Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества «Народные ремесла», р. п. Чунский
Создание ситуации успеха у обучающихся при использовании онлайн сервисов
педагог ДО: Рукосуева Ольга Сагитовна
СЛАЙД 1
Хочу поделиться с вами из опыта своей работы в создании ситуации успеха у обучающихся, при использовании онлайн сервисов.
В своей практике я использую различные методы и формы обучения. Наиболее интересными и актуальными в настоящее время считаю интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, а становится организатором образовательного процесса. Акцент на таких занятиях делается на сотрудничестве и взаимодействии педагога и обучающегося. Где я даю задание, контролирую время и порядок выполнения намеченного плана, даю консультации, помогаю в затруднениях. Само слово «Интерактив» переводится как взаимодействие, т.е. взаимодействие педагога с обучающимися, обучающегося с педагогом и друг с другом. Интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения.
В настоящее время понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия педагога и обучающегося – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные онлайн-сервисы. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.
Предлагаю познакомиться с российскими онлайн-сервисами, которые я использую в образовательном процессе. С их помощью мы можем получить быстрый доступ к анкетированию, различным творческим заданиям, тестам, опросу родителей, диагностике.
Чем тщательнее и глубже продуман и лучше организован процесс мониторинга, тем менее вероятно «завышение» или «занижение планки» предполагаемых результатов.
Выделяя направленность мониторинга в образовательном процессе, мы говорим о его разнообразии. Мониторинг направлен на достижения обучающихся, на процесс и на результат деятельности педагога.
Сбор данных и оценка результатов, определяющие фиксацию и анализ выполнения программы, позволяют педагогу самостоятельно осмысливать результаты своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит задача: найти (или разработать) такие формы фиксации, которые были бы эффективны, т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования в заполнение множества таблиц. И с другой стороны, не делали процесс мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты – сами по себе, а особенности обучающихся – сами по себе.
СЛАЙД 2
Предлагаю рассмотреть пример, составленной диагностики в Яндекс Форме для ДОП «Мастерская художника». Разберем удобные формы фиксации результатов.
Нам понадобятся материалы и инструменты Яндекс почта, Яндекс форма, генератор QR – кода, сервис SUPA – российский аналог сервиса Сanva.
СЛАЙД 3, 4
Чтобы начать работу, достаточно войти в Яндекс аккаунт. Набрать в поисковике Яндекс Формы. Yandex Forms — это бесплатный российский конструктор форм. И начнем составлять диагностику с вопросами и вариантами ответов, вставляя всевозможные картинки, ссылки и загрузкой фото, с готовыми домашними заданиями, в виде творческой работы.
Эти формы ориентированы на детей среднего и старшего возраста, и мало подходят к дошкольникам.
СЛАЙД 5, 6
Очень удобен в работе педагога QR – код (от английского Quick Response, «быстрый отклик») - это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. Любая информация-текст, ссылка на сайт, блог, смс - сообщения в сети интернет, ссылка на видео или youtube нужны для того чтобы получить QR-код. Скопировать данную ссылку и в поисковике Яндекса найти генератор QR-кода, затем его закодировать.
При сканировании QR-кода мобильным телефоном, пользователь мгновенно получает доступ к данным информации.
СЛАЙД 7,8
Российский графический конструктор Supa (аналог canva) позволяет редактировать коллажи, накладывать текст, подбирать рамки, создавать визитные карточки, портфолио, наглядный материал, карточки – задания. С помощью отсканированного QR-кода, пользователь мгновенно переходит к любой предоставленной информации. В браузере - на компьютере ничего устанавливать не придется. Данный сервис Supa позволяет редактировать и скачать готовый продукт.
СЛАЙД 9, 10, 11
Предлагаю рассмотреть создание рабочих листов для детей.
Нам понадобятся онлайн сервисы: конструктор квестов, генератор ребусов, фабрика кроссвордов, Яндекс документы, Яндекс презентации, фотошоп.
СЛАЙД 12,13
В качестве примера возьмем возраст младших школьников, где ребята отправляются на виртуальную экскурсию по городам «Золотого кольца России». Они узнают интересные факты о городах, выполнят увлекательные задания (вставляют пропущенные слова, отгадывают загадки, ребусы и др.)
Каждый рабочий лист сопровождается QR-кодом, по которому ребёнок самостоятельно может посмотреть, например, познавательное видео о секретах ростовской финифти или диафильм «Кладовая солнца» и т.д.
Рабочие листы позволяют педагогу использовать различные формы работы: самостоятельная работа, приобретение новых знаний, закрепление полученных ранее, лист самопроверки, ответы на вопросы, можно заполнять лист по ходу занятия, т.е. теоретические знания переводить в практическую деятельность.
После изучения данной темы у каждого обучающегося останется мини-книжечка о городах «Золотого кольца».
Итак, рассмотрим + и – использования онлайн сервисов
Плюсы:
- очень удобен в работе;
- автоматически сохраняют материал, даже с эффектом неожиданности (выключили электричество);
- детям интересно;
- охват всех обучающихся (ребенок, находящийся дома по болезни, с легкостью может выполнить задания и ознакомиться с новым материалом);
- доступность родителям;
- компактная документация в диагностике, анкете (не придется составлять множество таблиц в бумажном варианте, автоматически Яндекс формы сделают это за вас в программе excel);
- готовый материал на многие года.
Минусы:
- отсутствие мобильного телефона и сети интернет;
- нежелание ребенка отвечать на вопросы;
- нежелание педагога использовать в работе новые технологии.
Вывод. В результате использования онлайн-сервисов каждый ученик получает возможность реализовать свое «Я», благодаря чему он попадает в ситуацию успеха, что способствует самосовершенствованию и саморазвитию обучающихся.
Мы стремимся найти формы, которые помогут успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.