9
«Создание эффективной информационно – образовательной среды, обеспечивающей реализацию ФГОС в рамках учебного курса «Изобразительное искусство»
В связи с введением в образовательную практику ФГОС мы столкнулись со многими противоречиями: Что изменилось в системе преподавания? Как учить? Какие методы использовать? Для того чтобы в этом разобраться, необходимо исходить из понимания разницы между стандартами 2004 года и стандартами второго поколения:
ГОС 2004 года – содержание/ФГОС – результат
ГОС 2004г. - ЗУН (понять, запомнить, воспроизвести)
ФГОС НОО и ООО - УУД (усвоить, освоить, применить)
Вопрос: Какова цель учителя в преподавании предмета «изобразительное искусство»?
От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели. Урок может быть проведен в виде пленэра или музейной практики, работы на интерактивной доске или графическом планшете, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах.
Расширение возможностей сотрудничества школы с культурными центрами выводит работу педагога и воспитанников на более значимый уровень, а технические возможности позволяют участвовать в общественной жизни не только своего города, края, но и своей страны.
Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей. Одним из наиболее востребованных в данном случае условием становится введение деятельностного метода обучения в образовательный процесс.
Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.
Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В данном случае, принимая во внимание современное требование к образованию, успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.
Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения.
Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.
Приоритет деятельностных целей на уроках искусства требует :
новых подходов к организации процесса обучения,
новых типов урока,
новой системы взаимодействия между учителем и учеником.
Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.
С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).
Так как основной формой организации обучения является урок или занятие внеурочной деятельности, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Задания на уроках изобразительного искусства направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты освоения курса:
в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);
в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство).
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в школе проявляются в:
умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Введение системы ФГОС в обучающий процесс позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей.
Характеристика деятельности обучающихся
на уроках изобразительного искусства:
Характеристика деятельности обучающихся | Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р) |
воспринимать произведения искусства; | анализ, синтез, сравнение (П), личностное переживание (Л) |
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); | выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
участвовать в обсуждении; | планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К) |
понимать условность художественного образа; | анализ, синтез, сравнение (П) |
понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; | выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) |
овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования; | моделирование и преобразование объекта (П) |
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток; | поиск и выделение необходимой информации (П) |
использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен; | выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П) |
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное; | использование знаково-символических средств (П) |
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ, | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета; | использование знаково-символических средств (П) |
овладеть на практике основами цветоведения; | выполнение действий по алгоритму (П) |
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов… | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; | выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) |
овладеть приемами работы различными графическими материалами; | выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) |
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы; | использование знаково-символи-ческих средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) |
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint); | использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П) |
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства; | извлечение необходимой информации (П) |
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента; | моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
изображать в объеме выразительные образы человека; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре; | нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека; | выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
моделировать маску, костюм, макеты; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа и т.д.); | нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р) |
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества; | нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П) |
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел; | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П) |
создавать эскизы и модели игрушек; | самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) |
называть ведущие художественные музеи России и региона | выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л) |