СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные тенденции в хоровом исполнительстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

Методический доклад

«Современные тенденции в хоровом исполнительстве»

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель хоровых дисциплин Тарасова В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различные факторы определяют развитие общества в целом, постепенно видоизменяя, обновляя культурные традиции, преобразуя их. Музыкальное развитие является неотъемлемой частью социума, развития общества и как зеркальное отражение также отображает новые веяния и глобальные изменения. Хоровое исполнительство наиболее демократичный вид искусства из всех видов исполнительства, ярко воплощает новые тенденции как в методике исполнения, а также в репертуаре.

В контексте развития европейской, русской, фольклорной, американской музыкальной культуры, взаимопроникновения культур, ритма, интонаций, особое внимание принадлежит ритму. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого, нашли новые, смелые ритмы и новые способы их выражения. С начала XX века ритм определил новую энергичную пульсацию музыки Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

Но настоящим взрывом, преобразовавшим бытовую танцевально – певческую традицию стало появление новых демократических массовых жанров: сначала джаза, затем молодежной рок и поп музыки, а также знакомство с музыкой различных этнических культур. Все это демонстрировало возросшую роль ритма, а иногда и приоритет, в звучащей вокруг популярной и бытовой музыке. Утвердились на концертной эстраде ансамбли и оркестры ударных инструментов из Африки, Японии, Китая и других стран. В конце XX века стал популярным и быстро распространился в молодежной среде прием битбоксинг- изображение ударных голосом, не только как инструментальный вариант сопровождения в вокальном ансамбле, но и как сольный вид исполнительства.

В начале и первой половинеXX века в музыкальной педагогике появляется сразу несколько ярких имен педагогов - новаторов. И Карл Орф, Бела Барток, Пауль Хиндемит, каждый по-своему шли к обновлению системы начального музыкального образования, в том числе и через ритмическое воспитание. Переосмысление роли ритма в детском музицировании вызвало к жизни новые методические приемы, технологии, специальный репертуар и как результат новые прогрессивные программы обучения.

Основатель ритмики швейцарский музыкант, педагог, композитор Эмиль Жак- Далькроз открыл новую, яркую страницу в области музыкальной педагогики. Его называли «музыкальным Песталоцци», «пророком ритма». Являясь преподавателем сольфеджио, он обратил внимание на неритмичность большинства учеников и точно почувствовал пульс времени, которое настоятельно диктовало необходимость выработки новых приемов в обучении. Ж.Далькроз выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу воспитания чувства ритма у детей. Начиная с дошкольного возраста Далькроз комплексно формировал у них не только музыкальный слух, но и память, внимание, ритмичность, пластику движений, эмоциональную отзывчивость, говоря, что музыка приобретает телесные формы, преобразует наши тела.

В отечественной музыкальной педагогике вопросы ритмического воспитания разработаны хорошо. Вопросам ритмического воспитания уделяется внимание на предметах ритмики, сольфеджио. На этих предметах учащимся предлагают выполнять различные виды упражнений: чтение заданий ритмослогами, прохлопывание одно- и двухголосных примеров двумя руками, с различными движениями- хлопками, шлепками, притопами и т. д. исполнение ритмического аккомпанемента к специально подобранным произведениям.

В образовательных программах по хору ритмическое воспитание не выделяется в отдельный раздел. Подразумевается, что в хоровом исполнении наибольшую трудность для детей представляет работа над чистотой интонации, вокальными навыками, художественным содержанием произведения и т. д. Собственно изучение метра и ритма происходит на уроках сольфеджио.

Довольно редко детский хоровой коллектив сталкивается с произведениями со сложным ритмом, для освоения которого требуются специальные упражнения. Например, произведения связанные с танцевальными жанрами, народной музыкой, где могут встречаться синкопы, гемиолы и другие ритмические формулы, которые потребуют специальной проработки.

Другое дело, если хор или ансамбль заинтересован в исполнении популярной музыки и джазовых произведений. Специфика жанра потребует освоения синкопированной акцентной ритмики, которая является нормой изложения, а в джазе еще и дополнительно особой свинговой манеры исполнения, для которой характерны как свобода, так и особая точность акцентирования.

Предлагаемая работа прослеживает некоторые НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ в зарубежном хоровом исполнительстве и музыкальной педагогике, связанные с возросшей ролью ритмического начала в музыкальной культуреXX века. Результатом явилось возникновение новых жанров в быту, в хоровом исполнительстве, обновление методики музыкального воспитания.

  1. ОБНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ритмическими играми упражнениями с движениями (младший, средний и старший возраст), элементами body percussion (бади перкашн) - дословно «тело-ударные». Включение в упражнения сложных координационных связок и синкопированных ритмов, нередко связанных с ритмическими формулами популярной музыки.
  2. ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ЖАНРА В ХОРОВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВ body percussion, который используется как прием аккомпанирования пению и как основа самостоятельных произведений.

Изучение боди перкашн сочетается с использованием на занятиях и в выступлениях ударных инструментов различных видов, в том числе и шумовых, аутентичных: трещотки, свистульки, маракасы и др.

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Ритмические игры (с хлопками) считаются народным творчеством. В каждой стране есть что-то подобное - в России это детские «ладушки». В последнее время в школах появились ладошковые или хлопковые игры. В них играют парами, приговаривая рифмованный текст типа считалок, используя английские слова типа «кока кола», «ай лав ю», или различные звукосочетания. В них задача одна- повторить без ошибок последовательность движений синхронно с напарником в быстром темпе. В игре комбинируются разнообразные варианты хлопков, иногда встречаются синкопы. Хлопки могут чередоваться со шлепками по коленям, бедрам бокам, груди. (Показ упражнений с малышами, счет от 2 до 6-7). Затем пьеса «Коза - Дереза». Со щелчками. Чаще в основе лежит простой ритм рифмованных прибауток. Существуют ритмы без слов, основанных на обычном счете Многие молодые композиторы создают свои произведения используя текст народных прибауток, используя различные метроритмы. В музыкальных, театральных обучающих методиках за рубежом эти игры применяются с успехом и даже иногда в продолжительных комбинациях, показываются как концертные номера.

Индивидуальные и групповые ритмические бытовые игры с хлопками, с предметами, с рифмованным текстом и без него, стали чрезвычайно популярными в последние десятилетия. В такие игры включаются сложные координационные последовательности движений, а движения организуются синкопированными ритмами, типичными для популярной музыки. Эти усложненные игры адресованы подросткам и распространены в данной возрастной группе. В зарубежной эстраде утвердился такой жанр, как ритмический театр, композиции с разными предметами, выполняющими роль ударных- ведрами, бочками, кастрюлями и т.д. Но есть виртуозные ритмические выступления ансамблей, использующих только звучащие жесты рук_ хлопки, шлепки ладонями, локтями, щелчки пальцами и т. д.

У американского композитора Стива Райха есть произведение, которое называется «Clapping music» - «Музыка хлопков», написанное для двух исполнителей. В произведении 12 тактов, которые повторяются по 12 раз, продолжительность звучания около 4- минут.

Если говорить о применении ритмических игр на хоровых занятиях, какова может быть их практическая польза?

  1. Воспитание метроритмических навыков;
  2. Точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа:
  3. Проработка синкоп и других ритмических сложностей;
  4. Воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;
  5. Равномерное симметричное владение правой и левой руками.
  6. Воспитание психической и умственной координации, преодоление зажатости и раскоодинированности, умение концентрировать внимание.
  7. Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях на хоре для оживления обстановки, как вариант переключения на другие виды полезной деятельности, как вариант зарядки, двигательной активности.

Известно, что ритмическое воспитание учащихся является одной из наиболее важных и трудных сфер музыкального обучения. Проблемы, связанные с ритмическим воспитанием, преодолеть порой гораздо сложнее, а подчас практически невозможно, чем сформировать у детей навыки интонирования. Поэтому, уделяя ритму большое внимание на уроке хора, педагог меньшими временными затратами может добиться овладения коллективом навыками и умениями, обеспечивающими грамотное, синхронное (что конечно немаловажно при коллективном музицировании), инициативное, разнообразное (с использованием body percussion) исполнение музыкальных произведений . Что касается улучшение знаний учащихся и их понимания музыки, хочется отметить, что работа над ритмическими сложностями помогает в дальнейшем в осознании формообразования в музыке и композиции.

 

 

 

 

 

 

Методический доклад

«Современные тенденции в хоровом исполнительстве»

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель хоровых дисциплин Тарасова В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различные факторы определяют развитие общества в целом, постепенно видоизменяя, обновляя культурные традиции, преобразуя их. Музыкальное развитие является неотъемлемой частью социума, развития общества и как зеркальное отражение также отображает новые веяния и глобальные изменения. Хоровое исполнительство наиболее демократичный вид искусства из всех видов исполнительства, ярко воплощает новые тенденции как в методике исполнения, а также в репертуаре.

В контексте развития европейской, русской, фольклорной, американской музыкальной культуры, взаимопроникновения культур, ритма, интонаций, особое внимание принадлежит ритму. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого, нашли новые, смелые ритмы и новые способы их выражения. С начала XX века ритм определил новую энергичную пульсацию музыки Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

Но настоящим взрывом, преобразовавшим бытовую танцевально – певческую традицию стало появление новых демократических массовых жанров: сначала джаза, затем молодежной рок и поп музыки, а также знакомство с музыкой различных этнических культур. Все это демонстрировало возросшую роль ритма, а иногда и приоритет, в звучащей вокруг популярной и бытовой музыке. Утвердились на концертной эстраде ансамбли и оркестры ударных инструментов из Африки, Японии, Китая и других стран. В конце XX века стал популярным и быстро распространился в молодежной среде прием битбоксинг- изображение ударных голосом, не только как инструментальный вариант сопровождения в вокальном ансамбле, но и как сольный вид исполнительства.

В начале и первой половинеXX века в музыкальной педагогике появляется сразу несколько ярких имен педагогов - новаторов. И Карл Орф, Бела Барток, Пауль Хиндемит, каждый по-своему шли к обновлению системы начального музыкального образования, в том числе и через ритмическое воспитание. Переосмысление роли ритма в детском музицировании вызвало к жизни новые методические приемы, технологии, специальный репертуар и как результат новые прогрессивные программы обучения.

Основатель ритмики швейцарский музыкант, педагог, композитор Эмиль Жак- Далькроз открыл новую, яркую страницу в области музыкальной педагогики. Его называли «музыкальным Песталоцци», «пророком ритма». Являясь преподавателем сольфеджио, он обратил внимание на неритмичность большинства учеников и точно почувствовал пульс времени, которое настоятельно диктовало необходимость выработки новых приемов в обучении. Ж.Далькроз выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу воспитания чувства ритма у детей. Начиная с дошкольного возраста Далькроз комплексно формировал у них не только музыкальный слух, но и память, внимание, ритмичность, пластику движений, эмоциональную отзывчивость, говоря, что музыка приобретает телесные формы, преобразует наши тела.

В отечественной музыкальной педагогике вопросы ритмического воспитания разработаны хорошо. Вопросам ритмического воспитания уделяется внимание на предметах ритмики, сольфеджио. На этих предметах учащимся предлагают выполнять различные виды упражнений: чтение заданий ритмослогами, прохлопывание одно- и двухголосных примеров двумя руками, с различными движениями- хлопками, шлепками, притопами и т. д. исполнение ритмического аккомпанемента к специально подобранным произведениям.

В образовательных программах по хору ритмическое воспитание не выделяется в отдельный раздел. Подразумевается, что в хоровом исполнении наибольшую трудность для детей представляет работа над чистотой интонации, вокальными навыками, художественным содержанием произведения и т. д. Собственно изучение метра и ритма происходит на уроках сольфеджио.

Довольно редко детский хоровой коллектив сталкивается с произведениями со сложным ритмом, для освоения которого требуются специальные упражнения. Например, произведения связанные с танцевальными жанрами, народной музыкой, где могут встречаться синкопы, гемиолы и другие ритмические формулы, которые потребуют специальной проработки.

Другое дело, если хор или ансамбль заинтересован в исполнении популярной музыки и джазовых произведений. Специфика жанра потребует освоения синкопированной акцентной ритмики, которая является нормой изложения, а в джазе еще и дополнительно особой свинговой манеры исполнения, для которой характерны как свобода, так и особая точность акцентирования.

Предлагаемая работа прослеживает некоторые НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ в зарубежном хоровом исполнительстве и музыкальной педагогике, связанные с возросшей ролью ритмического начала в музыкальной культуреXX века. Результатом явилось возникновение новых жанров в быту, в хоровом исполнительстве, обновление методики музыкального воспитания.

  1. ОБНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ритмическими играми упражнениями с движениями (младший, средний и старший возраст), элементами body percussion (бади перкашн) - дословно «тело-ударные». Включение в упражнения сложных координационных связок и синкопированных ритмов, нередко связанных с ритмическими формулами популярной музыки.
  2. ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ЖАНРА В ХОРОВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВ body percussion, который используется как прием аккомпанирования пению и как основа самостоятельных произведений.

Изучение боди перкашн сочетается с использованием на занятиях и в выступлениях ударных инструментов различных видов, в том числе и шумовых, аутентичных: трещотки, свистульки, маракасы и др.

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Ритмические игры (с хлопками) считаются народным творчеством. В каждой стране есть что-то подобное - в России это детские «ладушки». В последнее время в школах появились ладошковые или хлопковые игры. В них играют парами, приговаривая рифмованный текст типа считалок, используя английские слова типа «кока кола», «ай лав ю», или различные звукосочетания. В них задача одна- повторить без ошибок последовательность движений синхронно с напарником в быстром темпе. В игре комбинируются разнообразные варианты хлопков, иногда встречаются синкопы. Хлопки могут чередоваться со шлепками по коленям, бедрам бокам, груди. (Показ упражнений с малышами, счет от 2 до 6-7). Затем пьеса «Коза - Дереза». Со щелчками. Чаще в основе лежит простой ритм рифмованных прибауток. Существуют ритмы без слов, основанных на обычном счете Многие молодые композиторы создают свои произведения используя текст народных прибауток, используя различные метроритмы. В музыкальных, театральных обучающих методиках за рубежом эти игры применяются с успехом и даже иногда в продолжительных комбинациях, показываются как концертные номера.

Индивидуальные и групповые ритмические бытовые игры с хлопками, с предметами, с рифмованным текстом и без него, стали чрезвычайно популярными в последние десятилетия. В такие игры включаются сложные координационные последовательности движений, а движения организуются синкопированными ритмами, типичными для популярной музыки. Эти усложненные игры адресованы подросткам и распространены в данной возрастной группе. В зарубежной эстраде утвердился такой жанр, как ритмический театр, композиции с разными предметами, выполняющими роль ударных- ведрами, бочками, кастрюлями и т.д. Но есть виртуозные ритмические выступления ансамблей, использующих только звучащие жесты рук_ хлопки, шлепки ладонями, локтями, щелчки пальцами и т. д.

У американского композитора Стива Райха есть произведение, которое называется «Clapping music» - «Музыка хлопков», написанное для двух исполнителей. В произведении 12 тактов, которые повторяются по 12 раз, продолжительность звучания около 4- минут.

Если говорить о применении ритмических игр на хоровых занятиях, какова может быть их практическая польза?

  1. Воспитание метроритмических навыков;
  2. Точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа:
  3. Проработка синкоп и других ритмических сложностей;
  4. Воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;
  5. Равномерное симметричное владение правой и левой руками.
  6. Воспитание психической и умственной координации, преодоление зажатости и раскоодинированности, умение концентрировать внимание.
  7. Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях на хоре для оживления обстановки, как вариант переключения на другие виды полезной деятельности, как вариант зарядки, двигательной активности.

Известно, что ритмическое воспитание учащихся является одной из наиболее важных и трудных сфер музыкального обучения. Проблемы, связанные с ритмическим воспитанием, преодолеть порой гораздо сложнее, а подчас практически невозможно, чем сформировать у детей навыки интонирования. Поэтому, уделяя ритму большое внимание на уроке хора, педагог меньшими временными затратами может добиться овладения коллективом навыками и умениями, обеспечивающими грамотное, синхронное (что конечно немаловажно при коллективном музицировании), инициативное, разнообразное (с использованием body percussion) исполнение музыкальных произведений . Что касается улучшение знаний учащихся и их понимания музыки, хочется отметить, что работа над ритмическими сложностями помогает в дальнейшем в осознании формообразования в музыке и композиции.

Просмотр содержимого документа
«Современные тенденции в хоровом исполнительстве»







Методический доклад

«Современные тенденции в хоровом исполнительстве»







Подготовил: преподаватель хоровых дисциплин Тарасова В.П.















Различные факторы определяют развитие общества в целом, постепенно видоизменяя, обновляя культурные традиции, преобразуя их. Музыкальное развитие является неотъемлемой частью социума, развития общества и как зеркальное отражение также отображает новые веяния и глобальные изменения. Хоровое исполнительство наиболее демократичный вид искусства из всех видов исполнительства, ярко воплощает новые тенденции как в методике исполнения, а также в репертуаре.

В контексте развития европейской, русской, фольклорной, американской музыкальной культуры, взаимопроникновения культур, ритма, интонаций, особое внимание принадлежит ритму. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого, нашли новые, смелые ритмы и новые способы их выражения. С начала XX века ритм определил новую энергичную пульсацию музыки Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

Но настоящим взрывом, преобразовавшим бытовую танцевально – певческую традицию стало появление новых демократических массовых жанров: сначала джаза, затем молодежной рок и поп музыки, а также знакомство с музыкой различных этнических культур. Все это демонстрировало возросшую роль ритма, а иногда и приоритет, в звучащей вокруг популярной и бытовой музыке. Утвердились на концертной эстраде ансамбли и оркестры ударных инструментов из Африки, Японии, Китая и других стран. В конце XX века стал популярным и быстро распространился в молодежной среде прием битбоксинг- изображение ударных голосом, не только как инструментальный вариант сопровождения в вокальном ансамбле, но и как сольный вид исполнительства.

В начале и первой половинеXX века в музыкальной педагогике появляется сразу несколько ярких имен педагогов - новаторов. И Карл Орф, Бела Барток, Пауль Хиндемит, каждый по-своему шли к обновлению системы начального музыкального образования, в том числе и через ритмическое воспитание. Переосмысление роли ритма в детском музицировании вызвало к жизни новые методические приемы, технологии, специальный репертуар и как результат новые прогрессивные программы обучения.

Основатель ритмики швейцарский музыкант, педагог, композитор Эмиль Жак- Далькроз открыл новую, яркую страницу в области музыкальной педагогики. Его называли «музыкальным Песталоцци», «пророком ритма». Являясь преподавателем сольфеджио, он обратил внимание на неритмичность большинства учеников и точно почувствовал пульс времени, которое настоятельно диктовало необходимость выработки новых приемов в обучении. Ж.Далькроз выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу воспитания чувства ритма у детей. Начиная с дошкольного возраста Далькроз комплексно формировал у них не только музыкальный слух, но и память, внимание, ритмичность, пластику движений, эмоциональную отзывчивость, говоря, что музыка приобретает телесные формы, преобразует наши тела.

В отечественной музыкальной педагогике вопросы ритмического воспитания разработаны хорошо. Вопросам ритмического воспитания уделяется внимание на предметах ритмики, сольфеджио. На этих предметах учащимся предлагают выполнять различные виды упражнений: чтение заданий ритмослогами, прохлопывание одно- и двухголосных примеров двумя руками, с различными движениями- хлопками, шлепками, притопами и т. д. исполнение ритмического аккомпанемента к специально подобранным произведениям.

В образовательных программах по хору ритмическое воспитание не выделяется в отдельный раздел. Подразумевается, что в хоровом исполнении наибольшую трудность для детей представляет работа над чистотой интонации, вокальными навыками, художественным содержанием произведения и т. д. Собственно изучение метра и ритма происходит на уроках сольфеджио.

Довольно редко детский хоровой коллектив сталкивается с произведениями со сложным ритмом, для освоения которого требуются специальные упражнения. Например, произведения связанные с танцевальными жанрами, народной музыкой, где могут встречаться синкопы, гемиолы и другие ритмические формулы, которые потребуют специальной проработки.

Другое дело, если хор или ансамбль заинтересован в исполнении популярной музыки и джазовых произведений. Специфика жанра потребует освоения синкопированной акцентной ритмики, которая является нормой изложения, а в джазе еще и дополнительно особой свинговой манеры исполнения, для которой характерны как свобода, так и особая точность акцентирования.

Предлагаемая работа прослеживает некоторые НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ в зарубежном хоровом исполнительстве и музыкальной педагогике, связанные с возросшей ролью ритмического начала в музыкальной культуреXX века. Результатом явилось возникновение новых жанров в быту, в хоровом исполнительстве, обновление методики музыкального воспитания.

  1. ОБНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ритмическими играми упражнениями с движениями (младший, средний и старший возраст), элементами body percussion (бади перкашн) - дословно «тело-ударные». Включение в упражнения сложных координационных связок и синкопированных ритмов, нередко связанных с ритмическими формулами популярной музыки.

  2. ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ЖАНРА В ХОРОВОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВ body percussion, который используется как прием аккомпанирования пению и как основа самостоятельных произведений.

Изучение боди перкашн сочетается с использованием на занятиях и в выступлениях ударных инструментов различных видов, в том числе и шумовых, аутентичных: трещотки, свистульки, маракасы и др.

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Ритмические игры (с хлопками) считаются народным творчеством. В каждой стране есть что-то подобное - в России это детские «ладушки». В последнее время в школах появились ладошковые или хлопковые игры. В них играют парами, приговаривая рифмованный текст типа считалок, используя английские слова типа «кока кола», «ай лав ю», или различные звукосочетания. В них задача одна- повторить без ошибок последовательность движений синхронно с напарником в быстром темпе. В игре комбинируются разнообразные варианты хлопков, иногда встречаются синкопы. Хлопки могут чередоваться со шлепками по коленям, бедрам бокам, груди. (Показ упражнений с малышами, счет от 2 до 6-7). Затем пьеса «Коза - Дереза». Со щелчками. Чаще в основе лежит простой ритм рифмованных прибауток. Существуют ритмы без слов, основанных на обычном счете Многие молодые композиторы создают свои произведения используя текст народных прибауток, используя различные метроритмы. В музыкальных, театральных обучающих методиках за рубежом эти игры применяются с успехом и даже иногда в продолжительных комбинациях, показываются как концертные номера.

Индивидуальные и групповые ритмические бытовые игры с хлопками, с предметами, с рифмованным текстом и без него, стали чрезвычайно популярными в последние десятилетия. В такие игры включаются сложные координационные последовательности движений, а движения организуются синкопированными ритмами, типичными для популярной музыки. Эти усложненные игры адресованы подросткам и распространены в данной возрастной группе. В зарубежной эстраде утвердился такой жанр, как ритмический театр, композиции с разными предметами, выполняющими роль ударных- ведрами, бочками, кастрюлями и т.д. Но есть виртуозные ритмические выступления ансамблей, использующих только звучащие жесты рук_ хлопки, шлепки ладонями, локтями, щелчки пальцами и т. д.

У американского композитора Стива Райха есть произведение, которое называется «Clapping music» - «Музыка хлопков», написанное для двух исполнителей. В произведении 12 тактов, которые повторяются по 12 раз, продолжительность звучания около 4- минут.

Если говорить о применении ритмических игр на хоровых занятиях, какова может быть их практическая польза?

  1. Воспитание метроритмических навыков;

  2. Точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа:

  3. Проработка синкоп и других ритмических сложностей;

  4. Воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;

  5. Равномерное симметричное владение правой и левой руками.

  6. Воспитание психической и умственной координации, преодоление зажатости и раскоодинированности, умение концентрировать внимание.

  7. Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях на хоре для оживления обстановки, как вариант переключения на другие виды полезной деятельности, как вариант зарядки, двигательной активности.

Известно, что ритмическое воспитание учащихся является одной из наиболее важных и трудных сфер музыкального обучения. Проблемы, связанные с ритмическим воспитанием, преодолеть порой гораздо сложнее, а подчас практически невозможно, чем сформировать у детей навыки интонирования. Поэтому, уделяя ритму большое внимание на уроке хора, педагог меньшими временными затратами может добиться овладения коллективом навыками и умениями, обеспечивающими грамотное, синхронное (что конечно немаловажно при коллективном музицировании), инициативное, разнообразное (с использованием body percussion) исполнение музыкальных произведений . Что касается улучшение знаний учащихся и их понимания музыки, хочется отметить, что работа над ритмическими сложностями помогает в дальнейшем в осознании формообразования в музыке и композиции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!