Конспект урока.
Тема: Современные неологизмы
Постановка цели.
Цель урока – познакомить с понятием «неологизмы» как разновидностью лексики, с источниками, научить учащихся находить их в тексте, понимать целесообразность их употребления; развивать речь учащихся, навыки работы с текстом, способствовать развитию творческих способностей и обогащению словарного запаса у учащихся.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Ход урока
Орг. Момент
Проверка домашнего задания
Главные (центральные) вопросы урока:
Как и почему появляются неологизмы в русском языке?
Для чего нужны неологизмы?
Неологизмы обогащают русский язык. Появление их вызвано двумя причинами:
необходимостью назвать новый предмет;
потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке.
Что такое авторские неологизмы?
Работа с толковым словарем
Как вы думаете, слово лаборатория имеет одно или несколько значений?
К какому источнику мы можем обратиться, чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос?
Обратимся к толковому словарю Ожегова.
ЛАБОРАТОРИЯ: внутренняя сторона творческой деятельности. Творческая лаборатория писателя.
ЛАБОРАТОРИЯ: учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. Проблемная лаборатория. Учебная лаборатория.
Работа в парах
Попробуем дать толкование сочетания «лаборатория слова». Для этого обратите внимание на то, как объясняется значение некоторых лабораторий.
словосочетания | значение |
Летающая лаборатория | самолёт или другой летательный аппарат, на котором в условиях реального полёта отрабатываются элементы конструкции, двигатели, приборное оборудование и др |
Санитарная лаборатория | учреждение, занимающееся исследованием съестных продуктов, вкусовых веществ и других предметов потребления, для определения их доброкачественности в санитарном отношении |
Испытательная лаборатория | лаборатория или центр, которые проводит испытания или отдельные виды испытаний определенной продукции |
Чем может быть лаборатория? Учреждением, центром и даже самолетом!
Чем занимаются в лабораториях? Испытывают, исследуют, отрабатывают.
Какие ключевые слова помогли вам выполнить задание? Подчеркните эти слова.
Попробуйте со своим товарищем дать определение словосочетания «лаборатория слова».
словосочетание | значение |
лаборатория слова | |
Слова для справок (ими можно воспользоваться по желанию): толкование слова, значение слова, происхождение слова, конструкция слова, словообразование, этимология, морфология, фонетика, графика, орфография, морфемика, лексика. |
Самостоятельная работа с текстом.
Поупражняемся и мы с вами в образовании новых слов, но сначала вспомним некоторые способы образования слов. Перед вами текст « Вокруг света на корабле «Бигль». Прочитайте этот текст; из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова.
Вокруг света на корабле «Бигль»
Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой (естественный, испытатель) __________________! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели (руда, копать)_______________, которые на своих плечах выносили из шахт (много, пуд)_____________ глыбы руды. Путешественники видели, как белый (раб, владелец) _____________выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.
А сколько (разный по образу) ______________материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку (игла, тело)________, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического (бронь, носит)_________________.
За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.
Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил кругосветное путешествие на корабле "Бигль". Десятипушечный бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой естествоиспытатель! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия землетрясения. Иногда мореплаватели покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахт многопудовые глыбы руды. Путешественники видели, как белый рабовладелец выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.
А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.
За пятилетнее плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.
Я справился с этим заданием отлично | |
Я справился с этим заданием успешно | |
Я справился с этим заданием хорошо | |
У меня возникли трудности | |
На что мне обратить внимание: |
Творческая работа в парах. Игра «Придумай слово»
Сумочка для флешки-
Работа в парах
Как вы думаете, почему возникла необходимость в образовании сложных слов?
В век технического прогресса русский язык активно пополняется новыми словами. Сложные слова в языке очень удобны, потому что позволяют более точно и лаконично назвать предмет или явление. Появление новых слов не обошло стороной лабораторию слова.
Перед вами слова-неологизмы. Прочитайте данные слова.
Значение каких из них вы сможете объяснить? Соотнесите слова с лексическим значением, объясните их способ образования.
Слово | лексическое значение |
антивирус | ликвидация компьютерной безграмотности |
ликомбез | единица измерения количества информации |
гигабайт | программное средство, предназначенное для борьбы с вирусами, основными задачами которого является: препятствование проникновению вирусов в компьютерную систему; обнаружение наличия вирусов в компьютерной системе; устранение вирусов из компьютерной системы без нанесения повреждений другим объектам системы; минимизация ущерба от действий вирусов. |
аэросани | валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро |
звездоплаватель | (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится |
еврозона | тот, кто совершает полеты в космическом пространстве на летательных аппаратах; космонавт |
флэшмоб | самоходные сани, снабженные двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания |
Какие из данных слов не востребованы вами?
Целесообразно ли лаборатории слова уделять свое внимание словам, которые редко встречаются в нашей речи?
Какие из данных слов вы используете в своей речи?
Пользуются ли родители данными словами? А бабушки и дедушки?
Не испытывают ли дискомфорт ваши близкие от того, что не всегда могут понять вашу речь? Как можно помочь? (Один из вариантов - проект, создание лексического словаря неологизмов)
Варианты заданий
Задание Из словаря-справочника подобрать новые слова по теме. Например, «профессия», «одежда» и т.п.
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся неологизмы можно разделить на несколько групп:
1) слова - экономические термины: оффшор (свободный), роуминг - «распространение»; политические термины: спикер - «председатель парламента»,
инаугурация - «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг - «оценка»;
2) слова - термины, связанные с компьютерной техникой
сайт - «местоположение»; файл - «подача какого-либо документа»;
3) названия некоторых бытовых предметов
миксер - «смешивающий аппарат или прибор»; тостер - «приспособление для поджаривания тостов»;
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг - «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»;
5) названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит - «популярная песня», сингл - «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) - «переделка»;
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити - «охрана», провайдер - «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости»;
7) термины, употребляемые в косметологии: лифтинг - «подтяжка», пилинг - «чистка лица», скраб - «крем для отшелушивания».
Задание Достоевский придумал слово «стушеваться». Ломоносов ввёл новые термины: «созвездие», «полнолуние», «притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».
Целый ряд неологизмов принадлежит Карамзину: «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утончённость», «первоклассный», «человечный», «занимательный».
Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.
Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.
Найдите в произведениях русских поэтов 20 века (предлагаются тексты) неологизмы, объясните их значение.
Задание на дом
Составьте кроссворд по теме «Неологизмы».