СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок»

Использование информационных ресурсов в процессе подготовки к урокам русского языка, литературы и словесности. Урок в современной школе: каким он должен быть? Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное – ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

ИКТ целесообразно использовать: при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы), при закреплении изложенного материала (тренинг-разнообразные обучающие программы),

в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы).

Я применяю компьютер на уроках для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов и т.д.

Для того, чтобы использовать информационные технологии на уроке, важно выбрать подходящий материал при подготовке к уроку. И здесь на помощь приходят самые разнообразные информационные ресурсы.

Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.



Остановимся на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Это, например, презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что нужно для разных этапов учебной деятельности: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Анимации и иллюстрации применяются при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также данные ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»). Помимо названных, также использую видеоуроки, учебные фильмы, электронные библиотеки.

Где же можно найти все перечисленные материалы? Конечно, на просторах сайтов в Интернет. Перечислю лишь некоторые из них, которые использую при подготовке к урокам:

Найти и скачать в хорошем качестве аудиозаписи (чтение стихотворений, музыкальные композиции) можно на сайте http://ololo.fm/

Фрагменты фильмов и фильмы по мотивам изучаемых произведений можно найти на сайте http://kinozal.tv/

Интересным может стать изучение биографии писателей в 5-6 классе с помощью «Моего живого журнала» телеканала «Радость моя» (Все видеоролики можно скачать быстро и бесплатно в довольно хорошем качестве) http://www.radostmoya.ru/project/moi_zhivoi_zhurnal/video/

Также канал «Бибигон» выпустил целый ряд программ, в форме интересных лекций рассказывающих о жизни и творчестве писателей 19-20 веков.

Много конспектов, поурочных разработок, презентаций и материалов для презентаций можно найти на всем известном сайте http://www.proshkolu.ru/ и на сайте «Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/

Уроки по основным предметам школьной программы можно найти и посмотреть на сайте http://interneturok.ru/ru

И даже сеть «ВКонтакте» может принести определенную пользу. В группе «Русский язык для лентяев» периодически выкладываются полезные словари и справочники в электронном формате http://vk.com/feed?q=%23%D1%80%D0%B4%D0%BB_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0§ion=search

Урок в формате а4, Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ) http://www.a4format.ru/

Незаменимы ИКТ-технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе учащихся, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.



Учитель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.



Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков, оформление своих докладов, рефератов с помощью компьютера. Дети делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Личностно-ориентированный подход как важно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!