Цифровая социализация детей и подростков: мифы и реальность
Долгих Александра Георгиевна
доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент РАО
Вызовы цифровизации
Цифровизация и
построение цифрового общества
- Д е формац и я тр а д и ц ио н ных фор м с о ц и а л из а ц и и ребенка и подростка.
- Противоречия формирования естественной и сетевой
идентичности.
- Н о вые фо р мы зависи м о го п о в е д е н и я : иг рова я и интернет-зависимость.
- Новые асоциальные формы поведения: киберагрессия, кибербуллинг, «группы смерти»,
суицидальное и аутодеструктивное поведение.
- Вовлечение молодежи в асоциальные сообщества (ксенофобия, экстремизм, терроризм).
- Рост отклонений психического и физического развития из-за чрезмерного использования
гаджетов (анорексия, булимия, дисморфомания, нарушения
опорно-двигательного
аппарата).
2
Мифы о современных детях
«IGen» (Twenge, 2017)
«Поколение Z» (Beall, 2016)
Цифровые аборигены» (Prensky, 2001)
- Сп ец и ф и к а р а бо т ы мозг а :
высокая скорость,
- Менее сфокусированы , быстрее обрабатывают и «обновляют» информацию.
- Больш а я ф из и ческ а я безопасность : менее склонны попадать в аварии, не участвуют в вечеринках, употребляют меньше алкоголя, менее склонны к ра н н ем у се к с у и беременностям.
- Психологические риски : более склонны к депрессиям и суицидам, менее счастливы.
интерактивность, хорошо играют в игры, но не могут читать книги.
- Предпринимательская жилка – подростки считают, что откроют свой бизнес, когда вырастут.
мы ш л е ни е »
как параллельная
переработка
вместо
информации
последовательной.
- Имеют больше ожиданий, чем
прошлое ра сс чи т ывают подстроятся
наоборот.
поколение ,
на т о, ч т о п о д ни х , а не
незрелые,
- Пс ихол о ги ч ески инфантильные , взрослой жизни.
не г о т овы к
- Развитое пространственное мы ш л е н и е , з р и тел ь но- п р о с тра н с твенн ы е навыки,
большое значение.
име е т
способность мышлению, способ н о с ть
к инду к тив но м у
- Ме н ь ш е в о в л еч е н ы в отношения со сверстниками, как дружеские, так и романтические.
но сниже н на я к ре ф л ексии и
критическому мышлению.
Реальность современных подростков
4
Влияние цифровых технологий на психическое развитие подрастающего поколения
1-3 года
4-7 лет
Цифровые технологии как подмена предметного мира и уплощение эмоциональной привязанности
Сюжетно-ролевая игра с готовыми образцами – отсутствие навыков
саморегуляции, задержка развития
воображения
7- 12 лет
Вытеснение цифровой средой учителя как источника контроля и обратной связи в учебной деятельности
18 – 21
Трудности и неопределенность личностного и профессионального самоопределения и
12-14 лет
Диффузия личностной, гражданской и социальной идентичности подростка в виртуальной среде
14-17 лет
Отставание взросления и трудности профессиональной ориентации
5
становления
Период
Особенности развития ВПФ в период
Ведущая деятельность
М еж л ичностн о е общение со
сверстниками.
Младший подростковый
возраст .
Завершается кризисом 15 лет – подростковый кризис рождения самосознания и формирования
собственной системы ценностей.
Логическое мышление, основы гипотетико-дедуктивного
мышления, способность к
логическому доказательству.
Самооценка, подчинение
правилам коллективной жизни.
Ведущий мотив
М отив, реа л изую щ ий потребность «быть и казаться взрослым».
Мотив
сотрудничества,
мотив установления дружеских
отношений и мотив
Канал психологического воздействия
Семья, родители. Сверстники.
Учителя (через содержание учебных
предметов, формирование представлений о духовно-
нравственных ценностях и их значении для самореализации
личности). Кумиры и авторитеты в информационном пространстве.
социальной
принадлежности
(аффилиации),
включенности в
группу сверстников.
Социальная ситуация развития
Возраст
Приобретение с амо с т о я тел ь но с т и в
учебной деятельности.
Вхождение в группу сверстников. Рост автономии и с амо с т о я тел ь но с т и и
снижение родительской опеки.
12-15 лет
Психологические мишени
Формирование представлений о последствиях асоциального
поведения. Представление образцов правильного поведения
значимыми авторитетными людьми и кумирами. Актуализация инициативы самих подростков к пропаганде правильного
поведения через проектную деятельность в командах. 6
Период
Старший подр о стковый возраст .
Завершается кризисом 17 лет вхождения во
взрослость.
Особенности развития ВПФ в период
Ведущая деятельность
Учебно-профессиональная
деятельность – усвоение научных понятий в контексте
предварительного п р оф е сси о на л ьно г о самоопределения и п остро е н и я л и ч ных профессиональных планов.
Формирование самосознания и социальной и личной идентичности. Мировоззрение и основы
научной картины мира. Ценностные ориентации и построение жизненных планов во временной
перспективе. Склонность к риску как
характеристика подросткового возраста.
Ведущий мотив
Мотив
самоопределения и самореализации.
М отив, реа л изую щ ий потребность в
близком друге и любви. Устойчивые выраженные
интересы.
Социальные мотивы (мотив долга,
ответственности).
Мотив саморазвития.
Канал психологического воздействия
Группы по интересам, поиск «своих» и
«чужих». Группы в соцсетях.
Наставник (из реального круга общения или авторитетное лицо из сферы шоу- бизнеса, спорта и пр.), выступающий как образец для подражания.
СМИ, сеть Интернет.
Возраст
15 – 17
(в перспективе пролонга ц и я до 21 года)
Социальная ситуация развития
Подросток стоит на
«пороге взрослой жизни» -
общество ставит задачи профессионального,
жизненного, личностного самоопределения. Рост автономии в отношениях с родителями и выбор Наставника. Возрастает
значение группы сверстников.
Психологические мишени
Создание положительного контента в сети, пропагандирующего
духовно-нравственные ценности как сообщество успешных,
«культовых» персонажей, значимых для подростков.
Демонстрация важной роли воспитания в становлении личности,
реализации жизненных планов и достижении успеха.
7
Благодарю за внимание!
Цифровая социализация детей и подростков: мифы и реальность
Долгих Александра Георгиевна
доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент РАО