СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание здоровьесберегающего пространства на уроках экологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание здоровьесберегающего пространства на уроках экологии

Просмотр содержимого документа
«Создание здоровьесберегающего пространства на уроках экологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8»












Создание здоровьесберегающего пространства на уроках экологии











Учитель экологии Н.И. Ветлугина

















г. Нижневартовск 2014 год

Содержание


1. Вступление. Актуализация темы…………………………………………………..2

2. Основные принципы создания здоровьесберегающего пространства урока………….3

3. Способы повышения работоспособности на уроках экологии…………………………4

4. Результаты мониторинга здоровья обучающихся……………………………………...9

5. Использование развивающих технологий на уроках экологии……………………….10

6. Воспитание здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде через уроки экологии……………………………………………………………………....15

7. Мониторинговые исследования уровня мотивации обучающихся к бережному отношению к природе……………………………………………………………………..19

8. Оценка отношения обучающихся к своему здоровью…………………………………19

9. Результаты обучения по экологии……………………………………………………...20

10. Результаты внеурочной деятельности………………………………………………...20

11. Общие выводы………………………………………………………………………...21

12. Список литературы……………………………………………………………………23





























Вступление. Актуализация темы.

Значение регионального компонента в учебном плане трудно переоценить. В курсе «Экология Ханты-Мансийского автоном­ного округа» он позволяет выявить специфику природы, населения и хозяй­ства региона, изучить социальные, экологические проблемы своего края, дает возможность увеличить объем новых знаний по предмету и конкретизировать наиболее сложные экологические понятия, закономерности, термины. Региональный компонент спо­собствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, содействует разви­тию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятель­ному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки. Курс экологии ориентирован главным образом на развитие личности уча­щегося и имеет большое воспитательное значение. Забота о том, как сохранить здоровье детей в процессе обучения давно стало одной из самых актуальных тем современной педагогики.

Согласно цели работы нашей школы: обеспечить развитие школы как учреждения, способствующего получению качественного образования, становлению нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, владеющей современными коммуникационными технологиями, готовой к профессиональному самоопределению, способной к творчеству и адаптивным действиям в социальной среде.

Я определила для себя главную задачу: сохранение здоровья обучающихся на уроках, через создание здоровьесберегающего пространства, повышение уровня знаний о здоровом образе жизни, воспитание уважения к природе, людям – коренным жителям региона.

Эпиграфом своей работы я выбрала слова К. Морганштерна

Средь неуюта, - о мечты, уйти от неуюта детства!

Кто вырос, тот поймет, что средство

во имя цели подал ты.

Прежде чем обозначить способы сохранения здоровья детей в учебно – воспитательном процессе мне представляется необходимым дать определение понятию «здоровье» применимо к образованию.

К. Маркс сказал: «Болезнь это стесненная в своих проявлениях жизнь». Следовательно, здоровье - жизнь не стесненная ни чем.

В слове образование ключевым является - образ. В школе формируется образ ребенка. Соединив эти два понятия, получаем что здоровье - самореализация личности в образовательном процессе. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся наиболее важная часть общей оценки работы школы в этой сфере. Проектируя здоровьесберегающее пространство урока ориентироваться необходимо, прежде всего, на зону актуального развития, которая характеризует «настоящий день» развития ребенка. Под зоной актуального развития в данном случае понимается образовательный процесс, обеспечивающий удовлетворение базовых потребностей. Отсюда становится понятной связь между образованием и развитием: учение должно выступать средством удовлетворения базовых потребностей детей и таким образом способствовать их индивидуально-гармоничному развитию и росту резервов здоровья.

Основные принципы создания здоровьесберегающего пространства.

Для сохранения здоровья детей в учебно – воспитательном процессе необходимо создать следующие условия:

  • Общий комфорт и доминирование у учащихся позитивных настроений;

  • Формирование устойчивого положительного отношения к образовательной деятельности и общепринятым правилам поведения;

  • Соответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями детей. Это проявляется в согласовании проявлений основных свойств нервной системы и требованиями учебной деятельности (учет доминанты мышления).

У обучающихся старших классов актуализируются преимущественно идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Поэтому ведущими видами деятельности становятся смыслотворческая и рефлексивная, направленные на осознание своей ценности и индивидуальности. Осознание своей уникальности должно протекать не в форме решения частных (учебных, навязанных учителем) задач, а в форме свободного творческого поиска решения смысловых проблем, связанных с самопознанием и пониманием сущности как отдельных явлений и процессов, так и самой жизни.

Вследствие того, что обучение в школе связано с напряженной и сложной умственной работой, в процессе ее выполнения постепенно накапливается утомляемость, снижающая не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию. Понятие «работоспособность» формулируется, как способность человека выполнять точно определенную, специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и интенсивности, только тогда она в радость.

В.А. Аверин выделяет проблемы, возникающие в процессе обучения, имеющие изначальные причины: астеническое и неврозоподобное состояние, а так же временная задержка психического здоровья. Астеническое состояние характеризуется резким снижением работоспособности и объема воспринимаемого материала, затруднениями, возникающими при переключении внимания, неспособностью к длительному умственному напряжению. Особенно часты астенические состояния (слабость, накопление раздражения, усталость) у детей, перенесших неоднократные инфекционные заболевания. Увеличение нагрузки, стрессы усугубляют это состояние. Есть и вторая группа, отличающаяся низкой работоспособностью - «нервные дети», у большинства из них в основе заболевания лежат остаточные органические поражения центральной нервной системы.

Для уменьшения вышеизложенных проявлений необходимо применять следующие рекомендации:

  • Задания не выше возможностей;

  • Индивидуальные раздаточные дидактические материалы;

  • Строить учебный процесс, усилив его практическую значимость;

  • Активизировать применение усвоенных знаний в предметно-практической деятельности;

  • Снизить объем практических работ;

  • Снизить объем письменных работ;

  • При самостоятельной работе использовать карточки педагогической поддержки (с алгоритмом выполнения, краткой записью).


Способы повышения работоспособности на уроках экологии.

Учет индивидуальных особенностей учеников.

В целях обеспечения личностного самоопределения школьников, развития их эмоционально-духовной сферы, формирования качеств, связанных с проектируемой профессией, а так же качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе я применяю индивидуальный подход в обучении.

В рамках учебного предмета экология индивидуализация предполагает два подхода к конструированию учебного процесса.

Первый подход. Задается определенная система ценностей, принятие которой позволит ребенку адаптироваться в обществе. На уроках проповедуются идеи любви к природе, своему краю, здорового образа жизни. В качестве заданий предлагаются ситуации для обсуждения. Индивидуализация происходит за счет вариативности способов решения предложенных ситуаций, которые выбираются или создаются на основании личностного опыта учащихся, они не могут быть спрогнозированы заранее. Задача учителя - использовать новую информацию для подведения учащихся к социально одобренному выбору.

Второй подход. Он заключается в отборе готового содержания образования самим учеником. Предлагаются способы самоопределения, овладев которыми ребенок может сам выбрать систему ценностей для существования в обществе. Данный подход предполагает, что существуют ценности самопознания и саморазвития, личностного выбора, в силу которых человек сам определяет для себя моральные и этические ценности. В этом случае педагог просто предлагает учащимся расширить видение себя, других, мира в целом, за счет чего и происходит адаптация в обществе. Основные направления реализации индивидуального подхода на уроках экологии.

Развитие эмоционально-чувственной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации. Это ситуация научного поиска при организации проблемного обучения. Задания из раздела «Проблемы окружающей среды», «Человек и его здоровье», касающиеся личного поведения, опыта детей.

Развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира. Подобная деятельность предполагает использование изобразительного движения, музыки, драматизации (например, использование стихов Э. Асадова).

Развитие рефлексии, понимаемой как обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту - мышления, деятельности, переживаний и т.д. Ученик осознает, как и почему он так делал, думал, чувствовал. Это направление индивидуализации обучения связано с тем, что каждый школьник «смотрит» именно на свое ощущение, познание, действие в чувственном мире. Он «видит» себя ощущающего, себя познающего, себя действующего.

Развитие коммуникативных умений, связанных не просто с передачей действий или знаний, но и с описанием словами собственных ощущений.

Принцип гуманизации образования, как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности обществу, социуму и природе в целом реализуется через следующие направления:

  • Опора на анатомо-физиологические, сенсорные и перцептивные особенности учеников

Процесс обучения строится таким образом, что чувства, эмоции учеников так же важны, как факты и концепции.

Задание: «почувствуй природу». Ученики исследуют окружающий мир с помощью глаз, ушей, носа и рук. Они могут потрогать землю, увидеть птиц, облака, здания, прислушаться к звукам - услышать птиц, животных, шум машин, самолетов, ощутить запахи. Через некоторое время ребята делятся впечатлениями, описывают свои ощущения. Оно позволяет ученикам прислушаться к себе, зная, что любой из вариантов ответа окажется правильным и дополнит общую картину.

  • Поддержка в развитии «Я» - личности учащихся

Я - концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Именно здесь особое значение приобретает рефлексивная деятельность школьников. Известно, что Я - концепция является одним из факторов определяющих эффективность обучения. Необходимо создание среды и организация учебно-познавательной деятельности учащихся, утверждающие позитивное отношение к себе, ведущие к самоуважению, принятию себя, сознанию собственной ценности. В данном случае индивидуализированное обучение позволяет учащимся независимо от педагога и соучеников определить свое мнение, выразить и попытаться отстоять его. Я предлагаю следующие задания, реализующие данное направление: сделать прогноз о дальнейшем развитии биосферы, обосновать свое мнение по решению спорных проблем (например, причины вымирания динозавров), высказать и аргументировать свое мнение по поводу прочитанного текста, соотнести свои предыдущие знания с полученными на уроке из рассказа учителя или из литературы, определить, какие вопросы хотелось бы узнать дополнительно, и т.д. Особенно интересной является работа, позволяющая школьникам выразить и обосновать свою позицию по какой - либо проблеме, а затем проанализировать ее с точки зрения других людей. Мнения учащихся класса позволяют создать как бы «шкалу ценностей», которая ограничена крайними позициями по обсуждаемому вопросу. Определив свое место на этой шкале, ученики объясняют и защищают его. Возможна такая организация обсуждения, при которой ученики могут менять свои позиции непосредственно в ходе дискуссии в том случае, если аргументы оказались для них убедительными. Тогда школьники наглядно смогут увидеть, что их мнение не единственно возможное. Одной из форм организации обмена мнениями является упражнение «Спорные утверждения». Листы с утверждениями «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен» вывешиваются по четырем сторонам комнаты. Учитель зачитывает одно из спорных утверждений, связанных с проблемой отношения человека к окружающей среде или проблемой здоровья. После того как утверждение произносится, учащиеся сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участники объясняют, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, учащиеся могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь. При обсуждении задаются вопросы: какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку зрения? При рассмотренных выше приемах обучения, не предлагается ни какой оценки со стороны педагога. Мнение каждого воспринимается как самоценность. Изменить его может сам школьник под влиянием контраргументов. Ребята убеждаются в собственной значимости и неординарности. Происходит осознание своей непохожести на других, понимание того, что все люди разные. Эти различия не могут быть оценены как хорошие или плохие. Они просто существуют, их надо принимать, а не бороться с ними.

  • Формирование у учащихся представления о целостности мира, единстве человека и природы, человеке как части природы, за которую он, единственное существо наделенное разумом, несет ответственность.


Индивидуализация позволяет сделать акцент на личностном восприятии человеком природы.

Этому способствуют следующие задания:

Разыграть поведение животных в разных жизненных ситуациях (отдых, бегство от врага, наслаждение от пищи и т.д.).

Пригласить в воображаемое путешествие, направляя детей, помогая создавать образы и понятия.

Темы путешествия зависят от целей урока и касаются разных сторон действительности. Например, ученикам предлагается представить себя дождевым червяком в толще почвы. Что он может видеть?

Какое воздействие он оказывает на землю и корни растений, по которым движется? Что он оставляет позади себя? А можно представить себя муравьем и рассказать о своих жизненных радостях и проблемах; исследователем в батискафе и т.д.

Общая цель индивидуализации реализуется через три группы задач:

1. Повышение эффективности процесса обучения. Эта задача решается в основном при следующих видах индивидуализации:

индивидуализация, связанная с доминирующими проявлениями личности. Она предполагает прежде всего учет уровня интеллектуального развития. Наиболее значимым признается уровень умственного развития, который является и предпосылкой успешного учения (обучаемость или способность к учению), и показателем качества усвоенных знаний (обученность);

индивидуализация на основе наиболее значимых видов деятельности (игра, познание, общение). Основаниями, определяющими данный вид индивидуализации, являются те качества личности, которые связаны с успешностью обучения, с умениями репродуктивной и творческой деятельности, самостоятельной работы. Иногда сюда же относятся и организаторские, лидерские качества ученика.

2. Развитие (а в некоторых случаях формирование) специальных способностей школьника.
Решение этой задачи осуществляется при:

Индивидуализации по учебным предметам.

Индивидуализации на основе проектируемых достижений, выбранной специальности, связанной с формированием или развитием симптомокомплекса специальных способностей. Она осуществляется с учетом выявленных профессионально важных качеств, а также тех элементов содержания образования, которые являются значимыми для определенного вида деятельности.

3. Развитие дополнительных (компенсаторных) возможностей учащегося, присущих ему как человеческому существу и опосредованно влияющих на успешность процесса обучения. Это связано с обращением к таким характеристикам, как эмоциональная и чувственная сферы, навыки общения, самопознание и саморазвитие.

Решение этой задачи предполагает индивидуализацию образования с учетом индивидуально-физиологических свойств учащихся. Она затрагивает наиболее общие и часто изменяющиеся психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности, которые определяют темп мыслительной деятельности, преобладающие виды мышления (наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное, теоретическое), пределы продуктивной деятельности на уроке, особенности памяти, внимания.

Способы повышения работоспособности через минуты психологической разгрузки, физминутки.

Время и способы их проведения на уроке определяется исходя из наблюдения за самочувствием учащихся, а как же, основываясь на динамике работоспособности в течение урока. Исследования показали, что пик работоспособности приходится примерно на двадцатую минуту, затем идет спад. Если на двадцать пятой минуте провести минуту отдыха, то происходит второй всплеск работоспособности.

Какой прием подобрать?

На уроках, где дети работают самостоятельно, отрабатывая какие-либо умения, целесообразно провести физминутку для глаз и позвоночника.

На уроках нового материала, где учащиеся самостоятельно пытаются решить проблему, или на уроках контроля знаний лучше подойдет релаксация или аутотренинг. Особую роль среди упражнений играет дыхательная гимнастика. Дыхание - сырой материал речи, оно очень важно для здоровья. Поль Брег считает что причины раннего старения и болезней заключается в неправильном дыхании.

Релаксация (расслабление).

Основу этого способа составляет обучение особому состоянию учащихся. На фоне мышечного расслабления в бодрствующем состоянии производится дополнительное внушение, формирующее направленность на выполнение работы и уверенность в успехе. Это позволяет создать дополнительный очаг в мозгу, который использует для выполнения основной учебной задачи так же энергию всех побочных раздражителей. Релаксация позволяет не только снять утомление, но и тревожность, раздражение, что наблюдается у многих учащихся, когда они не могут справиться с заданием.

Коррекция лобно - затылочной части.

Это кинезиологический прием. Кинезиология - наука о психолого - энергетической разблокировке человека. Это самый простой, мягкий, эффективный метод восстановления равновесия и гармонии тела, ума и души человека. Наши мысли заключают в себе большую силу. Когда мы подолгу сердимся или грустим, мы чувствуем себя несчастными, подавленными и легко можем заболеть. Результат проведения лобно - затылочной коррекции - избавление от страха, плохого настроения, остающихся в памяти длительное время неудач. Его можно проводить до и после контрольной работы.

Методика проведения:

Положить одну руку на лоб, а другую - на затылок. Мягко держа руки в таком положении, подумать

о том, что огорчает или тревожит. Дыхание глубокое. Опустить руки, когда уже не думаешь об этом.

Результатом целенаправленной работы по сохранению здоровья обучающихся считаю данные медицинского осмотра школьников. Разумеется, достигнутый положительный эффект зависит от совместной работы всего педагогического коллектива. Многие учителя школы работают над сохранением здоровья детей на уроке, экология входит в их число.



По данным медицинского осмотра можно сделать вывод об отрицательной динамике роста числа основных заболеваний в школе.


Использование развивающих технологий на уроках экологии.

В работе я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Как свидетельствует заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Н.К. Смирнов,
между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

Проблемно-ориентированный подход к обучению.

В обучении старших школьников я стараюсь использовать элементы проблемно-ориентированного рефлексивного подхода. Под проблемным обучением я понимаю такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение определенными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение повышает самостоятельность, увеличивает творческую активность, способствует развитию речевых навыков и коллективистских наклонностей. Кроме этого в 8,9 классах, как уже отмечалось выше, проблемный подход соответствует психологическим особенностям детей.

Методические приемы создания проблемной ситуации.

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения

Предлагает рассмотреть явление с разных позиций (например юристов, нефтяников, экологов, экономистов, педагогов)

Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

Учитель ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретную логику рассуждения

Определяет проблемные теоретические и практические задания (исследования, проекты)

Ставит конкретные вопросы

Ставит проблемные задачи

Учитель сталкивает противоречия практической деятельности

Учитель излагает различные точки зрения на один вопрос.

Развитие научно - познавательного интереса на уроках экологии.

Воспитание

Развитие

Образование

Формирование экологического мышления, культуры потребления, ЗОЖ, нового мировоззрения, базирующегося на принципе индивидуальной экологической (ответственности человека перед другими людьми и окружающей средой) Формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению здоровья

Мыслить самостоятельно; прогностические умения; постижение сущности причинно-следственных взаимосвязей в отношениях между процессами и явлениями, протекающими в природе.


Законы функционирования экосистем; значение многообразия живых организмов на земле; факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека; правила природопользования; правила природопользования.

Использование художественной литературы (стихи Э. Асадова). Разнообразные типы уроков: «деловые игры», «уроки-тренинги», «его величество эксперимент...» Исследовательская деятельность. По В.И. Вернадскому, научное искание (формирование у учащихся исследовательского типа мышления), основанное на научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности (совокупность свойств, качеств, ориентации, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с окружающей средой)

Методические приемы: сравнение, моделирование, составление аналитических схем, анализ эколого-социальных проблем, анализ экспериментов и наблюдений исследовательского характера, математические расчеты

Создание особой положительной эмоциональной атмосферы; использование

дополнительного материала по теме, содержащий сведения о тех или иных открытиях, фактах жизни и деятельности известных ученых и др. Вовлечение в творческую работу (проблемные ситуации, задачи, выполнение лабораторно- практических работ).



Виды научно-исследовательской деятельности учащихся, используемые на

уроках экологии.

Проблемно-реферативный, аналитическое сопоставление различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения. Выполняются как самостоятельные домашние задания (по желанию учащихся). Примеры: «Влияние нефтяной промышленности на экосистемы ХМАО», «Пути решения экологических проблем» и т. д.

Аналитико-систематюирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных изменений изучаемых процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем.

Может быть выполнена, как домашняя работа с дополнительными источниками информации . Используется на уроке: работа с раздаточным материалом (карточки с изображением живых организмов с целью нахождения сходства у представителей разных систематических групп, например, доказать, что птицы, рыбы и млекопитающие могут относиться к одной жизненной форме); анализ графиков, таблиц, других данных с целью выяснения особенностей функционирования экосистем.

Диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых экосистем, как вероятных суждений о их состоянии в будущем.

Очень часто является логическим продолжением предыдущего метода, когда на основании аналитических данных необходимо сделать прогноз на будущее.

Экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата. Например, анализ качества воды, снежного покрова и т.д. Выяснить, влияет ли среда обитания на строение организма, изучение влияния абиотических факторов на организм.

Такие работы могут быть предложены как в качестве домашнего эксперимента, так и в классе.

Проектно-поисковый.

Создание проекта-прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Примеры таких работ: создание нового документа, позволяющего остановить нарастающие

проблемы окружающей среды;

Предложить технологический процесс очистки болот от загрязнения нефтью.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке

Использую в работе CD – диски: учебное пособие «Экология» от «1С: образование», «Экология. Общий курс», издательство Мультимедиа «Образ», диск с семинарами, рефератами от издательства «Учитель», «Занимательная экология», корпорация «Диполь», «Живой мир г. Нижневартовска и Нижневартовского района» Григорьевой И.Е. и другие. Они дают возможность изучать новый материал, закреплять пройденное с помощью специальной программы-тренажера, а также проводить быстрое и эффективное контрольное тестирование. Каждая тема сопровождается иллюстрациями, видеофрагментами. Все это делает процесс обучения ярким и увлекательным, внимание детей является тому подтверждением. Подобные программные средства подогревают интерес учащихся к учебе, позволяют экономить время на уроке, сочетать различные формы работы: фронтальную и индивидуальную, практическую и лекционную. Мы не можем выходить во время уроков на экскурсии в природную среду, но это можно компенсировать фрагментами компьютерного сопровождения. Проведенный мною опрос среди учащихся старших классов показал, что 87% из них предпочитают уроки с использованием компьютера, так как они являются более интересными, а информация лучше усваивается.
Ученики готовят сообщения, рефераты, презентации по материалам сети Интернет.
Ребята самостоятельно изучают некоторые вопросы экологии, готовят презентации в качестве учебного пособия для младших школьников, которые они могли бы использовать на уроках окружающего мира или во внеклассной деятельности. Таким образом, учащиеся не только усваивают знания по экологии, но еще реализуют свой творческий потенциал, совершенствуют навыки работы с компьютером, учатся самостоятельности.


Все вышеперечисленные методы, используемые мною при организации учебного процесса дают возможность развивать в детях общеучебные умения и навыки, которые необходимы для успешной деятельности. Я определила, что самыми востребованными на уроках экологии умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, прогнозировать, а так же умение самоорганизации, коммуникационные умения.

Как говорил И. Песталоцци: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию». Одно из ведущих положений теории деятельности - эффективное обучение - предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием. Только в этом случае обеспечивается осознанное и прочное усвоение учебного материала, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в переводе обучения на субъект - субъектную основу, когда ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Ученик в процессе самостоятельной или частично самостоятельной работы приобретает навыки самоцелеполагания, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, что дает возможность ученику осознать себя в деятельности.





Результаты мониторингового исследования общеучебных умений и навыков


Класс


ОУУН

Установление причинно–следственных связей

Умение делать выводы

Умение прогнозировать

Самоорганизация на уроке

Коммуникационные умения

8 А

1,1

1,5

1,5

1,7

1,7

8 Б

0,7

1,4

1,6

1,4

1,4

Средний балл

0,9

1,45

1,55

1,55

1,55

9 А

1

1,55

1,6

1,6

1,8

9 Б

1

1,5

1,4

1,5

1,3

Средний балл

1,03

1,48

1,5

1,55

1,55

Средний общий балл

0,9

1,46

1,5

1,55

1,55


Результаты мониторингового исследования в 9-х классах в сравнении с прошлым годом


Класс


ОУУН

Установление причинно –следств. связей

Умение делать выводы

Умение прогнозировать

Самоорганизация на уроке

Коммуникативные умения


2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

0,6

1

1

1,55

1,3

1,6

1,4

1,6

1,5

1,8

0,65

1

1

1,5

1

1,4

1,2

1,5

1,2

1,3

Средний балл

0,625

1

1

1,525

1,15

1,5

1,3

1,55

1,35

1,55


Повышение уровня знаний, воспитание здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде через уроки экологии.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Семинарские занятия, как один из этапов формирования экологической культуры школьников.

Главная цель таких семинаров - профилактика.

На уроках экологии в 8 классах проводится профилактика безответственного поведения в отношении окружающей среды, в 9 классе при изучении раздела «Человек и его здоровье», профилактика безответственного отношения к своему здоровью.

Рассматривая понятие «профилактика», подразумевается представление о профилактической деятельности и ее составляющих, выдвинутое Ф. Бруно. То есть, под профилактикой, имеются в виду все виды деятельности, цель которых – предотвращение развития определенного явления в конкретном социуме.

Обязательным условием эффективности такой деятельности является вовлечение адресата (детей) в активную работу, где будет формироваться установки, приобретаться умения и навыки самостоятельного выбора позиции.

Цель таких занятий - выработка устойчивой позиции в отношении защиты окружающей среды; сохранению здоровья подростков.

В рамках данной деятельности решаются следующие задачи:

  • Повышение уровня знаний в вопросах сохранения природных экосистем и сохранения здоровья.

  • Формирование позитивного отношения к этим вопросам.

  • Формирование установок на сохранение окружающей среды, своего здоровья.

  • Обучение необходимым навыкам.

При осуществлении профилактического взаимодействия соблюдаются следующие принципы:

Адресности (учет уровня психического развития, культурным и социальным уровнем класса, региональными факторами);

Уважения позиции, чувств и эмоций учащихся;

Контраста (не навязывается позиция или способ поведения, ребенок сам делает выбор в пользу того или иного состояния, самостоятельно убеждаясь в преимуществах и недостатках предлагаемых альтернатив);

Включенности всех сфер (задействуются разные уровни переживаний: когнитивный, эмоциональный и другие);

Моделирование жизненных ситуаций (проигрывание жизненных ситуаций и поиск оптимального выхода из них.

Стандартные блоки, используемые в ходе «построения» семинара:

1.Введение (5% рабочего времени).

Этот этап состоит из краткого представления целей и задач семинара.

2.Принятие правил работы класса (5% рабочего времени).

Это этап рождения группы, собравшейся с определенной целью и принявшая определенные обязательства.

Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, потому что они остались не высказанными. Давайте договоримся, что на нашем занятии, любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после этого может начинать говорить следующий.

Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

«Не давать оценок». Это важное правило мы часто нарушаем в жизни, когда считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки ( «ты - тупца», «это идиотская мысль», «только такие, как ты, могут так делать» ). Здесь мы не оцениваем друг друга, наши мысли, мнения, установки, а принимаем их такими, какие они есть.

Право ведущего. Учитель может прервать любую деятельность.

3. Оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени).

Чтобы не повторять хорошо известную учащимся информацию, учитель должен выяснить, что они знают о проблеме. Для этого можно задавать вопросы, использовать анкеты, викторины. На занятиях, посвященных ЗОЖ, можно попросить анонимно написать вопросы учителю по теме семинара. Ответы на вопросы могут составить основной объем информационного блока. Это будет интересно!

4. Актуализация проблемы (10-30 % рабочего времени).

Этот этап проходит красной нитью через весь семинар. Его можно использовать для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а так же для того, чтобы они начали осознавать проблему, освящаемую на семинаре, как значимую. Часто проблемы исчезновения видов растений и животных, загрязнения природной среды, нарушение природных экосистем, различных смертельных заболеваний воспринимаются подростками, как что-то далекое, оторванное от их жизни, касающееся «неблагополучных людей». Задача этого этапа сделать проблему актуальной для каждого учащегося.

5. Информационный блок (20-40% рабочего времени).

На этом этапе должно быть сообщено учащимся о причинах, последствиях экологических проблем, заболеваниях, о их влиянии на общество, личность каждого, о путях решения этих проблем или об их профилактике, если это здоровье, то лечении. Задача учителя - так изложить информацию, чтобы она была услышана и усвоена. Поэтому не следует стесняться использовать все возможные средства для привлечения внимания учащихся. Кроме своего красноречия используются наглядные материалы (в том числе и видео), дискуссии, ролевые игры и другая «тяжелая артиллерия».

6. Приобретение практических навыков (20-60 % рабочего времени).
В ходе таких семинаров учащиеся могут приобрести следующие навыки:

Коммуникативные. Нарабатываются в ходе всего семинара с помощью специальных игр, упражнений.

Ответственного принятия решений. Для развития этих навыков используются «мозговые штурмы»; обсуждение одной проблемы всем классом; игры направленные на осознание проблемы; выработку алгоритма принятия решения.

Изменение стратегии поведения. Для того чтобы человек мок поменять стратегию поведения, ему надо иметь представление о наличии других стратегий. Для этого подойдут ролевые игры. Этот навык помогает человеку: гибко, пластично реагировать в любой ситуации; лучше приспосабливаться к окружающей обстановке; быстрее находить выход из сложных ситуаций; реализовывать свои планы и достигать цели.

Необходимо помнить, что информационный блок, этапы актуализации и выработки навыков имеют достаточно пластичную структуру; у этих этапов нет четких временных рамок и обязательного порядка следования; они могут накладываться друг на друга или идти параллельно. Объемное соотношение блоков семинара зависит от целей семинара (если это только информационный семинар, то этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен), уровня подготовленности детей (если класс хорошо информирован, большее количество времени можно посвятить выработке навыков и обсуждению социальных явлений).

7. Завершение работы, получение обратной связи.

Задачи этого этапа:

Подвести итоги семинара; оценить изменения уровня информированности. Можно начать этот этап так: «Наш семинар завершается. В течение этого урока мы обсуждали очень важные проблемы, связанные с ..... Для такой важной темы это совсем не много времени. Если остались не ясные вопросы и не высказанные мнения, можете сказать об этом сей час». Целесообразно попросить учащихся ответить на вопросы анкет. Анкетные данные - хороший материал для анализа работы и внесения корректив в структуру последующих семинаров.


Изучение уровня мотивации обучающихся к бережному отношению к природе в сравнении за 2012-2013 год


Благодаря целенаправленной работе мне удается повысить в детях уровень мотивации к бережному отношению к окружающей среде. Так в 8 классе на вопрос будете ли вы руководствоваться природосохранными принципами в будущей профессии, некоторые ребята отвечают, что не знают кем будут и следовательно не могут утвердительно ответить на вопос. После ряда семинаров, посвященных проблемам окружающей среды, у подростков формируется четкое понимание, что независимо от профессии данными принципами нужно руководствоваться всегда.

Оценка отношения обучающихся 5-11 классов к своему здоровью

Обучающиеся 5-11 классов высоко ценят личностную значимость здоровья, ответственно относятся к нему, вместе с тем пока недостаточно понимают роль поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья, распорядок дня детей не вполне соответствует требованиям здорового образа жизни. Школа, как показали ответы ребят, оказывает на них значительное информационное влияние по вопросам здоровья.

Общие выводы

Главной целью своей работы я считаю привитие любви к предмету, желание детей заниматься природоохранной деятельностью, помогать в определении жизненного пути не только по естественно научным, но и другим направлениям. Для этого стараюсь в совершенстве овладеть методикой преподавания предмета. В рамках преподавания своего предмета я нахожу возможность для нравственного воспитания и развития учащихся. Владею различными методами и приёмами передачи учебной информации. Это: объяснение учителем нового материала, организация самостоятельной работы учащихся, работы с учебником, дополнительной информационной и справочной литературой, опорными конспектами, таблицами и схемами. В своей педагогической практике использую различные формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Постоянно активизирую школьников на уроке, создаю ситуации увлечённости учащихся предметом и практическими заданиями, формирую их потребность в самостоятельном добывании знаний, применяю дифференцированный подход к учащимся в процессе организации познавательной деятельности, подбираю для школьников задания с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. В своей педагогической деятельности использую различные формы и виды контроля и оценки знаний. Мною подготовлен дидактический материал разноуровневого характера для осуществления контроля знаний учащихся.

В основе моего преподавания лежит традиционная методика с активным включением элементов современных педагогических технологий: здоровьесберегающих, развивающего, проблемного обучения. Разработала и руковожу внедрением программы «Здоровье», которая в 2007 году по результатам участия школы в конкурсных отборах в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» получила грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Лучшее образовательное учреждение».

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет создавать на уроках условия максимального психологического комфорта и ситуаций успеха, способствующих самореализации учащихся. В своей работе делаю акцент на воспитывающую и развивающую функции обучения.

Знание психологических и возрастных особенностей школьников позволяют использовать личностно – ориентированный подход в развитии личности ребёнка. Взаимоотношения с учащимися строю на демократической основе, используя элементы педагогики сотрудничества.

Основную задачу вижу в подготовке человека к жизни и деятельности в незапрограммированных условиях. Решая ее, самостоятельно корректирую учебную программу. Гибкость программы позволяет лучше понимать основы науки, проводить инновационные уроки (деловая игра, конференция, соревнования), закладывая экономические и экологические знания.




















Список литературы:

  1. Л.Г.Татарникова. Педагогическая валеология. Санкт – Петербург, 1997.

  2. Практическая психология образования. Под редакцией И.В. Дубровиной, Москва, 1998.

  3. Г.К. Зайцев Школьная валеология. Москва, 1998.

  4. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Под редакцией Л.В. Баль, С.В. Барканова, Москва, 2003.

  5. В.И.Зверева Образовательная программа школы. Москва, 1998.

  6. Л.А. Жданова, Т.В. Руссова Оздоровление детей и подростков в образовательных учреждениях. Иваново,2000.

  7. Л.Г. Пащенко Подвижные игры в режиме учебного дня младших школьников. Нижневартовск, 2003.

  8. Л.Г. Пащенко Коррекция и профилактика нарушений осанки у учащихся. Нижневартовск, 2002.

  9. М.Л. Лазарев Юные учителя здоровья Москва, 1995.

  10. Легальные и нелегальные наркотики. Российско – германское учебное пособие, часть 1, часть 2, Санкт – Петербург, 1996.

  11. Основы знаний о профилактике наркозависимости, ВИЧ/СПИД, ИППП. Методическое руководство. Новосибирск, 2002.

  12. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. Москва, 1990.

  13. Коваль В. И. Здоровье сберегающие технологии. Москва, 2004.

  14. Кашапов Р.Р. Курс практичекой психологиии, Ижевск,1996.

  15. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. ООО «Издательство Скрипторий 2003».

  16. М. Р. Битянова «Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка». Сборник методических материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. Москва 1997г.

  17. Методика преподавания региональной географии: изучение курса «География Ханты – Мансийского автономного округа – Югры». Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2006г.

  18. Модели экологического образования. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008г.


22




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!