СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка»

Современные образовательные технологиии, используемые на уроках русского языка и литературы


Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует внедрение в  системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.

Что же такое педагогическая технология?

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

    В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  1. Информационно – коммуникационная технология

  2. Технология развития критического мышления

  3. Проектная технология

  4. Технология проблемного обучения

  5. Игровые технологии

  6. Кейс – технология

  7. Здоровьесберегающие технологии  

  8. Технология интегрированного обучения

  9. Технология развивающего обучения

  10. Технология мастерских

  11. Кейс – технология

  12. Педагогика сотрудничества. 

  13. Технологии уровневой дифференциации 

  14. Групповые технологии. 


1). Информационно – коммуникационная технология

                    Использование ИКТ на различных этапах обучения русскому языку и литературе.      Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока:

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения.

            Формы использования ИКТ

В процессе преподавания русского языка и литературы информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

·    мультимедийные сценарии уроков;

·    проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, терминологические диктанты, контрольные и самостоятельные работы, онлайн тесты);

2) Технология критического мышления

     Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

       Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

    Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки. 

Основные методические приемы развития критического мышления

  • прием «Кластер»,

  • таблица,

  • учебно-мозговой штурм,

  • интеллектуальная разминка,

  • зигзаг,

  • зигзаг -2,

  • прием «Инсерт»,

  • Эссе,

  • приём «Корзина идей»,

  • приём «Составление синквейнов»,

  • метод контрольных вопросов,

  • приём «Чтение с остановками»

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия вызова интереса.

Задание: Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем

Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные

произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие. Сначала мы еще раз обратим

внимание на дату, которую поэт поставил в конце: 19 октября 1836 г. Очевидно, что это

своеобразное посвящение, хотя и находится не в начале произведения: любимый лицей, дорогие

сердцу друзья и наставники – лицейское братство. Повесть часто называют и прозаическим

завещанием поэта: он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека.

Запишем в тетрадях два слова: капитанская и дочка.

- Запишите к каждому слову ассоциации.

- А теперь вспомним основные события повести и распределим их между двумя столбиками. Нам

помогут кластеры, приготовленные ребятами команд. Давайте рассмотрим, что у них получилось.

Прогнозирование по портрету

Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: Если внимательно всмотреться в портреты писателя, созданные в разное время и разными

художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?

Прогнозирование

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова

Задание: Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на последнем уроке, посвященном этому

произведению? (вспоминать, повторять, обобщать все, углубим знания по этому произведению).

Прием «ИНСЕРТ»

Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.

Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».

Прием «Кластер»

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: 3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи.

Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун

(рыбная кость)

Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова

Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет

Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом

«Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).


Прием «Корзина идей»

Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.

Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися).

Вынести на доску идеи учащихся.

Пример 2: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия реализации смысла.

Задание: Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных

действующих лиц, является Гринев. Это видно и из ваших кластеров. Очевидно, к нему относится и

эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»?



3) Проектная технология

Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество обучающихся. Одной из таких технологий является   « Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний  и повышения  качества обучения.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций ,под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. 

Этапы работы над проектом

 

Этапы

Деятельность обучающихся 

Деятельность преподавателя  

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

 Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

  

Применение проектной технологии на уроках русского языка.

Тема: "Энциклопедия одного слова"

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.

Задачи:

  1. Познакомить с технологией проектной деятельности на этапе повторения материала по теме “Лексика”.

  2. Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности; развитию критического мышления, устной и письменной речи; привитию навыков работы со словарями, само – и взаимопроверки.

  3. Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Оборудование: магнитофон, пакеты с заданиями, проектор, компьютер, словари

С. Ожегова, словари синонимов и антонимов, сборники стихов.

Ход занятия I. Организационный момент

– Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”. У вас была возможность расширить знания по теме. На уроках мы узнали много нового и интересного. Мы с вами стали намного грамотнее.

II. Работа над проектом

– Тема нашего урока “Энциклопедия одного слова”. Мы поработаем над проектом и составим 4 статьи в энциклопедический словарь.

– Для этого нам нужно поделиться на 3 группы. В каждой группе нам нужно выбрать:

– энциклопедиста (защищает проект), – архивариуса (работает со словарём , находит значение слова), – лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова), – этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами), – искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),

– лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово), – переводчика (переводит слово на языки мира).

– Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит статью в энциклопедический словарь, который будет называться “Семья”

Первая группа готовит энциклопедию слова любовь

Вторая группа готовит энциклопедию слова женщина

Третья группа готовит энциклопедию слова счастье

– В результате у нас должен получиться такой проект. Пример проекта “Энциклопедия слова дом” (в презентации). (Учитель показывает пример проекта и рассказывает о доме в презентации).

– А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта даю 15 минут.

III. Защита проекта

– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось и составьте небольшую статью с вашими словами.

– Слово предоставляется энциклопедистам.

– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ 

– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЖЕНЩИНА”

– А что нам скажет третья творческая группа, которая составляла энциклопедию слова СЧАСТЬЕ.

IV. Этап рефлексии.

– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 4 статьи в энциклопедический словарь Семья. Семья – это дом, счастье в нём, а счастье невозможно без женщины и любви. И как сказал Максим Горький: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”

– В нашем энциклопедическом словаре уже имеются 4 слова: дом, счастье, любовь и женщина

– А какие слова ещё могли бы пополнить наш энциклопедический словарь Семья?

– Дома каждый из вас поработает над своим проектом и составит статью в наш энциклопедический словарь.



4). Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. 

При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения (М. И. Махмутов). 

Для активизации умственной деятельности и развития мыслительных способностей использую познавательные задачи, опираясь на типологию задач, предложенную психологом В. А. Крутецким.



Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:

- изучения нового материала и первичного закрепления;

- комбинированных;

- блоковых проблемных занятиях - тренингах.

 

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

    Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.

    Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.

    Опрос можно осуществить как решение учебно-познавательных задач, требующих не только воспроизведения изученного, но и установления более глубоких связей в понятии. Каждое из таких заданий требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях



Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”

 

Анализ

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации

– Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы

Распевать песни – петь
Сбежать вниз – бег
ПредлОгать дружбу – предлог

Побуждение к осознанию противоречия

 

 

 

Побуждение к проблеме

 

– Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.

– Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали?

– Как мы проверяли слова?

– Применимо ли это правило в последнем случае?

– Чем же мы будем сегодня заниматься?

– Здесь написано предлАгать.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

– Безударную гласную ставили под ударение.

– Нет

– Изучать новое правило о правописании безударных гласных.

Побуждение к гипотезе

 

Побуждение к проверке

– Найти нужное правило нам помогут слова на доске.

– Что заметили? Есть ли какие-то предположения?

– Как это можно проверить?

– Выполняйте.

– Сформулируйте правило

Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать

– Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о.

– Распределить в два столбика.

– Подобрать ещё примеры.

– В корнях -лаг/лож- ….

Задание на формулирование темы

– Какую же тему мы сегодня изучили?

– Так… ещё какие варианты?

– Сверьте вашу формулировку с материалом учебника

– Оформите правило графически в схеме.

– Правописание безударных гласных О, А

– Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-

 



Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

 

5). Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1.     По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3.     По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4.     По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5.     По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность

  • активизируется мыслительная деятельность

  • самопроизвольно запоминаются сведения

  • формируется ассоциативное запоминание

  • усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

ПРИМЕРЫ ИГР
«Орфографическое лото».
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек.
к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох б_тон
в_трина
г_рбарий

г_рчица
Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К Кануть в лету
О Обетованная земля
С Сорвать маску
М Мозолить глаза
О От доски до доски
С Сбросить иго
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

6). Кейс – технология

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

     Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Характеристика метода кейсов

 1. Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления,  которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

2.Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

  • Способствует развитию умений:

  • Анализировать ситуации;

  • Оценивать альтернативы;

  • Выбирать оптимальный вариант решений;

  • Составлять план осуществления решений 

Результаты, возможные при использовании метода «Кейс-метода»:

Учебные

Образовательные

1.Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

 

1.     Создание авторского

   продукта

2. Образование и достижение

     личных целей

3. Повышение уровня

   коммуникативных навыков

4. Появление опыта принятия

решений, действий в новой

ситуации, решения проблем



Работа с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение   основной   проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Действия учителя в кейс – технологии: 

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах,

определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем

 

Примеры кейс - заданий

1. При изучении рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Можно ли А. И. Солженицына назвать прообразом своего героя-рассказчика? Обоснуйте свой ответ. Учащийся, работая с текстом-биографией и текстом произведения, должен привести обосновать свое мнение и сделать вывод.

2. При изучении «Повести о разорении Рязани Батыем» (эпизод «Подвиг Евпатия Коловрата») Представьте, что каждый из вас – летописец. Вам удалось пережить страшную трагедию Русской земли, разорение и уничтожение Рязани. Вы, летописец, должны оставить какие-либо важные сведения об этом злодеянии для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?

3. При изучении поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». В конце поэмы читаем: Мать – земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня!

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет Теркин твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

Что ж ты, брат, Василий Теркин,

Плачешь вроде? Виноват…

Что бы вы ответили плачущему Теркину?

5. При изучении драмы А. Н. Островского «Бесприданница». Определите основную причину развязки событий. Это результат рокового стечения обстоятельств или закономерный финал? Предложите свой вариант выхода из подобной ситуации (Лариса – свидетельница того, что ее разыгрывают в орлянку).

6. На уроке сопоставления стихотворения А. С. Пушкина «Сожженное письмо» и стихотворения А. Вознесенского «Е. W .» Как вы понимаете эти слова: «Не удался пасьянс»? Как бы вы объяснили имена собственные в стихотворении А. Вознесенского?

Результат решения кейс - заданий может быть представлен также в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.


7). Здоровьесберегающие технологии

  Здоровье - это величайшая ценность человека.  

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.  Работая преподавателем математики и физики при организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:

 - комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;

  - соблюдение  санитарно-гигиенических условий обучения  ( наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности ,соответсвующих  СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после занятий и частичное -  на переменах.  Проводится влажная уборка кабинета между сменами);

 -правильное соотношение между темпом и информационной плотностью  урока ( оно варьируется с учетом физического  состояния и настроения учащихся);

 - построение урока с учетом работоспособности учащихся;

 - благоприятный эмоциональный настрой;

 - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

   Физкультурные минутки и паузы во время уроков русского языка и литературы – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление. 

Например,

гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.

 1.Вверх-вниз, влево - вправо.   Двигать глазами  вверх-вниз, влево - вправо.  Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого  верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Пальчиковая гимнастика

 1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движение волн.

 2. Здравствуй. Учащиеся поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

Физкультминутки

Встали дружно. Наклонились     

Раз -  вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим

 ( ходьба на месте).

По местам пора садиться

 И опять начать учиться

   (садятся за парты).

  При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности можно обеспечить высокую работоспособность учащихся в течение дня.

  На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов рассматриваем режим дня с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

        Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески.  Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

         Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через  теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе лекции-визуализация, основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий показать связь русского языка и компьютера.

Мы все хорошо знаем расхожую фразу: «Литература—учебник жизни». Действительно, литература предоставляет нам непревзойдённые возможности учиться на примере жизни, действий и поступков различных героев, способствует стремлению учиться на чужих ошибках, а не набивать собственные шишки. С этой точки зрения литература уже самим своим содержанием позволяет формировать здоровый образ жизни, причём делать это не в назидательной, менторской манере, а говорить об этом как бы исподволь, незаметно. Эти возможности даёт и комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, и бессмертный роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», и лирика М.Ю.Лермонтова, и роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» с его главным героем Евгением Базаровым, и роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» с семейством Болконских, и поэзия Сергея Есенина, и судьба Владимира Высоцкого... Яркие, запоминающиеся образы, высокие идеи, талантливые картины—всё это пробуждает эмоции учащихся, способствует воспитанию нравственности и формированию навыков здоровьесбережения. В этом отношении стоит более широкое и обобщающее значение придать совету Пушкина: «Учитесь властвовать собою».

8).Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Преимущества интегрированных уроков

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,

  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,

  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,

  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

  • паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

  • один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

  • весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока. 

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

1.     Подготовительный

2.     Исполнительный

3.рефлексивный. 

1.планирование,

2. организация творческой группы, 

3. конструирование содержания урока,

4.репетиции.

Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

 

Например:  «Равнодействующая сила»

(литература и физика)

Можно обыграть басню Крылова «Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.                                                                                                                     

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить
не нам;
Да только воз и ныне там.

1.     Как вы думаете, почему воз не двигается с места?

2.     Как бы вы посоветовали поступить персонажам басни, чтобы перевести воз с поклажей?

3.     Какие тела взаимодействуют?

4.     Что можно сказать о равнодействующей этих сил? – Она равна нулю?

 

9). Традиционная технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда.  В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.

 

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Организационная четкость

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Шаблонное построение, однообразие

Нерациональное распределение времени урока

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания

Учащиеся изолируются от общения друг с другом

Отсутствие самостоятельности

Пассивность или видимость активности учащихся

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения учащегося 2 минуты в день)

Слабая обратная связь

Усредненный подход
отсутствие индивидуального обучения



Уровни овладения педагогическими технологиями

 

Уровень

овладения

 

В теории

На практике

Оптимальный

•Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе

• Целенаправленно и систе­матически применяет техно­логии обучения (ТО) в своей деятельности,творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике   



Развивающийся

• Имеет представление о различных ПТ;

•обоснованно описывает  суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения

•В основном следует алгоритму технологии обучения;

•владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью;

•использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы



Элементарный

• Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ;

•выстраивает отдельные технологические цепочки, ноприэтом не может объяснить их целевое назначение в  рамках урока;

•уклоняется от обсуждения

вопросов, связанных с ПТ

• Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, несистемно;

• придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения;• допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения



На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать,что какая-то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование всех технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание: «Все новое – это хорошо забытое старое».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!