СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»»

Выступление на педагогическом совете «Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя  в условиях реализации ФГОС  с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)»

Выступление на педагогическом совете

«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

«Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет».  Ignasio Estrada (испанский художник, педагог) ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, здоровьесбережения, воспитания и общего развития.

«Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет».

Ignasio Estrada

(испанский художник, педагог)

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) –

это целенаправленное, последовательно изменяющееся

взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого

решаются задачи образования, здоровьесбережения,

воспитания и общего развития.

 Общие проблемы детей с ОВЗ Ограниченные представления об окружающем мире Повышенная впечатлительность (тревожность), болезненная реакция на тон голоса Повышенная утомляемость, быстро становятся вялыми, быстро теряют интерес, отказываются от выполнения задания Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству

Общие проблемы детей с ОВЗ

Ограниченные представления об окружающем мире

Повышенная впечатлительность (тревожность), болезненная реакция на тон голоса

Повышенная утомляемость, быстро становятся вялыми, быстро теряют интерес, отказываются от выполнения

задания

Повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству

 Процесс обучения и воспитания При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно-развивающие технологии , позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Процесс обучения и воспитания

При работе с детьми, имеющими

ограниченные возможности здоровья

применяются особые

коррекционно-развивающие

технологии , позволяющие

добиваться положительной

динамики в обучении и воспитании.

Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям Концептуальность.  Предполагает опору на определенную научную концепцию Системность . Включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности Управляемость . Дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса воспитания Эффективность . Усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения Воспроизводимость . Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях

Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям

Концептуальность. Предполагает опору на определенную научную концепцию

Системность . Включает наличие всех признаков системы:

логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности

Управляемость . Дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса воспитания

Эффективность . Усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения

Воспроизводимость . Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях

 Современные образовательные технологии в системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современные образовательные технологии в системе классного руководителя в условиях реализации ФГОС

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ

МАСТЕРСКИХ

ПРОЕКТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИНФОРМАЦИОННО –

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, развивают способность к творчеству, эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.  

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, развивают способность к творчеству, эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.  

 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТЫВАЮТ На воспитательном мероприятии складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: ее победа зависит от личных усилий каждого. РАСКРЫВАЮТ возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических возможностей,  путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.  

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ВОСПИТЫВАЮТ

На воспитательном мероприятии складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: ее победа зависит от личных усилий каждого.

РАСКРЫВАЮТ

возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических возможностей,  путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.  

 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Занятия с использованием игровых ситуаций, делают воспитательный процесс увлекательным, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников .

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Занятия с использованием

игровых ситуаций, делают

воспитательный процесс

увлекательным, способствуют появлению активного

познавательного интереса

школьников .

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от цели занятия, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости учащегося. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления воспитательной работы на сохранение, формирование и укрепление здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению проблем.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от цели занятия, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости учащегося.

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления воспитательной работы на сохранение, формирование и укрепление здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению проблем.

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Коррекционно-развивающие технологии Технологии сохранения и стимулирования здоровья Артикуляционная гимнастика; Логоритмика; Игротерапия; Песочная терапия; Психогимнастика; Релаксация; Куклотерапия; Сказкотерапия. Дыхательная гимнастика; Зрительная гимнастика; Динамические паузы; Развитие общей и мелкой моторики; Су-Джок терапия; «Сухой» бассейн; Точечный массаж. Особо стоит отметить развитие общей и мелкой моторики посредством приобщения обучающихся с ОВЗ к ручному труду, развитие у них ручных умений и практических навыков

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Коррекционно-развивающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Артикуляционная гимнастика;

Логоритмика;

Игротерапия;

Песочная терапия;

Психогимнастика;

Релаксация;

Куклотерапия;

Сказкотерапия.

Дыхательная гимнастика;

Зрительная гимнастика;

Динамические паузы;

Развитие общей и мелкой моторики;

Су-Джок терапия;

«Сухой» бассейн;

Точечный массаж.

Особо стоит отметить развитие общей и мелкой моторики посредством

приобщения обучающихся с ОВЗ к ручному труду, развитие у них

ручных умений и практических навыков

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Занятия с использованием здоровьесберегающих технологий формируют у школьников понятие о том, что каждый человек должен заботится о своем здоровье.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Занятия с использованием

здоровьесберегающих технологий формируют у школьников понятие о том, что каждый человек должен заботится о своем здоровье.

 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо более тщательно составлять план, в котором бы учитывались особенности развития: слабое внимание и запоминаемость, низкая аналитическая и мыслительная деятельность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную

деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую,

которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом

обучения.

В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо более тщательно составлять план, в котором бы учитывались особенности развития: слабое внимание и запоминаемость, низкая аналитическая и мыслительная деятельность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость.

1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы) 2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать) 3. Помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее. Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление) Помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее. Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление)  ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

2.

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать)
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать)

3.

  • Помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее. Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление)
  • Помощь в освоении детьми окружающей действительности, всесторонне изучение ее. Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление)

ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Анализ проблемы или выбор темы 5. Оценка полученных результатов и выводов 2. Постановка цели, проблемный вопрос 4. Поиск и обработка информации 3. Выбор средств ее достижения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Анализ проблемы или выбор темы

5. Оценка полученных результатов и выводов

2. Постановка цели, проблемный вопрос

4. Поиск и обработка информации

3. Выбор средств ее достижения

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Формирует наблюдательность и позитивное отношение к работе. Развивает воображение, внимание, память, речь.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Формирует наблюдательность и позитивное отношение к работе.

Развивает воображение, внимание, память, речь.

 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в воспитательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности классных руководителей. Включение компьютерных технологий в воспитательный процесс позволяет классному руководителю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной  работу учащихся. Компьютерные технологии способствуют развитию  личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в воспитательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности классных руководителей.

Включение компьютерных технологий в воспитательный процесс позволяет классному руководителю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной  работу учащихся.

Компьютерные технологии способствуют развитию  личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймешь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация воспитательного процесса; активизация самостоятельной работы учащихся; развитие навыков самоконтроля; развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе

покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймешь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Достоинствами компьютерных технологий являются:

индивидуализация воспитательного процесса;

активизация самостоятельной работы учащихся;

развитие навыков самоконтроля;

развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала в ходе проведения воспитательных мероприятий, можно назвать использование мультимедийных презентаций.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала в ходе проведения воспитательных мероприятий, можно назвать использование мультимедийных презентаций.

 ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ Цель технологии:  создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира. Это форма организации учеб­но-воспитательного процесса, которая создает творческую ат­мосферу, психологический комфорт, способствует росту лично­сти учителя и ученика, дарит радость сотворчества .

ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ

Цель технологии:  создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Это форма организации учеб­но-воспитательного процесса, которая создает творческую ат­мосферу, психологический комфорт, способствует росту лично­сти учителя и ученика, дарит радость сотворчества .

 ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях: Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни. Гражданин понимается как личность «самостоя­тельная, творческая, социально-ответственная и конструк­тивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Каждый человек (ребенок) — « Все способны!»

ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ

Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:

  • Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.
  • Гражданин понимается как личность «самостоя­тельная, творческая, социально-ответственная и конструк­тивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
  • Каждый человек (ребенок) — « Все способны!»
 ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ Данная технология помогает реализовать задачи системно-деятельностного подхода. Занятия проходят в системе, где деятельность учащегося выступает на первом месте.

ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ

Данная технология помогает реализовать задачи системно-деятельностного подхода. Занятия проходят в системе, где деятельность учащегося выступает на первом месте.

 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Научно обоснованные социализированные требования. Передача социального опыта. Постановка цели и анализ сложившейся ситуации. Социализированная оценка ученика. Организация творческого дела. Создание ситуации успеха.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Научно обоснованные социализированные требования.
  • Передача социального опыта.
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации.
  • Социализированная оценка ученика.
  • Организация творческого дела.
  • Создание ситуации успеха.
 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ При работе с «Особым ребенком» необходимо: Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Предотвращать наступление утомления. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность. Во время работы с учащимися данной категории педагог должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи каждого школьника, помогать ему, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

При работе с «Особым ребенком» необходимо:

Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

Предотвращать наступление утомления.

В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность.

Во время работы с учащимися данной категории педагог должен проявлять особый педагогический такт.

Важно подмечать и поощрять успехи каждого школьника, помогать ему, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание педагога.

Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».

От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного – воспитательного процесса, способы повышения учебной мотивации  обучающихся и качества обучения. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами, что дает новый эффект в совершенствовании воспитательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного – воспитательного процесса, способы повышения учебной мотивации  обучающихся и качества обучения.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами, что дает новый эффект в совершенствовании воспитательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!