СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные инструменты дистанционного обучения в преподавании педагогических дисциплин

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете на тему "Дистанционное обучение"

Просмотр содержимого документа
«Современные инструменты дистанционного обучения в преподавании педагогических дисциплин»

Современные инструменты дистанционного обучения

в преподавании педагогических дисциплин

учитель информатики Ирлык О.М.

Мы живем в условиях, когда изменяется не только производство, но и

весь уклад жизни, система ценностей. Если в индустриальном обществе

всё направлено на производство и потребление товаров, то

в информационном производятся и потребляются знания и интеллект.

Это, в свою очередь, приводит к увеличению доли умственного труда, поэтому от человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Актуальным видом деятельности каждого человека становится удобное, доступное, гибкое, мобильное образование.

Технологии дистанционного обучения способствуют достижению

целей государства в области образования – его доступности, улучшению

качества обучения, уничтожению барьеров на пути получения

информации. Так, дистанционное обучение становится средством решения

политических задач. Технологии современного обучения на расстоянии

(e-learning, дистанционное обучение) – это ответ на вызовы глобализации,

колоссальный рост объема знаний, который обрушивается сегодня

на человечество. По сути, дистанционное обучение является неотъемлемой

частью структуры информационного общества, основой новой экономики,

развитие которой базируется на управлении знаниями.

Технологии дистанционного обучения рассматриваются в качестве

среды саморазвития и вторичной социализации личности,

самообразования учащихся. Дистанционное обучение на основе

современных информационных технологий привносит в учебный процесс

новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и

гибкости учебного процесса, широкое использование информационных

ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм

обучения, а также возможность построения новых эффективных форм

обучения.

В условиях дистанционного обучения повышается качество

образовательной деятельности преподавателей:

- инновационные методы преподавания, эффективные средства, разнообразные приемы и формы контроля, структурирование УМК и т.д.); учащихся (актуализация самостоятельной работы). Поскольку научить нельзя, но можно только научиться, учащимся необходимо уметь рассматривать и анализировать свое знание изнутри (самоконтроль), а не только снаружи (контроль извне – со стороны преподавателя).

Результатом обучения является обретение своего индивидуального опыта.

«Чужой опыт нужно не столько присваивать, сколько извлекать из него уроки. В себе нужно оценивать не просто наличие интереса и желания учиться, а готовность и способность приложить усилия к тому, чтобы научиться учиться».

Самообразование следует рассматривать как основу очной, заочной,

вечерней и дистанционной форм обучения, механизм непрерывного

образования. Соответственно различным является соотношение

самостоятельной работы учащихся и групповых занятий. Увеличение доли самостоятельной работы приводит к уменьшению внешней регламентации учебной деятельности, соответственно повышается роль внутренней дисциплины и ответственности учащихся.

Вместе с тем возрастает методическая деятельность преподавателя в плане

организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. И в данной форме обучения необходимы

учебно-методические пособия, в которых следует представить виды и структуру знания, искусство чтения и науку понимания.

Телекоммуникационные технологии, используемые в дистанционном

обучении, обладают актуальными для современного общества знаний

качествами: многофункциональностью, оперативностью,

продуктивностью, насыщенностью. Это позволяет им обеспечить быструю

и эффективную самореализацию учащихся, предоставляя при этом право

избирать персональную образовательную траекторию.

Удачной попыткой реализовать эту цель является конкурс-проектов «Моя веб-страница» (А.Б. Галанов), который позволяет:

- построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося; повысить мотивацию учащихся к освоению информационных и коммуникационных технологий;

- повысить познавательную активность учащихся; создать условия для

самостоятельной организации учения;

- дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

- активизировать творческую деятельность учеников; организовать систематическую рефлексию учащихся;

- отследить динамику развития обучающихся;

- учитывать уровень начальной подготовки практически каждого учащегося; - вносить своевременные коррективы по ходу учебного процесса.

Современный образовательный процесс все больше опирается на

технологии дистанционного обучения, что позволяет преподавателям и

обучающимся решать академические задачи вне времени и пространства.

Поэтому все более актуальной становится информационно-компьютерная

грамотность преподавателей, включающую информационную и

компьютерную грамотность. Информационная грамотность включает

комплекс навыков, необходимых для того, чтобы «осознавать

необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и

эффективно использовать необходимую информацию». Компьютерная

грамотность - это умение использовать компьютер в деятельности

(учебной, профессиональной и т.д.), знание его устройства и принципов

функционирования на уровне архитектуры.

Информационная грамотность требует владения компьютерной

грамотностью и знаний в области информационных технологий (технологическая компетентность). В соответствии с концепцией

«беглого» знания в сфере информационных технологий компьютерная

грамотность имеет отношение к прикладному обучению, работе со

специальными техническими и программными средствами,

технологическая компетентность фокусируется на понимании и

использовании технологических концепций и применения их для

принятия решений и критической оценки использования технологий.

В условиях современной информационно-образовательной среды наиболее важной и сложной задачей является: формирование, развитие технологической компетентности участников образовательного процесса.

Как видим, в условиях дистанционного и электронного обучения

меняются требования к компетенции преподавателя. Преподаватель XXI

вв. должен не только владеть инфокоммуникационными технологиями, но

и использовать методики электронного и дистанционного обучения.

Опыт использования инструментов дистанционного обучения,

позволяет сформулировать правила, соблюдение которых позволит

обеспечить эффективный учебный процесс: предоставление обучающимся

возможности выбрать индивидуальный темп и путь обучения, наличие

рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности,

обеспечение систематических и интенсивных контактов, взаимодействия

учащихся с преподавателями и между собой, наличие четкого графика

выполнения тестов и контрольных работ, соблюдение принципа

модульности при разработке сетевых курсов.

Опыт использования инструментов дистанционного обучения

показал, что инфокоммуникационные технологии постоянно развиваются,

становятся все более удобными и доступными, соответственно

расширяются возможности их внедрения в образовательную практику.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей