СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная иконопись Оренбургского края

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые друзья предлагаем вам в качестве примера выполнение исследовательской работы. Надеемся, что работы детей творческого объединения «Вестники Оренбуржья» станут для вас стимулом для развития собственных исследовательских компетенций и их презентации в различных конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«Современная иконопись Оренбургского края»


Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д., с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Промышленного района



Современная иконопись Оренбургского края



Выполнила:

Михайлова Елиизавета, ученица 9 «А»

класса МОАУ «СОШ № 56 им. Хана В.Д.»

Научный руководитель:

Мишучков Андрей Александрович,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ЦДТ Промышленного района»,

к.ф.н., доцент














г. Оренбург, 2021 г.








Введение

Огромен интерес к православной иконописи в России, имеющей тысячелетние культурные христианские корни.

Необходимо поднять культурное понимание иконописи на новый уровень в духовном просвещении людей. Поэтому своей работой мы хотим привлечь внимание как можно большего количества людей к этой теме, заинтересовать, показать путь духовного становления нашего общества. Тема является актуальной, так как благодаря творчеству иконописцев Оренбургского края мы возрождаем своё духовное богатство, обретаем потерянные когда-то реликвии.

Объектом исследования является история иконописи нашего края конца XX-нач XXI вв.

Предмет исследования – творчество оренбургских иконописцев и их вклад в духовное и культурное развитие нашего края.

Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 90-х гг. XX века по настоящее время.

Территориальные рамки: Оренбургская область.

Цель исследования – сохранить память о творчестве оренбургских иконописцев и их вкладе в духовное возрождение нашего края в 90-х гг XX века.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить историю иконописи;

  2. Собрать и систематизировать материал о творчестве оренбургских иконописцев.

  1. Показать их роль в духовном возрождение нашего края в 90-х гг XX века.

  2. Научиться различать картину и икону и правильно толковать некоторые иконописные символы.

Область применения результатов: уроки ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», уроки русского языка и литературы, классные часы.


1. История иконописи на Руси.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах.

«Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской иконописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего, это Священное Писание, Библия - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа» [6].

Иконопись пришла к нам вместе с Крещением Руси в X веке — из Византии. Вместе с новой верой из Византии прибыли и мастера, которые писали иконы, создавали мозаики, фрески на стенах храмов. При Киево-Печерском монастыре они основали иконописную школу, откуда вышли первые русские мастера — Григорий Иконописец и преподобный Алипий Печерский.

Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). [10].

В XIV веке из Византии прибыл Феофан Грек, который воспитал целую плеяду учеников и оставил после себя огромное наследие. Его ученик Андрей Рублев, прославивший русскую иконопись на весь мир, считается одним из родоначальников русского иконостаса.

Собственно, русский иконописный почерк стал узнаваем, начиная примерно с XIV века. Его создавали иконописные школы — новгородская, владимиро-суздальская, псковская, тверская, московская. У каждой школы было свое неповторимое лицо.

Именно иконы московской школы принято считать вершиной древнерусского искусства.

С XIV века, когда отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству, на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции.

Характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых и святынь - святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.

«Золотой век» русской иконописи завершился в конце XV столетия, именно тогда творил великий иконописец Дионисий. Позже русская традиция иконописи претерпела большие изменения: появилась декоративность, византийской и первой русской иконописи не свойственная. В XVII веке Симон Федорович Ушаков привнес в русскую икону портретность и академичность. Потом был послепетровский период с полным отходом от древнерусской традиции.

С XVII века в России начинается упадок иконописи, иконы начинают писаться больше «на заказ», а с XVIII века традиционную темперную (темпера) технику постепенно вытесняет масляная живопись , в которой используются приёмы западноевропейской художественной школы: светотеневая моделировка фигур, прямая («научная») перспектива, реальные пропорции человеческого тела и так далее. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.

После так называемого "открытия иконы" в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла "Древнерусское искусство" Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла Соколова М.Н (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество "Икона" в Париже. Она изучала и сохраняла иконописные традиции. Создала и сохранила множество прорисей и иконографий которые собрала в книге "Труд иконописца". Сейчас мы можем видеть множество восстановленых икон в музеях. Очень важно восстановить нам не только иконописание, но и иконопочитание, чтобы наше отношение к образу было святым, благоговейным. Люди не интересуются тем, что за икона перед ними, относятся к ней, как к амулету. Необходимо восстановить отношение к иконе как к святыне, потому что она выражает нашу веру.

Параллельно движению от аскетизма к академизму в русской иконописи существовало интересное явление — иконописные промыслы. Мстёра, Холуй и, конечно, известный на весь мир Палех — уникальные ремесленные промыслы, где происходил полный процесс создания икон — от заготовки досок до росписи ликов — и рождались настоящие произведения искусства [11].

Для изготовления икон использовались клеи и меловые краски, способные сохраняться ни одну сотню лет. Такие иконы до сих пор являются достоянием православных храмов. Первые росписи и иконы исполняли греческие мастера. Иконы писали на досках, преимущественно липовых, по меловому грунту минеральными и органическими красками, растертыми на яичном желтке. Первым иконописцем был святой евангелист Лука. Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. « Самая известная икона Андрея Рублева «Троица». Давно это было: жил в монастыре инок Андрей Рублев. Иконы писал чудесные, что радостно было молиться перед ними Богу. И вот задумал он написать радостную, добрую, светлую икону: изобразить самого Бога в образе святой Троицы (Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух). Долго Андрей молился и вдруг увидел в сиянии света: три Ангела сидели перед чашей. Услышал слова: «Любовью должен соединяться человек с богом и ближними, тогда и уподобится он Святой Троице». Видение исчезло, и мастер приступил к работе. Подготовил липовую доску, натянул на нее холст, покрыл смесью клея и мела, подсушил. Отполировал до зеркального блеска поверхность, Стал готовить краски: растирал природные камешки-минералы, смешивая с яичным желтком, разводил водой, Молился Андрей, и наливалась, расцветала под его кистью красками икона, наполнялась чудесным и добрым светом» [7].

В настоящее время, в общем, можно выделить следующие техники и стили иконописи, которые следует определить при написании новой иконы:

Техника исполнения: темпера, масло,

Средневековая иконопись и иконопись «поздних» веков.

Стиль письма: живописный, иконописный.

Следует отметить. что в настоящее время, изготовляемые иконы могут иметь характеристики нескольких иконописных школ, и бывает порой трудно определить четко к какой школе относится икона [12].

Искусству иконописи более тысячи лет, но по-прежнему к нему относятся с большим уважением и трепетом.


2. Икона-как предмет христианского искусства.

Чтобы понять художественный язык иконы, нужно, прежде всего, уяснить, что есть икона в Православной Церкви. Слово «икона» с греческого означает «образ», «портрет». Икона – это особый вид искусства, его неповторимая идиома, которая создалась на основе молитвенно-мистического опыта всей Православной Церкви.

Она – предмет особого почитания и отношения, предмет, в котором нашло свое выражение с помощью изобразительных средств догматическое учение церкви о Боговоплощении и Искуплении человеческого рода Господом Иисусом Христом.

Икона не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания: она – полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь.

Взгляд Церкви на вопрос происхождения христианского искусства один единственный и неизменный: священный образ – есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он не отделим.

Как область искусства, иконопись уже с первых веков своего возникновения ставит себе ряд самостоятельных задач: отражать новое мировоззрение, новую религию, принципиально новое понимание действительности. Посредством искусства иконы христиане старались передать не только то, что видимо телесными глазами, но и то, что не видимо, т.е. духовное содержание изображаемого. Через икону проходят лучи живоносной Божественной благодати. Она соединена через благодать с личностью того, кто изображен на ней. Через икону проявляется ипостась святого, поэтому икона – живой символ личности святого не в смысле органической жизни, а в смысле носителя животворящего света. Икона – это не портрет, а присутствие святого в его условно-символическом и в то же время реальном изображении. Это особая знаковая система, ставшая языком Церкви. Условность иконы не пробуждает чувственности, как натурализм западных живописцев. Она не красочно-роскошна, а скорее прозрачна. В ней под хрустальным покровом внешнего открывается царство духа. Каждый элемент в иконе глубоко символичен.

Икона всегда конкретна. Она посвящена определенному событию или лицу. Икону не создавал иконописец, икона воплощалась через него, не умаляя его творческой индивидуальности. Именно поэтому иконописцы никогда не подписывали «своих» работ.

Выработка образного языка Церкви, наиболее адекватных форм церковного изобразительного искусства, выпала на долю Константинопольской Церкви. Географическое положение новой столицы империи, на стыке Европы и Азии, позволяло ей использовать богатство достижений их культуры. В области искусства она унаследовала уже выработанную иконографию усовершенствованную фресковую, мозаическую и энкаустическую технику, богатую орнаментику, утонченную цветовую гамму, развитую систему монументальной росписи. Художественная задача иконы заключается не только в том, чтобы показать историчность священного события, символизирующего догмат, но и в том, чтобы освятить его вечность, вневременность, богоданность.

В настоящее время современная иконопись переживает период активного возрождения. Растет число иконописцев, иконописных школ и мастерских.


3. Отличие иконы от картины

Сравнительный анализ картины А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского» и иконы «Благословение преподобным С ергием князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву».







Сравнивая глазами два произведения искусства, нам захотелось найти отличия одного от другого.

Первое, что мы отмечаем, это круги вокруг головы Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Мы уже знаем, что это нимб - обозначение сияния, символ святости этих людей. Только двое на изображении имеют нимб, значит, иконописец выделяет этих людей. Сегодня мы знаем, почему. Церковь чтит и поминает этих святых, оставивших след в истории России.

Второе - это краски: яркие краски картины и сдержанные тона иконы. На картине можно различить несколько тонов зеленого: от травяного до почти серого. Так же живописец играет и с другими красками. Появляется ощущение многоцветия. На иконе все четко: красный-всегда красный, голубой – всегда голубой. Цветов мало.

Третье - на картине большую площадь занимает пейзаж, легко представить, где происходит действие, картина живая, туда хочется попасть. Легко определить время года и состояние природы. Это как сцена из фильма, съемки которой происходят у тебя на глазах. Икона не дает информации о времени года и состоянии природы. Значит, иконописец считает это ненужным, второстепенным.

Четвертое – линии кисти плавные, много закруглений – это на картине, на иконе много прямых линий, очень простых. Кажется, что это написано рукой ребенка.

Пятое - на картине присутствуют тени, отбрасываемые фигурами людей и элементами архитектуры, на иконе теней нет вообще.

Шестое - картину хочется рассматривать и рассказывать, а над иконой размышлять и молчать.

Рассвет академического стиля в иконописи приходится на середину XIX в.

Этот стиль близок к классическому реализму, масляной живописи.

Ему присущи следующие черты:

• Точность рисунка

• Правильность пропорций фигур

• Статичные фигуры без особой динамики

• Реалистичные лики, фотографичность изображения

• Достоверная передача фактуры материала

• Натуралистичные пейзажи

• Детальная светотеневая моделировка (цвет, полутона, падающие тени)

• Разнообразие и плавность цветовых переходов.

Мы проанализировали два произведения искусства самостоятельно и увидели некоторые различия. То, что живописец считает частью картины и тщательно выписывает, иконописцу не важно, он обращает внимание зрителя на что-то другое.



4. Определение понятий «картина» и «икона»

Чтобы лучше понять язык иконы, мы посетили несколько православных храмов города Казани и попросили поделиться с нами своими мыслями одноклассников и родителей

Для начала мы определились с тем, что такое картина и икона.

Картина-это творчество живописца, вывод из его наблюдений, раздумий, фантазия. Поэтому она должна представлять собой продуманный и законченный художественный образ. Живопись представлена в нескольких видах, основными из которых являются портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурная или историческая живопись [3] .То есть картина не всегда изображает человека, его образ. Картины выставляются на всеобщее обозрение, их хвалят или ругают, уничтожают или перерисовывают, картины составляют коллекции. На картину надо смотреть. Их может рисовать кто угодно: и художник, и ребенок и даже животное. И в любом случае картина будет для кого-то представлять некоторую ценность. Картина - средство для общения с автором, его идеями и переживаниями

Икона - это священное изображение (образ), который почитают. Это живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. [4] Икона-это всегда образ, лик, или несколько образов, ликов. Все остальное второстепенно. Икона «живет» в церкви или в доме в красном углу. Перед ней стоит лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится. На икону можно смотреть с закрытыми глазами. Писать икону может только мастер. Чтобы иметь право написать икону, надо получить благословение. В некоторых случаях иконописец выдерживает пост и только потом приступает к работе. Говорят, что икону пишет «…не человек, а Бог рукою человека». Икона – способ общения с Богом [5].

Итак, к нашим сравнительным характеристикам мы добавили еще несколько важных.

Главное: картина выдает настроение автора, а икона эмоций автора не показывает, потому что пишется с другой целью.


  1. Возрождение иконописи в Оренбургском крае

Интерес к иконе как к предмету религиозного обряда, все возрастающий в наши дни, возродил почти уже ушедшее искусство написания образов «духовного видения». Одним из ведущих в стране иконописных центров остается столица, однако и другие регионы России, в том числе и Оренбуржье, представляют современную иконопись замечательными произведениями, созданными не только «для дома», но и для многих храмов города и области.

(из интервью с иконописцем Ларисы Савиной). «В мае 1997 года я пришла учиться в иконописную мастерскую при храме Иоанна Богослова. Настоятелем храма тогда был о. Алексей Пареньков, при котором и организовалась иконописная мастерская. Основными иконописцами тогда были Владимир Зверев и о. Александр Ежов. Они обучали нас всем тонкостям иконописи от левкашенья досок и золочения до покрытия олифой готовой иконы. К сожалению, иконописная школа просуществовала не долго, зимой 1998 года, мастерская распалась».

С 18 по 31 декабря 2009 года в научно-производственном объединении «РОНА» г. Оренбурга открыта выставка работ оренбургских священников, занимающихся иконописью – протоиерея Иоанна Кочанкина и иерея Александра Ежова. Место для выставки выбрано не случайно, именно это объединение проектирует многие храмы, которые затем строятся в Оренбургской и Бузулукской епархии. В частности, именно здесь разработан и продолжает разрабатываться проект Детского православного патриотического комплекса «Форпост» – самого крупного проекта, начатого в последние годы в нашей епархии.

Информация об участниках выставки: Протоиерей Иоанн Кочанкин

Настоятель прихода Казанской иконы Божией Матери, г. Оренбург. Закончил Самарскую Духовную семинарию. Иконописью занимается с 1997 г. Участник многих выставок. Победитель Международного конкурса живописи в номинации «Религиозная живопись» в Санкт-Петербурге, 2009 г. Диплом 1 степени. Работы находятся в разных храмах региона и в частных коллекциях.

На выставке были представлены работы: «Распятие». 2009 г., дерево, левкас, золото, темпера, 200х128см. «Скоропослушница». 2009 г., дерево, левкас, золото, темпера.

  Иерей Александр Ежов. Священник Социально-миссионерского благочиния Оренбургской епархии. Родился в г. Чимкенте Казахской ССР В 1989 году окончил Оренбургское художественное училище. С 1994 по 1998 гг. обучался в иконописной школе имени преподобного Алипия Печерского г. Дубна Московской области. В 2003 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На выставке представлены работы: «Не рыдай мене, Мати». 2005 г. доска, левкас, яичная темпера, золочение, 115х80 см. «Нечаянная радость». 2008 г. доска, левкас, яичная темпера, золочение, 106х80 см.

Его работы во многом определили тенденции нынешней оренбургской иконописи. Выпускник художественного училища, член Союза художников России, рукоположенный владыкой Леонтием в священники в 1996 году, о. Александр был настоятелем храма иконы Казанской Пресвятой Богородицы в Соль-Илецке, трудился над восстановлением храма прихода Иоанна Богослова, построил храм Рождества Иоанна Крестителя в Оренбурге.

Сейчас о. Александр является иереем подворья Александро-Свирского монастыря в Санкт-Петербурге. Иконы Ежова мы можем встретить в Никольском соборе, во Введенском храме, в храмах Тихвинской иконы Божией Матери, преподобного Сергия Радонежского, а также во многих храмах области, на Украине, в Казахстане, в Италии.

31 мая 2012 года в залах Оренбургского областного музея изобразительных искусств впервые открылась выставка современной иконописи «Небо на земле».

На выставке было представлено около 30 икон, написанных художниками Оренбурга и Орска. Среди участников экспозиции – И.А.Кравченко (член Оренбургского отделения Союза художников РФ), И.А.Маслова, Е.Ф.Смитиенко, священники: Александр Ежов (член Оренбургского отделения Союза художников РФ), Иоанн Кочанкин, художники иконописной мастерской под руководством протоиерея Сергия Баранова. Работы современных российских мастеров иконы: В.П.Федотова и А.В.Федотова (члены Палехского отделения Союза художников РФ), заслуженного художника России А.Н.Хопкина (Ногинск), находящиеся в фондах музея изобразительных искусств, также заняли достойное место в экспозиции.

Современное, с ярко выраженным авторским началом, церковное искусство, безусловно, развивается с опорой на древнее: многовековые традиции Византийского искусства X – XV веков, древнерусская иконопись XIV – XVII веков, русская религиозной живопись XVIII – начала XX века. Работая в традиционных рамках канона, следуя богословски обоснованной традиции, стремясь придерживаться старинных технологий иконописания, мастера ищут новые художественные приемы, новые средства выражения.


Заключение

Проделанная нами исследовательская работа привела нас к следующим выводам:

1. Мы научились отличать картину от иконы и верно толковать некоторые иконописные символы.

2. Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл.

3. Картина-это эмоции, икона-это Божие откровение.

4. Икону нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.




Литература

  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%F2%E8%ED%E0

  2. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%EE%ED%E0

  3. Кравченко А. С., Уткин А. П. "Икона". Москва. 1993.

  4. Сайт, посвященный основам православной культуры http://vitval2008.narod.ru/OPK/Glavnaja.htm

  5. Сайт, посвященный основам православной культуры http://vitval2008.narod.ru/OPK/Glavnaja.htm

  6. Клин православный http://www.pravklin.ru/publ/tradicionnaja_pravoslavnaja_ikona

  7. Иконописная мастерская «Логос» http://www.mastericonlogos.ru/Publication/Icona

  8. Близкие по духу темы http://clubs.ya.ru/4611686018427441556/replies.xml?item

  9. Икона как образец духовного творчества http://iconpainting.narod.ru/t_yankevich.html

  10. Сайт Ярмарка мастеров: https://www.livemaster.ru/topic/1641005-ikonopis-iz-istorii-poyavleniya-na-rusi.

  11. Сайт журнала «Фома»: https://foma.ru/kakie-stili-ikonopisi-sushhestvovali-v-rossii.html

  12. https://www.glavikona.ru/stati/kak-vybrat-ikonu/ikonopis-shkoly-i-tekhniki








Приложения

  • Преподобный Андрей Рублев и игумен Троице-Сергиева монастыря Никон. Создание любимейшей иконы древнерусских художников - «Троицы», служившей образцом для бесчисленных копий с момента своего создания.


Икона «Нечаянная радость». 2008 г. Работа Иерея Александра Ежова  

  Икона  «Не рыдай мене, Мати». 2005 г. Работа Иерея Александра Ежова  

  «Распятие». 2009 г.  Работа протоиерея Иоанна Кочанкина  

  «Скоропослушница». 2009 г.  Работа протоиерея Иоанна Кочанкина




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!