СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современная цифровизация детей и молодежи.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современная цифровизация детей и молодежи.»

Цифровая социализация детей и  подростков:  мифы  и  реальность Долгих  Александра  Георгиевна доцент  кафедры  психологии  образования  и  педагогики  факультета  психологии  МГУ  имени  М.В. Ломоносова,  кандидат  психологических  наук,  доцент  РАО

Цифровая социализация детей и подростков: мифы и реальность

Долгих Александра Георгиевна

доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент РАО

Вызовы  цифровизации Цифровизация  и построение  цифрового  общества Д е формац и я  тр а д и ц ио н ных  фор м  с о ц и а л из а ц и и ребенка  и  подростка. Противоречия  формирования  естественной  и  сетевой идентичности. Н о вые  фо р мы  зависи м о го  п о в е д е н и я :  иг рова я  и интернет-зависимость. Новые  асоциальные  формы  поведения:  киберагрессия,  кибербуллинг,  «группы  смерти», суицидальное  и  аутодеструктивное  поведение. Вовлечение  молодежи  в  асоциальные  сообщества  (ксенофобия,  экстремизм, терроризм). Рост  отклонений  психического  и  физического  развития  из-за  чрезмерного  использования гаджетов  (анорексия,  булимия,  дисморфомания,  нарушения опорно-двигательного аппарата). 2

Вызовы цифровизации

Цифровизация и

построение цифрового общества

  • Д е формац и я тр а д и ц ио н ных фор м с о ц и а л из а ц и и ребенка и подростка.
  • Противоречия формирования естественной и сетевой

идентичности.

  • Н о вые фо р мы зависи м о го п о в е д е н и я : иг рова я и интернет-зависимость.
  • Новые асоциальные формы поведения: киберагрессия, кибербуллинг, «группы смерти»,

суицидальное и аутодеструктивное поведение.

  • Вовлечение молодежи в асоциальные сообщества (ксенофобия, экстремизм, терроризм).
  • Рост отклонений психического и физического развития из-за чрезмерного использования

гаджетов (анорексия, булимия, дисморфомания, нарушения

опорно-двигательного

аппарата).

2

Мифы о современных детях

«IGen» (Twenge, 2017)

«Поколение (Beall, 2016)

Цифровые аборигены» (Prensky, 2001)

  • Сп ец и ф и к а р а бо т ы мозг а :

высокая скорость,

  • Менее сфокусированы , быстрее обрабатывают и «обновляют» информацию.
  • Больш а я ф из и ческ а я безопасность : менее склонны попадать в аварии, не участвуют в вечеринках, употребляют меньше алкоголя, менее склонны к ра н н ем у се к с у и беременностям.
  • Психологические риски : более склонны к депрессиям и суицидам, менее счастливы.

интерактивность, хорошо играют в игры, но не могут читать книги.

  • Предпринимательская жилка – подростки считают, что откроют свой бизнес, когда вырастут.
  • «Гипертекстовое

мы ш л е ни е »

как параллельная

переработка

вместо

информации

последовательной.

  • Имеют больше ожиданий, чем

прошлое ра сс чи т ывают подстроятся

наоборот.

  • Многозадачность.

поколение ,

на т о, ч т о п о д ни х , а не

незрелые,

  • Пс ихол о ги ч ески инфантильные , взрослой жизни.

не г о т овы к

  • Развитое пространственное мы ш л е н и е , з р и тел ь но- п р о с тра н с твенн ы е навыки,
  • Индивидуальность

большое значение.

име е т

способность мышлению, способ н о с ть

к инду к тив но м у

  • Ме н ь ш е в о в л еч е н ы в отношения со сверстниками, как дружеские, так и романтические.

но сниже н на я к ре ф л ексии и

  • Зависимы от гаджетов .

критическому мышлению.

Реальность  современных  подростков 4

Реальность современных подростков

4

Влияние цифровых технологий на психическое  развитие  подрастающего  поколения 1-3  года 4-7  лет Цифровые технологии как подмена  предметного мира и уплощение  эмоциональной  привязанности Сюжетно-ролевая игра с готовыми  образцами  –  отсутствие  навыков саморегуляции,  задержка  развития воображения 7-  12  лет Вытеснение цифровой средой  учителя  как  источника  контроля и обратной связи в  учебной  деятельности 18  –  21 Трудности  и  неопределенность  личностного и  профессионального  самоопределения и 12-14  лет Диффузия  личностной,  гражданской и  социальной  идентичности подростка  в  виртуальной среде 14-17  лет Отставание взросления и трудности  профессиональной  ориентации 5 становления

Влияние цифровых технологий на психическое развитие подрастающего поколения

1-3 года

4-7 лет

Цифровые технологии как подмена предметного мира и уплощение эмоциональной привязанности

Сюжетно-ролевая игра с готовыми образцами – отсутствие навыков

саморегуляции, задержка развития

воображения

7- 12 лет

Вытеснение цифровой средой учителя как источника контроля и обратной связи в учебной деятельности

18 21

Трудности и неопределенность личностного и профессионального самоопределения и

12-14 лет

Диффузия личностной, гражданской и социальной идентичности подростка в виртуальной среде

14-17 лет

Отставание взросления и трудности профессиональной ориентации

5

становления

Период

Особенности развития ВПФ в период

Ведущая деятельность

М еж л ичностн о е общение со

сверстниками.

Младший подростковый

возраст .

Завершается кризисом 15 лет – подростковый кризис рождения самосознания и формирования

собственной системы ценностей.

Логическое мышление, основы гипотетико-дедуктивного

мышления, способность к

логическому доказательству.

Самооценка, подчинение

правилам коллективной жизни.

Ведущий мотив

М отив, реа л изую щ ий потребность «быть и казаться взрослым».

Мотив

сотрудничества,

мотив установления дружеских

отношений и мотив

Канал психологического воздействия

Семья, родители. Сверстники.

Учителя (через содержание учебных

предметов, формирование представлений о духовно-

нравственных ценностях и их значении для самореализации

личности). Кумиры и авторитеты в информационном пространстве.

социальной

принадлежности

(аффилиации),

включенности в

группу сверстников.

Социальная ситуация развития

Возраст

Приобретение с амо с т о я тел ь но с т и в

учебной деятельности.

Вхождение в группу сверстников. Рост автономии и с амо с т о я тел ь но с т и и

снижение родительской опеки.

12-15 лет

Психологические мишени

Формирование представлений о последствиях асоциального

поведения. Представление образцов правильного поведения

значимыми авторитетными людьми и кумирами. Актуализация инициативы самих подростков к пропаганде правильного

поведения через проектную деятельность в командах. 6

Период

Старший подр о стковый возраст .

Завершается кризисом 17 лет вхождения во

взрослость.

Особенности развития ВПФ в период

Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная

деятельность – усвоение научных понятий в контексте

предварительного п р оф е сси о на л ьно г о самоопределения и п остро е н и я л и ч ных профессиональных планов.

Формирование самосознания и социальной и личной идентичности. Мировоззрение и основы

научной картины мира. Ценностные ориентации и построение жизненных планов во временной

перспективе. Склонность к риску как

характеристика подросткового возраста.

Ведущий мотив

Мотив

самоопределения и самореализации.

М отив, реа л изую щ ий потребность в

близком друге и любви. Устойчивые выраженные

интересы.

Социальные мотивы (мотив долга,

ответственности).

Мотив саморазвития.

Канал психологического воздействия

Группы по интересам, поиск «своих» и

«чужих». Группы в соцсетях.

Наставник (из реального круга общения или авторитетное лицо из сферы шоу- бизнеса, спорта и пр.), выступающий как образец для подражания.

СМИ, сеть Интернет.

Возраст

15 17

(в перспективе пролонга ц и я до 21 года)

Социальная ситуация развития

Подросток стоит на

«пороге взрослой жизни» -

общество ставит задачи профессионального,

жизненного, личностного самоопределения. Рост автономии в отношениях с родителями и выбор Наставника. Возрастает

значение группы сверстников.

Психологические мишени

Создание положительного контента в сети, пропагандирующего

духовно-нравственные ценности как сообщество успешных,

«культовых» персонажей, значимых для подростков.

Демонстрация важной роли воспитания в становлении личности,

реализации жизненных планов и достижении успеха.

7

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Цифровая социализация детей и  подростков:  мифы  и  реальность Долгих  Александра  Георгиевна доцент  кафедры  психологии  образования  и  педагогики  факультета  психологии  МГУ  имени  М.В. Ломоносова,  кандидат  психологических  наук,  доцент  РАО

Цифровая социализация детей и подростков: мифы и реальность

Долгих Александра Георгиевна

доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент РАО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!