СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«"Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС"»

 

 

"Современный урок в специальной (коррекционной) школе в условиях внедрения ФГОС"

  Учитель нач. классов: Финаева О.С.

  Можно накормить голодного рыбой, а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.    Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

 

Можно накормить голодного рыбой,

а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

 

Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

 Главная цель ФГОС  раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.  

Главная цель ФГОС  раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

 

Структура уроков введения нового знания в технологии деятельностного подхода   I. Организационный момент. (1-2 минуты)   Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу»; включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы:  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);  • самопроверка домашнего задания по образцу.

Структура уроков введения нового знания в технологии деятельностного подхода

I. Организационный момент. (1-2 минуты)

 

Цель:

включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу»; включение детей в деятельность; выделение содержательной области.

Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний. (4-5 минут)  Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.  Возникновение проблемной ситуации.  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);  • создание проблемной ситуации;  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.  Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

II. Актуализация знаний. (4-5 минут)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи. (4-5 мин)  Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.   Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

III. Постановка учебной задачи. (4-5 мин)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). (7-8 мин)  Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.  • Способы: диалог, групповая или парная работа:  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;  • выведение алгоритма.  Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.  В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). (7-8 мин)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление. (4-5 минут)  Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в  процессе  первичного  закрепления примеры  решаются  с  комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

V. Первичное закрепление. (4-5 минут)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в  процессе  первичного  закрепления примеры  решаются  с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)  Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);  • Выполняется письменно;  • Методы: самоконтроль, самооценка.  При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.  При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.( 7-8 минут)  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;  • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.  При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.( 7-8 минут) • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 минуты)  Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Задаваемые вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие результаты получили? Что еще нужно сделать?

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 минуты)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Задаваемые вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие результаты получили? Что еще нужно сделать?

Итак: каким должен быть современный урок: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; вывод делают сами обучающиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Итак: каким должен быть современный урок:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
  • вывод делают сами обучающиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - обучающиеся; учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, их настроение; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - обучающиеся;
  • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, их настроение;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
 Таким образом,  ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Таким образом,  ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

 Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса в школе не могут существовать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!