СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные неологизмы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные неологизмы»

Конспект урока.

Тема: Современные неологизмы

Постановка цели.

Цель урока – познакомить с понятием «неологизмы» как разновидностью лексики, с источниками, научить учащихся находить их в тексте, понимать целесообразность их употребления; развивать речь учащихся, навыки работы с текстом, способствовать развитию творческих способностей и обогащению словарного запаса у учащихся.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Ход урока


  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания

Главные (центральные) вопросы урока:

  1. Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

  2. Для чего нужны неологизмы?

Неологизмы обогащают русский язык. Появление их вызвано двумя причинами:

  • необходимостью назвать новый предмет;

  • потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке.

  1. Что такое авторские неологизмы?


  1. Работа с толковым словарем

  • Как вы думаете, слово лаборатория имеет одно или несколько значений?

  • К какому источнику мы можем обратиться, чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ЛАБОРАТОРИЯ: внутренняя сторона творческой деятельности. Творческая лаборатория писателя.

ЛАБОРАТОРИЯ: учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. Проблемная лаборатория. Учебная лаборатория.

  • К какому из данных значений можно отнести сочетание лаборатория слова?

  1. Работа в парах

Попробуем дать толкование сочетания «лаборатория слова». Для этого обратите внимание на то, как объясняется значение некоторых лабораторий.

словосочетания

значение

Летающая лаборатория

самолёт или другой летательный аппарат, на котором в условиях реального полёта отрабатываются элементы конструкции, двигатели, приборное оборудование и др

Санитарная лаборатория

учреждение, занимающееся исследованием съестных продуктов, вкусовых веществ и других предметов потребления, для определения их доброкачественности в санитарном отношении

Испытательная лаборатория

лаборатория или центр, которые проводит испытания или отдельные виды испытаний определенной продукции

  • Чем может быть лаборатория? Учреждением, центром и даже самолетом!

  • Чем занимаются в лабораториях? Испытывают, исследуют, отрабатывают.

  • Какие ключевые слова помогли вам выполнить задание? Подчеркните эти слова.

Попробуйте со своим товарищем дать определение словосочетания «лаборатория слова».

словосочетание

значение

лаборатория слова



Слова для справок (ими можно воспользоваться по желанию): толкование слова, значение слова, происхождение слова, конструкция слова, словообразование, этимология, морфология, фонетика, графика, орфография, морфемика, лексика.


  1. Самостоятельная работа с текстом.

Поупражняемся и мы с вами в образовании новых слов, но сначала вспомним некоторые способы образования слов. Перед вами текст « Вокруг света на корабле «Бигль». Прочитайте этот текст; из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова.

Вокруг света на корабле «Бигль»

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой (естественный, испытатель) __________________! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели (руда, копать)_______________, которые на своих плечах выносили из шахт (много, пуд)_____________ глыбы руды. Путешественники видели, как белый (раб, владелец) _____________выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.

А сколько (разный по образу) ______________материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку (игла, тело)________, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического (бронь, носит)_________________.

За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.


  • Проверьте свою работу по карточке. (Самопроверка)

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил кругосветное путешествие на корабле "Бигль". Десятипушечный бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой естествоиспытатель! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия землетрясения. Иногда мореплаватели покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахт многопудовые глыбы руды. Путешественники видели, как белый рабовладелец выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.

А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.

За пятилетнее плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

  • Проанализируйте свою работу.

Я справился с этим заданием отлично


Я справился с этим заданием успешно


Я справился с этим заданием хорошо


У меня возникли трудности


На что мне обратить внимание:



  • Какими способами образования слов вы воспользовались?

  1. Творческая работа в парах. Игра «Придумай слово»

Сумочка для флешки-


  1. Работа в парах

  • Как вы думаете, почему возникла необходимость в образовании сложных слов?

В век технического прогресса русский язык активно пополняется новыми словами. Сложные слова в языке очень удобны, потому что позволяют более точно и лаконично назвать предмет или явление. Появление новых слов не обошло стороной лабораторию слова.

  • Перед вами слова-неологизмы. Прочитайте данные слова.

  • Значение каких из них вы сможете объяснить? Соотнесите слова с лексическим значением, объясните их способ образования.


Слово

лексическое значение

антивирус

ликвидация компьютерной безграмотности

ликомбез

единица измерения количества информации

гигабайт

программное средство, предназначенное для борьбы с вирусами, основными задачами которого является:

  • препятствование проникновению вирусов в компьютерную систему;

  • обнаружение наличия вирусов в компьютерной системе;

  • устранение вирусов из компьютерной системы без нанесения повреждений другим объектам системы;

  • минимизация ущерба от действий вирусов.

аэросани



валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро

звездоплаватель

(от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится

еврозона

тот, кто совершает полеты в космическом пространстве на летательных аппаратах; космонавт

флэшмоб

самоходные сани, снабженные двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания

  • Какие из данных слов не востребованы вами?

  • Целесообразно ли лаборатории слова уделять свое внимание словам, которые редко встречаются в нашей речи?

  • Какие из данных слов вы используете в своей речи?

  • Пользуются ли родители данными словами? А бабушки и дедушки?

  • Не испытывают ли дискомфорт ваши близкие от того, что не всегда могут понять вашу речь? Как можно помочь? (Один из вариантов - проект, создание лексического словаря неологизмов)


Варианты заданий

Задание Из словаря-справочника подобрать новые слова по теме. Например, «профессия», «одежда» и т.п.

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся неологизмы можно разделить на несколько групп: 

1) слова - экономические термины: оффшор (свободный), роуминг - «распространение»;  политические термины: спикер - «председатель парламента»,

инаугурация - «церемония вступления в должность президента страны»,

рейтинг - «оценка»;

2) слова - термины, связанные с компьютерной техникой

сайт - «местоположение»; файл -  «подача какого-либо документа»;

3) названия некоторых бытовых предметов

миксер  - «смешивающий аппарат или прибор»; тостер -  «приспособление для поджаривания тостов»;

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

боулинг - «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»;

5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит - «популярная песня», сингл - «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) - «переделка»;

6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити - «охрана», провайдер - «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости»;

7) термины, употребляемые в косметологии:  лифтинг - «подтяжка», пилинг - «чистка лица», скраб - «крем для отшелушивания».


Задание Достоевский придумал слово «стушеваться». Ломоносов ввёл новые термины: «созвездие», «полнолуние», «притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».

Целый ряд неологизмов принадлежит Карамзину: «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утончённость», «первоклассный», «человечный», «занимательный».

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Найдите в произведениях русских поэтов 20 века (предлагаются тексты) неологизмы, объясните их значение.



Задание на дом

Составьте кроссворд по теме «Неологизмы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!