СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание системы единого астрофизического образования на базе курса физики в основной школе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ви работе приведены примеры которые можно использовать на уроках физики для связи с астрономией

Просмотр содержимого документа
«Создание системы единого астрофизического образования на базе курса физики в основной школе»

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЕДИНОГО АСТРОФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КУРСА ФИЗИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Петренко Наталья Владимировна,

учитель физики МБОУ «СОШ №4»

Энгельсского района Саратовской области

E-mail: k252722@yandex.ru


Современный подход в педагогике к обучению в общеобразовательной школе стал более личностно-ориентированный. Сегодня цель обучения - это, прежде всего, развитие личности учащегося и его индивидуальных способностей. При таком подходе, учитываются ценностные ориентации ученика и структура его убеждений, на основе которых формируется его представление о модели мира.

При знакомстве с астрономией ученик переосмысливает своё представление об окружающем его мире в масштабах вселенной, что приводит к расширению его внутренней модели мира.

Следовательно, используя астрономические материалы на уроках физики, учитель может достигать высокой мотивации учебной деятельности ученика.

Для создания системы астрофизического образования очень важны факультативы с 7 класса (элективные курсы) и разнообразная внеурочная деятельность.

В курсе "Природоведения" содержится материал, закладывающий базу из простейших астрофизических знаний. Но для того, чтобы в полной мере раскрыть эти знания и заинтересовать учащихся в познании и освоении окружающего мира таких "базовых" знаний недостаточно. Именно поэтому стоит уделить особое внимание конвергенту физики и астрономии. Потому что чем сильнее мы ограничивает возможность более глубокого и расширенного познания окружающего мира, тем осознанней подрастающее поколение не стремится его изучать.

Для того чтобы раскрыть предложенную тему, приведу пример реализации этого симбиоза для 7 класса.

Весь курс рассчитан на 68 учебных часов. Примерно четверть учебного времени можно отвести на глубокую астрофизическую направленность учебного материала.

Тема 1: Измерение величин с помощью измерительных приборов. Шкала прибора.

Задача. В 1987 г. в галактике Большое Магелланово Облако, которая удалена от нас на 65 Кпк, вспыхнула сверхновая звезда. Когда, на самом деле, она появилась?1 пк = 3.26 св. л.

Тема 2: Диффузия. Диффузия наблюдается и в открытом Космосе. В атмосфере Земли наблюдается активное перемешивание газов, где большую роль играет и диффузия.

Задача. Какова скорость диффузии, если запах дыма в безветренную погоду жители пятого этажа почувствовали через одну минуту? Источник дыма находился на другом конце дома, на пятом этаже на расстоянии 30 метров.

Тема 3: Скорости тел

Естественные и искусственные небесные тела движутся с космическими скоростями.

Задача. Проводится радиолокация астероида. Астероид облучается короткими радиоимпульсами имеющими скорость 300 000 км/с, после чего исследуется «эхо», отражённое астероидом. Эхо от первого импульса пришло спустя 20 секунд после излучения импульса, эхо второго, отправленного спустя сутки,– через 24 секунды. Определите расстояние до астероида в начальный момент времени. Приближается или удаляется астероид? С какой скоростью? Расстояние выразите в км, а скорость в км/с.

Тема 4. Явление тяготения. Сила тяжести.

Задача. Вес алюминиевой детали на Земле 600Н. Определите объём детали. Какой будет вес этой детали на станции МКС?

Тема 5. Трение

Задача. Сила трения уничтожает метеорные тела, влетевшие в атмосферу Земли. Что бы мы наблюдали, если бы не было атмосферы?

Тема 6. Энергия. Закон сохранение и изменения энергии

Задача. Масса спутника 1 т. Первоначальная высота движения спутника 200 км. Из-за трения в верхних слоях атмосферы спутник опускается до 180 км. Какую энергию потерял спутник за время снижения? (Считать приблизительно, что скорость спутника не изменилась).

Как учитель физики, проработавший много лет в школе, считаю, что использование астрономических материалов на уроках физики необходимо учащимся с познавательной и мировоззренческой точек зрения. И это, несомненно, способствует многостороннему и полноценному развитию личности и более полному восприятию окружающего мира.

Таким образом, на приведенных примерах видно, что симбиоз двух наук в одном учебном процессе возможен и не будет препятствовать усвоению основного блока знаний, но позволит ученику получить больше знаний и расширить свой кругозор, дополняя типичный материал новыми сведениями.


Список литературы

1. Климишин И. А. Элементарная астрономия. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.

2. Левитан Е. П. Астрономия. - М.: Дрофа.

Ресурсы Интернет

https://infourok.ru/material.html?mid=49941

festival.1september.ru/articles/212833/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!