СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современные технологии обучения детей с ОВЗ. Контроль, мониторинг и повышение качества учебно-воспитательного процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете"Современные технологии обучения детей с ОВЗ. Контроль, мониторинг и повышение качества учебно-воспитательного процесса".

Просмотр содержимого документа
«"Современные технологии обучения детей с ОВЗ. Контроль, мониторинг и повышение качества учебно-воспитательного процесса"»

«Современные технологии обучения детей с ОВЗ.

Его контроль, мониторинг и повышение качества учебно-воспитательного процесса»


Учитель трудового обучения Миронец Л.В.



Выдающиеся педагоги М.С. Певзнер, В. А. Сухомлинский, К.Д Ушинский, К.С. Лебединская и другие показали, что влияние деятельности на развитие детей зависит от эмоционального отношения к ней. Деятельность, выполняемая с охотой, увлечением мобилизует психические и физически силы организма и способствует их развитию, радует детей, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченной цели, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка, воспитывает положительное отношение к работе. Для детей со сниженным интеллектом это имеет особенно большое значение, т.к. не интересная монотонная работа способствует тому, что у них пропадает интерес к ней и сколько бы, потом учитель не стремился убедить в полезности этой работы, интерес к ней у учащихся не восстанавливается.

И основная задача педагога развить у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности.

Одной из причин, по которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при усвоении технико-технологических знаний, необходимых им в самостоятельной практической жизни в социуме, является недостаточная организация восприятия на уроке трудового обучения, поэтому я использую следующие способы повышения качества восприятия учебной информации:

1. Актуализацию опорных знаний.
2. Обеспечение готовности учащихся к усвоению знаний.
3. Эффективное построение объяснения.
4. Применение наглядности.
5. Применение эффективных методических приёмов концентрации внимания на учебной информации.
6. Осуществление группового и дифференцированного способа обучения.
7. Контроль за усвоением знаний.

Новые знания формируются, связываясь с ранее усвоенными. Считаю важным этапом урока, этап актуализации опорных знаний и навыков, так как при отсутствии этих опорных знаний учащиеся не имеют возможности осуществить нужную связь. В результате соответствующая часть сообщения учителя не усваивается или воспринимается не правильно. На этапе актуализации я провожу не только фронтальный срез по типу Что? Как? но и краткие письменные опросы, тестирование для определения опорных знаний каждого учащегося.

К наиболее действенным способам обучения в коррекционной школе относиться применение наглядности. Эффективность использования средств  наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.

К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия. В работе с учащимися я использую демонстрацию объектов труда, изобразительную наглядность (плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографии, схематические изображения), а также применяю практический показ приёмов работы. Целенаправленное включение средств наглядности в структуру урока позволяет мне активизировать внимание учащихся, существенно улучшать их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

Например, устное изложение информации я заменяю на предъявление зрительного ряда, визуальную информацию заменяю на тактильную и т.д. Возможно сочетание различных видов информации. Например, рассказ о свойствах тканей дополняю демонстрацией их сравнительных качеств, от демонстрации перехожу к работе с раздаточным материалом (образцами тканей и т.п). Для управления вниманием на уроках использую фактор новизны в содержании материала. Это привлекает внимание учащихся к излагаемому материалу. Эффективным способом управления вниманием является и нестандартная форма подачи учебного материала. Для этого ввожу игровые ситуации в учебный процесс, нестандартную форму предъявления информации (например, тематические кроссворды, «Чудесный мешочек», «Счастливый билетик» и т.п.)

В системе обучения школьному швейному делу важное место занимает первый год, так как именно здесь закладывается фундамент трудового обучения в последующих классах. От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения, отношение к трудовой деятельности вообще. На данном этапе обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья поддерживается познавательный интерес, они выполняют все виды работы с охотой, увлечённо, особенно при изучении темы «Швейные машины» и работа на них. Новые для данного периода задачи связаны, прежде всего, с тем, что уроки проводятся в профессиональных мастерских. Наиболее важное из них - воспитание у учащихся организационных умений и навыков в работе в швейной мастерской. Например, учащиеся должны научиться организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться машинным оборудованием только по разрешению учителя, правильно одеваться для работы (спец. одежда), убирать своё рабочее место. Изучение, а за тем строгое выполнение правил техники безопасности при работе с различными инструментами, тем самым формирую дисциплинарные навыки у учащихся. В первый и второй год обучения, я воспитываю в детях такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая одноклассницам, выполнять любые задания, предложенные учителем, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Добиваюсь и считаю главным, что настойчивость в работе добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и навыков по швейному делу. Провожу беседы с детьми о том, как важно для девочки умение шить в дальнейшей жизни.

Для решения этих задач стоящих перед учителем, выявляю умения и навыки учащихся и делю их на три группы и на основе этого провожу коррекционную работу.

К I группе относятся сильные учащиеся, где большой упор делаю на самостоятельность в выполнении той или иной работы. Дифференцированный подход применим ко II группе. Индивидуальная работа систематически проводится с отстающими учащимися, которые и определены в III группу. На уроках труда учащиеся 4 класса овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами.

Когда у детей впервые возникает желание шить? Чаще всего в тот момент, когда они видят перед собой необычное готовое изделие, поразившее их изысканностью линий. Красивые, аккуратно выполненные образцы. После этого руки сами тянутся к ниткам, ткани.

Одним из главных направлений в моей работе является создание развивающей среды, активизация познавательных интересов как факторов эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления ребенка, т.е. атмосфера психологической защищенности, способствующая развитию индивидуальности ребенка, что обеспечивается, прежде всего, манерой взаимодействия учителя и учащихся: спокойный голос. Внушать детям уверенность, что с работой они справятся. Подбирать для работы тот фасон и ткань, которые им нравятся, во время контроля только похвала, даже если работа выполнена не совсем правильно. После похвалы указать на то, что нужно исправлять и как это сделать.

Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, раздаточного материала, карточек - заданий, различных по степени трудности. Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Как обеспечить раздаточным материалом весь класс (или группу)? На помощь приходят сканер и принтер. Нужный материал сканирую, при необходимости обрабатываю и вывожу через принтер необходимое количество экземпляров. Интернет является крупнейшим источником практически любого вида информации. Широко использую возможности интернета: нахожу и распечатываю всевозможные иллюстрации, тесты на различные темы, которые потом использую на уроке.

В своей работе использую здоровьесберегающие технологии.

Смена динамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровых технологий. При этом одним из наиболее эффективных методов является периодическая смена поз, из позы сидя в позу стоя с прогибанием позвоночника, что позволяет снизить однообразную нагрузку на позвоночник). А как же использую пальчиковую гимнастику. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Современные образовательные технологии способствуют формированию познавательной активности школьников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективность образования в целом.

Важным организационным вопросом технологии формирования знаний, без реализации которого обучение не бывает достаточно результативным, является индивидуальный контроль и учёт формирования знаний. Сведения об усвоении знаний учащимися я получаю путём устных опросов при повторении материала, при анализе опросных листов, тестовых заданий, которые систематически даю выполнять учащимся после прохождения программой темы. Применение тестов в учебном процессе позволяет мне определить уровень усвоения учащимися теоретического материала, выявить пробелы в их знаниях. Кроме того, процедура тестирования в некотором роде содержит элемент игры и поэтому влечёт за собой, гораздо меньше стрессовых факторов, что положительно сказывается на учащихся коррекционной школы. При тестировании более полно раскрываются индивидуальные особенности познавательной сферы каждого ученика.

В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов:

· У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к швейному делу.

· В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся.

· Значительно расширился словарный запас.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!