XVI КОНКУРС социальных и культурных проектов
ПАО «ЛУКОЙЛ»
Номинация « Великий Подвиг»
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА Создаем школьный историко – краеведческий музей
«Память и слава в сердцах поколений»
Организация МОУ СШ № 15 г. Волгограда
Населенный пункт г. Волгоград, посёлок Горьковский. Руководитель проекта
Учитель истории МОУ СШ № 15
Дедищева Лариса Геннадьевна тел.89047740396,
dedishcheva69@mail.ru
Г. Волгоград, 2020 год
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики России. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого нашей Родины.
Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей малой Родине. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Развивать такую деятельность можно разными методами, в том числе, через создание школьного историко-краеведческого музея.
Обоснование необходимости проекта (постановка проблемы)
На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен знать историю, любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство, где он формируется и живёт. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.
Мы живем в поселке Горьковский, Советского района города Волгограда, который насчитывает 246 лет с момента своего основания в 1774 году. За этот исторический период много событий произошло в нашем крае: время зарождения и становления села Алексеевка (позже переименованной в посёлок Горьковский), станции Крутая, развития железнодорожной системы страны и края, военное прошлое, связанное с Гражданской войной и Сталинградской битвой, процессы восстановления и дальнейшего развития посёлка – станции имени М.Горького. Эти исторические события в истории родного края очень интересны и познавательны, причём, как учащимся школы, так и взрослым жителям поселка. А вот полноценного краеведческого музея в посёлке нет, хотя давно есть в нем большая потребность.
Наша школа находится в центре посёлка и имеет тоже свою уникальную историю. В 2019 году МОУ СШ № 15 города Волгограда отметила своё 55-летие. А в 2017 году две крупные поселковые школы № 8 и № 15, объединились в одну, став МОУ СШ № 15. Самая старая поселковая школа № 8 (ранее № 49) ведет отсчёт своей истории с 1953 года и в 2018 году отметила свой 65-летний юбилей.
Эти важные даты в истории посёлка Горьковский и наших школ, слившихся воедино, и побудили нас к идее создания школьного историко – краеведческого музея «Память и слава в сердцах поколений».
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения их в активную поисковую (исследовательскую) и проектную деятельность, а также в процесс социализации формирующейся личности.
Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, нации и Родины. Подросток, знающий историю своего района, города, поселка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену и будет их беречь.
Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный историко - краеведческий музей.
Проект создания школьного музея получил название «Память и слава в сердцах поколений» начал реализовываться в МОУ СШ № 15 Советского района города Волгограда в 2019-2020 учебном году.
2. Цели проекта:
1. Развитие у обучающихся гражданско-патриотических качеств гражданина России, приобщение к традициям и культуре края, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героических подвигов земляков.
2. Сохранение исторической памяти и культурного наследия края.
Развитие интереса обучающихся к истории страны и родного края, углубление знаний по истории поселка и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как любовь и уважение к родному краю, бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений.
3. Основные задачи проекта:
1. Создать школьный историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15 «Память и слава в сердцах поколений»;
2. Сохранить для воспитанников школы подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;
3. Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;
4. Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея, пропаганда исторических знаний; способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс;
5. Развитие у учащихся интереса к историческим исследованиям, к научно-познавательной и проектной деятельности по изучению, восстановлению истории малой Родины;
6. Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, способствовать включению учащихся в социокультурное творчество и формированию духовных ценностей
7. Привлечение к проекту учащихся, учителей, родителей и других представителей местной общественности.
Для создания школьного музея необходим ряд условий:
Собранные и зарегистрированные музейные предметы;
Музейный актив;
Помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
Музейная экспозиция;
Источники финансирования музейной деятельности;
Ресурсное обеспечение проекта
1. Бюджет школы;
2. Материально-техническая база школы;
3. Школьные благотворительные акции;
4. Спонсорская родительская помощь;
5. Помощь социальных партнеров;
Руководство и контроль над выполнением данного проекта.
Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:
Администрация школы;
Управляющий совет школы;
Совет старшеклассников;
Инициативная группа школьного музея.
4.Описание реализации проекта.
Для реализации поставленных цели и задач необходимо изучить имеющиеся материалы, приобрести и изготовить стеллажи-витрины, оформить материалы для стендов. Необходимо систематизировать материал по направлениям и разместить его. Музейные предметы после регистрации в книге будут размещены в витринах.
Основные стратегии:
1. Создание поисковой группы музея.
2. Изучение краеведческой литературы.
3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.
4. Создание экспозиций, разделов музея.
5. Оформление интерьера музея.
6. Создание совета и актива музея.
7. Организация поисковой работы
5.Планируемая деятельность.
Проект рассчитан на 1 учебный год (2019 -2020 г.) и включает 3 этапа:
I этап — подготовительный (сентябрь - октябрь 2019 г.)
II этап – основной (ноябрь 2019 – декабрь 2019 г.)
III этап – заключительный (январь - август 2020 г.)
1. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2019г.)
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.
Содержание деятельности подготовительного этапа.
Анализ состояния возможностей школы.
Создание нормативной базы школьного музея.
Актуализация проекта среди участников образовательного процесса.
Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание рабочей группы.
Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах.
Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.
2. Основной этап (ноябрь – декабрь 2019 г.)
Его основной задачей является создание школьного историко-краеведческого музея.
Содержание деятельности основного этапа.
Оформить интерьер музея.
Создать экспозиции, разделы музея.
Организовать работу с учащимися, родителями, общественностью города с целью пополнения школьного музея экспонатами.
Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее.
Заключительный этап (январь – февраль 2020 г.)
Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по направлениям.
Включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Содержание деятельности заключительного этапа.
Торжественное открытие Школьного музея
Подведение итогов работы.
6. Рабочий план реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2019г.) |
1. | Изучение нормативных документов и разработка нормативной базы. | сентябрь 2019 г. | Малиновская С.Н. – директор школы, Кожина Н.Н., Богданова О.А. – заместители директора |
2. | Анализ состояния образовательных возможностей школы | сентябрь 2019 г. | Малиновская С.Н. – директор школы, Кожина Н.Н., Богданова О.А. – заместители директора |
3. | Приобретение необходимого оборудования | Сентябрь 2019 г. | Малиновская С.Н. – директор школы, Кожина Н.Н., Богданова О.А. – заместители директора |
4. | Изучение опыта работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах. | Октябрь 2019г. | Малиновская С.Н. – директор школы, Кожина Н.Н., Богданова О.А. – заместители директора |
5. | Поисково-исследовательская работа. | Сентябрь-октябрь 2019 г. | Богданова О.А., Марянина Н.В., Дедищева Л.Г. – учителя истории |
6. | Комплектование фондов музея | Сентябрь-октябрь 2019 г. | Богданова О.А., Марянина Н.В., Дедищева Л.Г. – учителя истории |
Основной этап (ноябрь 2019– декабрь 2019г.) |
1. | Оформить интерьер музея. Создать экспозиции, разделы музея. | Ноябрь 2019 | Богданова О.А., Марянина Н.В., Дедищева Л.Г. – учителя истории |
2. | Создание актива, совета музея | Ноябрь 2019 г. | Богданова О.А., Марянина Н.В., Дедищева Л.Г. – учителя истории |
3. | Подготовить экскурсо-водов для проведения экскурсий в школьном музее. | Декабрь 2019 г. | Богданова О.А., Марянина Н.В., Дедищева Л.Г. – учителя истории |
Заключительный этап (январь - август 2020 г г.) |
1 | Анализ результатов выполнения проекта | | Малиновская С.Н. – директор школы, Кожина Н.Н., Богданова О.А. – заместители директора |
2 | Торжественное открытие Школьного историко-краеведческого музея | | Малиновская С.Н. – директор школы, Кожина Н.Н., Богданова О.А. – заместители директора |
3 | Освещение итогов проекта на сайте школы | | Малиновская С.Н. – директор школы, Кожина Н.Н., Богданова О.А. – заместители директора |
7. Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта в школе появится современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса школьный историко-краеведческий музей.
Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит проводить, например, музейные уроки, классные часы, викторины, уроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами и тружениками тыла и др. Что поможет развитию лучших гражданских качеств школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музейного уголка.
В результате реализации проекта учащиеся:
•Освоят:
базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; активную деятельностную позицию; способы решения проблем творческого и поискового характера.
•Приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.
•Научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.
• Получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.
•Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов.
Предполагаемые экспозиции школьного музея
История посёлка Горьковский в истории родного края
Максим Горький и Захар Басаргин – наши великие земляки
Школьная летопись: как всё начиналось
Школа сегодня: достижения, планы.
«Вещи ушедшей эпохи…»(Символика, атрибутика пионерской и комсомольской организации школы, учебники и иные школьные принадлежности наших выпускников, учителей – ветеранов, родителей…)
«Ими гордится школа»
Война в истории родного края
Боевой путь стрелковых дивизий, освобождавших поселок – станцию