СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создаем школьный историко – краеведческий музей «Память и слава в сердцах поколений»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создаем школьный историко – краеведческий музей «Память и слава в сердцах поколений»»

XVI КОНКУРС социальных и культурных проектов

ПАО «ЛУКОЙЛ» Номинация « Великий Подвиг» НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Создаем школьный историко – краеведческий музей

«Память и слава в сердцах поколений»

Организация МОУ СШ № 15 г. Волгограда Населенный пункт г. Волгоград, посёлок Горьковский. Руководитель проекта

Учитель истории МОУ СШ № 15

Дедищева Лариса Геннадьевна тел.89047740396,

dedishcheva69@mail.ru





Г. Волгоград, 2020 год


Пояснительная записка

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики России. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого нашей Родины. 

Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей малой Родине.   Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Развивать такую деятельность можно разными методами, в том числе, через создание школьного историко-краеведческого музея.


Обоснование необходимости проекта (постановка проблемы)

На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен знать историю, любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство, где он формируется и живёт. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.

Мы живем в поселке Горьковский, Советского района города Волгограда, который насчитывает 246 лет с момента своего основания в 1774 году. За этот исторический период много событий произошло в нашем крае: время зарождения и становления села Алексеевка (позже переименованной в посёлок Горьковский), станции Крутая, развития железнодорожной системы страны и края, военное прошлое, связанное с Гражданской войной и Сталинградской битвой, процессы восстановления и дальнейшего развития посёлка – станции имени М.Горького. Эти исторические события в истории родного края очень интересны и познавательны, причём, как учащимся школы, так и взрослым жителям поселка. А вот полноценного краеведческого музея в посёлке нет, хотя давно есть в нем большая потребность.

Наша школа находится в центре посёлка и имеет тоже свою уникальную историю. В 2019 году МОУ СШ № 15 города Волгограда отметила своё 55-летие. А в 2017 году две крупные поселковые школы № 8 и № 15, объединились в одну, став МОУ СШ № 15. Самая старая поселковая школа № 8 (ранее № 49) ведет отсчёт своей истории с 1953 года и в 2018 году отметила свой 65-летний юбилей.

Эти важные даты в истории посёлка Горьковский и наших школ, слившихся воедино, и побудили нас к идее создания школьного историко – краеведческого музея «Память и слава в сердцах поколений».

 Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения их в активную поисковую (исследовательскую) и проектную деятельность, а также в процесс социализации формирующейся личности.

Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, нации и Родины. Подросток, знающий историю своего района, города, поселка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену и будет их беречь.

Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный историко - краеведческий музей.

Проект создания школьного музея получил название «Память и слава в сердцах поколений» начал реализовываться в МОУ СШ № 15 Советского района города Волгограда в 2019-2020 учебном году.


2. Цели проекта:

1.   Развитие у обучающихся гражданско-патриотических качеств гражданина России, приобщение к традициям и культуре края, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героических подвигов земляков.

2. Сохранение исторической памяти и культурного наследия края.

  Развитие интереса обучающихся к истории страны и родного края, углубление знаний по истории поселка и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как любовь и уважение к родному краю, бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений.

3. Основные задачи проекта:


1. Создать школьный историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15 «Память и слава в сердцах поколений»;

2. Сохранить для воспитанников школы подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;

3. Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;

4. Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея, пропаганда исторических знаний; способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс; 

5. Развитие у учащихся интереса к историческим исследованиям, к научно-познавательной и проектной деятельности по изучению, восстановлению истории малой Родины;

6. Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, способствовать включению учащихся в социокультурное творчество и формированию духовных ценностей

7.  Привлечение к проекту учащихся, учителей, родителей и других представителей местной общественности.



Для создания школьного музея необходим ряд условий:

  1. Собранные и зарегистрированные музейные предметы;

  2. Музейный актив;

  3. Помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

  4. Музейная экспозиция;

  5. Источники финансирования музейной деятельности;

Ресурсное обеспечение проекта

1.  Бюджет школы;
2.  Материально-техническая база школы;
3.  Школьные благотворительные акции;
4.  Спонсорская родительская помощь;
5.  Помощь социальных партнеров;

Руководство и контроль над выполнением данного проекта.

Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:

  1. Администрация школы;

  2. Управляющий совет школы;

  3. Совет старшеклассников;

  4. Инициативная группа школьного музея.


4.Описание реализации проекта.

Для реализации поставленных цели и задач необходимо изучить имеющиеся материалы, приобрести и изготовить стеллажи-витрины, оформить материалы для стендов. Необходимо систематизировать материал по направлениям и разместить его. Музейные предметы после регистрации в книге будут размещены в витринах.

Основные стратегии:

1.   Создание поисковой группы музея.

2.   Изучение краеведческой литературы.

3.   Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4.   Создание экспозиций, разделов музея.

5.   Оформление интерьера музея.

6.   Создание совета и актива музея.

7.   Организация поисковой работы



5.Планируемая деятельность.

Проект рассчитан на 1 учебный год (2019 -2020 г.)  и включает 3 этапа:

I этап — подготовительный (сентябрь - октябрь 2019 г.)

II этап – основной (ноябрь 2019 – декабрь 2019 г.)

III этап – заключительный (январь - август 2020 г.)


1. Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2019г.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

Содержание деятельности подготовительного этапа.

  • Анализ состояния возможностей школы.

  • Создание нормативной базы школьного музея.

  • Актуализация проекта среди участников образовательного процесса.

  • Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание рабочей группы.

  • Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах.

  • Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.


2. Основной этап (ноябрь – декабрь 2019 г.)

Его основной задачей является создание школьного историко-краеведческого музея.

Содержание деятельности основного этапа.

  • Оформить интерьер музея.

  • Создать экспозиции, разделы музея.

  • Организовать работу с учащимися, родителями, общественностью города с целью пополнения школьного музея экспонатами.

  • Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее.

Заключительный этап (январь – февраль 2020 г.)

Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по направлениям.

Включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Содержание деятельности заключительного этапа.

  • Торжественное открытие Школьного музея

  • Подведение итогов работы.

6. Рабочий план реализации проекта.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2019г.)

1.

Изучение нормативных документов и разработка нормативной базы. 

сентябрь  

2019 г.

Малиновская С.Н. –

директор школы,

Кожина Н.Н.,

Богданова О.А.

– заместители директора

2.

Анализ состояния образовательных возможностей школы

сентябрь

2019 г.

Малиновская С.Н. –

директор школы,

Кожина Н.Н.,

Богданова О.А.

– заместители директора

3.

Приобретение необходимого оборудования

Сентябрь

2019 г.

Малиновская С.Н. –

директор школы,

Кожина Н.Н.,

Богданова О.А.

– заместители директора

4.

Изучение опыта работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах.

Октябрь 2019г.

Малиновская С.Н. –

директор школы,

Кожина Н.Н.,

Богданова О.А.

– заместители директора

5.

Поисково-исследовательская работа.

Сентябрь-октябрь

2019 г.

Богданова О.А.,

Марянина Н.В.,

Дедищева Л.Г. – учителя истории

6.

Комплектование фондов музея

Сентябрь-октябрь

2019 г.

Богданова О.А.,

Марянина Н.В.,

Дедищева Л.Г. – учителя истории

Основной этап (ноябрь 2019– декабрь 2019г.)

1.

Оформить интерьер музея.

Создать экспозиции, разделы музея.

Ноябрь 2019

Богданова О.А.,

Марянина Н.В.,

Дедищева Л.Г. – учителя истории

2.

Создание актива, совета музея

Ноябрь

2019 г.

Богданова О.А.,

Марянина Н.В.,

Дедищева Л.Г. – учителя истории

3.

Подготовить экскурсо-водов для проведения экскурсий в школьном музее.

Декабрь

2019 г.

Богданова О.А.,

Марянина Н.В.,

Дедищева Л.Г. – учителя истории

Заключительный этап (январь - август 2020 г г.)

1

Анализ результатов выполнения проекта


Малиновская С.Н. –

директор школы,

Кожина Н.Н.,

Богданова О.А.

– заместители директора

2

Торжественное открытие Школьного историко-краеведческого музея


Малиновская С.Н. –

директор школы,

Кожина Н.Н.,

Богданова О.А.

– заместители директора

3

Освещение итогов проекта на сайте школы


Малиновская С.Н. –

директор школы,

Кожина Н.Н.,

Богданова О.А.

– заместители директора

                                     

7. Ожидаемые результаты проекта.

В результате реализации проекта в школе появится современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса школьный историко-краеведческий музей.

Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит проводить, например, музейные урокиклассные часывикториныуроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами и тружениками тыла и др.  Что поможет развитию лучших гражданских качеств школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музейного уголка.

В результате реализации проекта учащиеся:

Освоят:

базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; активную деятельностную позицию; способы решения проблем творческого и поискового характера.

Приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.

Научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.

• Получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.

Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов.

   


Предполагаемые экспозиции школьного музея


    1. История посёлка Горьковский в истории родного края

    2. Максим Горький и Захар Басаргин – наши великие земляки

    3. Школьная летопись: как всё начиналось

    4. Школа сегодня: достижения, планы.

    5. «Вещи ушедшей эпохи…»(Символика, атрибутика пионерской и комсомольской организации школы, учебники и иные школьные принадлежности наших выпускников, учителей – ветеранов, родителей…)

    6. «Ими гордится школа»

    7. Война в истории родного края

    8. Боевой путь стрелковых дивизий, освобождавших поселок – станцию

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!