СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные формы проведения классных часов в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлено выступление по теме "Современные формы проведения классных часов в начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Современные формы проведения классных часов в начальной школе»

Современные формы проведения

классных часов в начальной школе

Переступая порог школы, первоклассник попадает в огромный, новый для него мир. Ему предстоит освоить азбуку общения с людьми, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.

«Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Различают классный час организационный и тематический.

На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.

Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведение и т. д.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

• обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

• формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

• развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

• содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;

• формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Классный час выполняет три основные воспитательные функции : просветительскую, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. Объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них материальных и духовных, общественных ценностей. Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.
Чаще всего классный час выполняет все три функции одновременно.

При подготовке классного часа в младших классах следует учитывать психологические особенности детей. Они с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5-7 минут. Следует помнить, что классный час должен быть не более 35 минут, с частой сменой видов деятельности. Должна присутствовать наглядность, интересные, неожиданные моменты.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями.

При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:

• возрастные и интеллектуальные особенности школьников

• их интересы и запросы

• соответствие формы тематике и цели классного часа

• собственный опыт воспитательной работы

• школьные условия

Основные формы проведения классного часа:

  • дискуссионные формы

  • формы состязательного характера

  • творческие формы

  • игровые формы

  • формы психологического просвещения

  • подвижные формы

  • формы работы вне школы

К форме проведения состязательного характера относится викторина. Здесь идет подбор материала для познавательной активности детей. Особенно ее уместно проводить в конце учебного года, подводя итог работы в классе. Можно подключить к подготовке родителей. Например каждая семья вместе с классным руководителем придумывает игру-викторину, игру- конкурс и проводит ее вручая призы победителям, затем все вместе обсуждают , интересно ли было участникам. Это могут быть кроссворды, живые картины, репродукции, ребусы, задачки. В современной, увлекательной форме проходит расширение кругозора учащихся.

Среди творческих форм можно выделить устный журнал, который представляет собой серию коротких выступлений (страничек) на темы окружающей жизни, искусства, литературы, спорта. Каждую страничку могут готовить сами дети, но лучше, если они будут это делать вместе с родителями. Часто родителей, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс, их активность определяют в значительной мере возможный успех воспитания учащихся. Например классный час «У нас в гостях великие поэты, музыканты, художники». Этот классный час предполагает использование проектного подхода, когда семья или группа учащихся выбирают себе жизнь и творчество того или иного творца готовят репродукцию, делают выставку, музыкальное и поэтическое сопровождение, интересные факты биографии. И все это показывают одноклассникам.

Еще одна распространенная игровая форма проведения классного часа – игра- путешествие. Данная форма отражает реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через преодолимое, необходимое - через интересное. Например «Путешествие в страну здоровья», «Страна , где мы живем» , «Путешествие в литературию».

Наиболее распространенной дискуссионной формой в начальной школе является беседа. С элементами инсценировки. Можно привлекать учащихся старших классов. Например, для того, чтобы ребята рассказали первоклассникам о правилах поведения в школе, о режиме дня школьника, о правилах дорожного движения.

При проведения классного часа следует использовать игры, загадки, сказки, ролевые сюжеты, что делает их более познавательными и содержательными. Не забывать о проведении физкультминуток, которые могут быть в стихотворной, игровой форме.

Известно, что до 70% личных качеств закладываются в начальной школе. Уметь решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Культуру поведения надо воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доброжелательности, Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила воспитанности, внимательности, такта, обязательности, точности. Воспитание навыков и привычек, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа по этому направлению в школе, начиная с первого класса и именно в большей части на классных часах.

Введение в начальной школе новых государственных стандартов продиктованы важностью проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него государственности и патриотизма. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они ее воспринимают. Учитывая актуальность и значимости проблемы, предлагается классный час по изучению государственной символики России. Например классный час «Россия- родина моя»

В начальной школе провести нравственный классный час не просто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко и просто. Способность учащихся младших школьников анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло обязательность и ответственность дают возможность определить тему классного часа.

Мы стараемся развивать у учащихся такие качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях. Основой для подготовки такого классного часа у младших школьниках могут стать художественные произведения , события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, произведения искусства. Нравственный классный час это время совместного поиска истины, смысла существования , извлечения урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни. О чем же мы говорим на таких классных часах?

  • О невежах и вежливости;

  • О лени и лентяях;

  • Об аккуратности;

  • Об обидах и причинах обид;

  • О жадности и жадных;

  • «Что значит быть ответственным?»;

  • Мои мечты и мои желания;

  • Друг в моей жизни;

  • Душевность и бездушность.

Интересна и познавательна такая форма проведения классных часов вне школы, как экскурсия. В первом классе это первая экскурсия по школе, в столовую, школьную библиотеку, школьный музей. В более старшем возрасте это экскурсия-наблюдение за природными изменениями окружающей среды, экскурсия в районный краеведческий музей, библиотеку, дом культуры, на стадион, кинотеатр, пожарную часть. В начале экскурсии – беседа: на что обратить внимание. После экскурсии обязательно обсуждение увиденного, подведение итогов.

Не менее важная и актуальная проблема школы – сохранить здоровье детей. Формировать знания о здоровом образе жизни следует используя подвижные формы. Это веселые разнообразные старты в классе и спортивном зале или на спортивной площадке с участием всей начальной школы. Соревнования могут проходить и в разновозрастных группах или семейных экипажах. Например ставшая традиционной в начальной школе игра «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты».

Кроме того, хочется отметить еще одну творческую форму проведения классных часов в начальной школе. Это школьные праздники, утренники. «Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой все сконцентрировано, все сжато, все приобрело эффективную волнующую форму» отмечал А.С.Макаренко. Каждый праздник ценен в первую очередь его глубоким содержанием, идейно-нравственной направленностью. Правильно подготовленный и проведенный праздник обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей детей.

В организации и проведении праздников принимают участие весь коллектив класса, родителей. Наши учащиеся эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению.

Каждый праздник это большая творческая работа: удачно выбранная тема, разносторонняя подготовка учителя, родителей и ребят. И конечно беседа – подведение итогов работы.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, то такие классные часы становятся вредными.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники, встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям строилась жизнь класса.

Классный час личностно ориентированной направленности поможет педагогам частично реализовать задачи современной школы по формированию у учащихся духовной нравственности, жизненного самоопределения, развитию их интеллектуальных, творческих способностей, а разнообразие форм проведения личностно ориентированного классного часа будет способствовать проявлению интереса к его содержанию, развитию коммуникативных качеств у воспитанников.

Пусть девизом каждого педагога, каждого воспитанника будут слова Игоря Петровича Иванова (педагога-новатора): «Всё творчески – иначе зачем?».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!