников групп.

7. Рефлексия.

Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужки зеренький гослиг».

- Что заметили? Какую ошибку допустила Лида? (вместо звонких написала глухие согласные)

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Дополните предложение «Произношение и написание совпадает у парного ….. согласного звука» (глухого)

8. Домашнее задание с. 20, упр. 38.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!