СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о современных образовательных технологиях. Дается подробная характеристика каждой из них.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в ДОУ»

Современные педагогические технологии в ДОУ

В современной жизни ребенок получает много разнообразной информации. Задача педагога - помочь ребенку научиться находить и извлекать нужную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Важным отличием  инновационной деятельности от традиционной  является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса. Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности.

Применение инновационных образовательных технологий   оказывает влияние на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, повышает уровень образовательной деятельности.


К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности;

· технология исследовательской деятельности;

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника;

· игровая технология;

· технологии интегрированного обучения;

· технологии создания предметно-развивающей среды и др.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включа­ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био­энергетическом.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Типы проектов:

1.      по доминирующему методу: 

·  исследовательские,

·  информационные,

·  творческие,

·  игровые,

·  приключенческие,

·  практико-ориентированные.

2.      по характеру содержания: 

·  включают ребенка и его семью,

·  ребенка и природу,

·  ребенка и рукотворный мир,

·  ребенка, общество и его культурные ценности.

3.      по характеру участия ребенка в проекте: 

·  заказчик,

·  эксперт,

·  исполнитель,

·  участник от зарождения идеи до получения результата.

4.      по характеру контактов: 

· осуществляется внутри одной возрастной группы,

·  в контакте с другой возрастной группой,

·  внутри ДОУ,

·  в контакте с семьей,

·  учреждениями культуры.

5.      по количеству участников: 

·  индивидуальный,

·  парный,

·  групповой,

·  фронтальный.

6.      по продолжительности: 

· краткосрочный,

· средней продолжительности,

· долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

2. Коллекционирование (классификационная работа)

3. Путешествие по карте

4. «Лэпбук»

Лэпбук - это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. 


Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

-    идти в ногу со временем;

-    стать для ребенка проводником  в мир новых технологий;

-    стать наставником в выборе  компьютерных программ; 

-    сформировать основы информационной культуры его личности;

-    повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.       

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

·  исследовательский характер;

·  легкость для самостоятельных занятий детей;

·  развитие широкого спектра навыков и представлений;

·  возрастное соответствие;

·  занимательность.

Классификация программ:

·  развитие воображения, мышления, памяти;

·  говорящие словари иностранных языков;

·  простейшие графические редакторы;

·  игры-путешествия;

·  обучение чтению, математике;

·  использование мультимедийных презентаций.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

· недостаточная методическая подготовленность педагога;

· неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

·  бесплановость, случайность применения ИКТ.

Личностно-ориентированная технология

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в таких дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.

· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно - образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно - образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

·  постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

·  оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

·  заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности. 

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. 

Раздел 1 «Давайте познакомимся»:  помещаются фотография ребенка, указываются его фамилия, имя, номер группы; можно ввести рубрику («Я люблю...» , «Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!»: (вносятся антропометриче­ские данные в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка»: (помещаются сочинения родителей о своем малыше).

Раздел 4 «Я мечтаю...» : фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»).

Раздел 5 «Вот что я могу»: помещаются образцы творчества ребенка: (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения»: фиксируются гра­моты, дипломы от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

· игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

· группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

· группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

 Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

 В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.  

Технология интегрированного обучения

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. В форме интегрированных занятий лучше проводить  обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

 Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».

 Более целесообразная интеграция областей « Познание и физическая культура»;  «Познание: математика и художественное творчество»;  «Музыка и познание», «Художественное творчество и музыка».

Технология «Социальные акции»

Одна из задач образовательной области - нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных акциях вместе с родителями способствует формированию у детей фундамента духовно-нравственного воспитания, закладываются представление о понятиях: любовь к Родине, доброта, забота, сострадание, ценности семьи, уважение к старшим.

Главная цель этих мероприятий — формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие их гражданской позиции.

В детском саду силами педагогов и родителей можно организовать множество мероприятий, которые могут воплотить в жизнь данную технологию: 

- сбор батареек и макулатуры,

- проведение конкурса «Кормушка для птиц»,

- выпуск стенгазет к знаменательным датам: 23 февраля, 8 Марта,

9 мая.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!