СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современный урок – урок развития личности»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация и информатизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных специалистов. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить, работать в команде и находить нетрадиционные пути решения проблем. Изменения охватили и систему образования в Донецкой Народной Республике. Речь идет о реформировании системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, социальными запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к непрерывному образованию.

Просмотр содержимого документа
««Современный урок – урок развития личности»»

УДК

«Современный урок – урок развития личности»

Ирина Михайловна Кинаш, квалификационная категория «специалист высшей категории» преподаватель физики «ГОУ «Донецкая школа-интернат№1», город Донецк


Аннотация Одной из важнейших задач современной системы образования является освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Работа содержит анализ особенностей проведения современного урока, основных методов и приемов, рассмотрен урок как целостная система, проанализированны принципы построения урока в системно-деятельностном подходе, рассмотрена типология и структура уроков с применением системно-деятельностного подхода.

Представленный в работе материал поможет преподавателям СПО подготовить и провести эффективный современный урок, с применением системно-деятельностного подхода.


Ключевые слова: современный урок; системно-деятельностный подход; личность; развитие личности; технология деятельностного обучения; принципы.


Модернизация и информатизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных специалистов. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить, работать в команде и находить нетрадиционные пути решения проблем. Изменения охватили и систему образования в Донецкой Народной Республике. Речь идет о реформировании системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, социальными запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к непрерывному образованию. И здесь большая роль педагога. В своей профессиональной деятельности преподавателю необходимо учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса. Сегодня главной задачей среднего общего образования есть подготовка выпускника высокого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор. Какие бы усовершенствования не проводились в системе образования, какие бы ни проходили реформы и модернизации, основной организационной формой обучения пока остается урок. Именно на нем всегда держалась и стоит современное образование. Структура и методика проведения во многом зависят от дидактических целей и задач, которые решаются, в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков. Современный урок предлагает решение проблем воспитания, ценностного отношения к жизни, выработки осмысленной, творческой позиции средствами как традиционной, так и нетрадиционной организации учебного процесса.

Актуальность темы работы состоит в том, что урок был и остается основной дидактической и вариативной формой организации процесса целенаправленного взаимодействия преподавателя и студента, включающей содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемой для решения задач обучения, воспитания и развития ученика. Каким же должен быть, современный урок физики? Должна ли изменяться его структура? Эти вопросы не случайны. К проблемам современного урока физики в последнее время резко повысился интерес всех преподавателей. Это касается и уроков физики. При любом выборе методов и форм проведения, урок должен быть прочным и последовательным в усвоении знаний обучающихся.

Современный урок как целостная система реализации новых целей образования

В нашем обществе меняются содержание и цели образования, появляются новые технологии и средства обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо образовательного учреждения, являлась ее «визитной карточкой». Современное образование держится на уроке, который определяет ее педагогический и социальный статус, роль и место становления, развития педагогов, и студентов. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. «Актуальный» означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит обучающихся к жизни в меняющемся обществе. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для развития личности студента, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ. В наше время все более актуальным в образовании становится использование приемов и методов, которые помогают студентам самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

У современного студента должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Важным в обучении выступает системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность студентов, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных психологических, физиологических и возрастных особенностей. Системно-деятельностный подход в обучении был введен в 1985 г. Системно-деятельностный подход был попыткой объединения двух подходов – системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие др.). Важную роль в реализации системно-деятельностного подхода играет «Технология деятельностного метода обучения», разработанная коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсона. Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования [1].

Современный урок физики решает следующие задачи – повышение уровня мотивации обучающихся, использование субъективного опыта, эффективное и творческое применение полученных знаний на практике, формирование у студентов навыков получать, осмысливать и использовать информацию из различных источников, осуществление организационной четкости и оптимизации каждого урока, активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке, повышение уровня самообразовательной и творческой активности студентов, создание условий для интенсификации учебно-воспитательного процесса, наличие контроля, формирование нравственных ценностей личности, развитие социальных и коммуникативных способностей, создание ситуации успеха, самоконтроля и взаимоконтроля за процессом обучения. Педагог в целях реализации такого подхода обязан на уроке соблюдать целый ряд требований, которые включают четкое определение целей и задач урока, определение типа урока, органическую связь всех частей урока, связь урока с предыдущим уроком и заложенную перспективу на следующий урок, выбор оптимальных, исходя из целей и задач урока, методов изучения и закрепления нового материала, оптимальность домашнего задания (форма, объем, запись в дневнике, учет индивидуальных особенностей).

Подготовить и провести такой урок нелегко, нужно ответственно относиться к своим обязанностям, а это обозначает необходимость выхода на современный уровень педагогического мышления. Учитель должен обладать хорошо развитыми навыками моделирования, проектирования, конструирования урока.

Системно-деятельностный подход в обучении заложен в новые образовательные стандарты. Результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. Предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этого уже не достаточно. В информационном обществе становятся приоритетными задачи, требующие для решения коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, метапредметных компетенций.

Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности, его творческих способностей и интереса к предмету Задания построены таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это способствует им, наряду с овладением учебной программой, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, требуют творческого участия, развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку. Учитель является режиссёром учебного процесса, мотивирует учащихся к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить всех в работу [3].

Системно-деятельностный подход способствует формированию готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию, повышает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Обучение должно быть организованным процессом, целенаправленно ведущим за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. [2, с. 3].

Деятельность в теории развивающего обучения определяется как «активность, связанная существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека». Системно-деятельностный подход в корне меняет ответы на вопросы основной педагогической задачи

  • Чему учить?

  • Как учить?

  • Ради чего учить?

Особенность системно-деятельностного подхода в обучении заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а «открывают» сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Направляет эту деятельность учитель, подводит итог, дает точную формулировку установленных алгоритмов действия.

Особенности конструирования урока физики на основе системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в обучении направлен на развитие каждого студента, на формирование его индивидуальных способностей Системно-деятельностный подход значительно упрочняет знания и увеличивает темп изучения материала без перегрузки обучающихся, создавая благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, преобразовываемой технологией деятельностного метода, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Вместо простой передачи умений, знаний и навыков от учителя к учащемуся главной целью образования становится развитие способности ребенка самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать свои результаты. На уроках физики я также использую различные приемы для мотивации обучения. В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». В ней отображена важность системно-деятельностного подхода. Современный урок, основанный на принципах системно-деятельностного подхода прививает такие навыки обучающимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. На уроках физики формируется системно-деятельностный подход к восприятию окружающего мира. Я стремлюсь научить обучающихся самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить верные пути их решения.

Внедрение технологии деятельностного метода в преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов [7]:

  • принцип деятельности, заключающийся в том, что студенты, получают знания не в готовом виде, а добывает их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, активно участвуют в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

  • принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных и психологических особенностей развития школьников;

  • принцип целостности предполагает формирование обучающимися обобщенного представления о мире, о природе, об обществе, о самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук;

  • принцип минимакса заключается в том, что образовательная организация должна предложить обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы;

  • принцип психологической комфортности означает создание доброжелательной атмосферы, направленной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения, снятие всех стрессовых ситуаций в учебном процессе.

  • принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к правильному принятию решений в ситуациях выбора и к систематическому перебору вариантов;

  • принцип творчества означает ориентацию приобретение обучающимся их личного опыта, на творческое начало в образовательном процессе. [4, с.10].

Эти принципы применяются на уроках деятельностной направленности:

-на уроках «открытия» нового знания (деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий);

-на уроках рефлексии (деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и корректировки собственных действий;

-на уроках общеметодологической направленности (деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности);

-на уроках развивающего контроля (деятельностная цель: формирование у обучающихся способности к осуществлению контрольной функции) [4, с. 11].

В своей педагогической деятельности я сочетаю проведение как традиционных, так и современных уроков с целью активизации познавательной деятельности студентов, развития их творческих интересов. Это уроки открытия новых знаний.



Новые социальные запросы определяют цели образования как познавательное общекультурное и личностное развитие учащихся. Основной задачей современной системы образования есть формирование универсальных учебных действий, а не освоение учениками конкретных предметных знаний и навыков. Главная методическая цель современного урока – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Это на уроках физики позволяет преподавателю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Происходит перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает студенту развитие его самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Список использованных источников


1. Асмолов А.Г. Системно - деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика № 4, 2009.

2. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок // Завуч.- 2000.- № 4 С.27-29.

3. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Не совсем обычный урок. Воронеж - 2006-172с.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. -2004, №5. С.3-12.

5. Творогова А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org (дата обращения: 10.02.2020 г.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!