СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание и применение маршрутных листов на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое “Маршрутный лист”?  Это маршрут на что-то, на выполнение какой – то работы, какого – то задания. Всё это прописывается в маршруте и как его выполнить, также прописано. Ведь многие ученики не слушают задание учителя, а тут перед глазами запись, которая зовёт на работу. Ученикам я объяснила, с помощью “Маршрутных листов” я “заключаю с вами контракт на работу на уроке”, а за выполнение данной работы вы получаете оценку. Как вы поработаете, так я вас и оценю, а также ученики сами оценивают свою работу, либо работу своего соседа по парте.

Работая по “Маршрутному листу” ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, ответить, подготовив ответ. Многие ученики отвечают в письменной форме (индивидуальные особенности личности учитывать надо).

Просмотр содержимого документа
«Создание и применение маршрутных листов на уроках географии»

МБОУ-СОШ № 25 г.Орла













Выступление в рамках групповой консультации «Пути повышения профессионального мастерства учителя»

на тему

«Создание и применение маршрутных листов на уроках географии»







Подготовила:

учитель географии и биологии

МБОУ-СОШ № 25 г.Орла

Цыценкова Е.М.





Орел, 2015

Создание маршрутных листов на уроках географии.

“Все наши замыслы,

все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться”.

В.А.Сухомлинский.

А как добиться того, чтобы ученик хотел учиться, хотел получить эти знания?

Только учитель может решить, как, каким путём идти к данной цели вместе с учеником. Как активизировать ученика на работу на уроке и приём знаний, как пробудить его интерес к активной деятельности? У каждого учителя есть много интересных приёмов, которые позволяют ученику усваивать, воспринимать материал и развивать интерес к предмету. Ведь урок – это очень маленькая пьеса в большом театре педагогическом процессе. А сам учитель – режиссёр, актёр каждого урока. И разрабатывая урок, мы всегда ставим перед собой вопросы: Кого учить? Как учить? Чему учить?

Для урока, от меня, как от учителя географии и биологии, требуется тщательный отбор учебного материала для изложения на уроке и для самостоятельного изучения нашими учащимися при проведении групповых консультаций. В нашей школе нужно обязательно учитывать и стремиться выполнять такие педагогические задачи:

1. формировать интерес к предмету, чтобы ученику было интересно на уроке слушать учебный материал, чтобы он мог его понять, разобраться в нём.



2. вызывать его на беседу по теме урока, учить его вести дискуссию

3. развивать навыки самостоятельно работать на уроке (при актуализации знаний, при изучении нового материала, с учебником и т. д.)

4. создавать ситуацию успешности ученика на уроке (используя приобретённые им знания)

5. работать вместе с ним по исправлению пробелов в его знаниях по предмету.

Что такое “Маршрутный лист”? Это маршрут на что-то, на выполнение какой – то работы, какого – то задания. Всё это прописывается в маршруте и как его выполнить, также прописано. Ведь многие ученики не слушают задание учителя, а тут перед глазами запись, которая зовёт на работу. Ученикам я объяснила, с помощью “Маршрутных листов” я “заключаю с вами контракт на работу на уроке”, а за выполнение данной работы вы получаете оценку. Как вы поработаете, так я вас и оценю, а также ученики сами оценивают свою работу, либо работу своего соседа по парте.

Работая по “Маршрутному листу” ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, ответить, подготовив ответ. Многие ученики отвечают в письменной форме (индивидуальные особенности личности учитывать надо).

“Маршрутный лист” - это список заданий, разного уровня сложности (начиная от простого постепенно переходя к более сложному), с пометкой куда обратиться за ответом и самому правильно выбрать и сформулировать ответ или сделать задание, решить задачу, выполнить тест.

“Маршрутный лист» и его применение на уроке при работе со слабыми учениками, даёт возможность активизировать работу и учит его работать, кроме этого, обеспечивает психологический комфорт на уроке. С помощью “Маршрутного листа” ученик движется в обучении согласно своим возможностям. Их нужно составлять с учётом способностей каждого ученика или группы учеников (а может быть и класса).

Конечно, от учителя создание и применение маршрутного листа на уроке требует:

1. профессионализма, хорошее знание своего предмета, учебных программ по предмету.

2. уметь умело составить маршрутный лист, чтобы рассчитать время на его работу и выполнение

3. обязательно отслеживать движение ученика по данному предмету, фиксировать его успехи.

Каковы результаты моей работы с использованием маршрутного листа?

Я не могу сказать, что все у меня заниматься стали на “4” и “5”, но сдвиги есть. Они с интересом стали работать самостоятельно на уроке, научились работать с учебником, стараются вступать на уроке в дискуссии, высказывать свою точку зрения, знают, как работать с тестом и где искать на него ответ. У многих появился интерес, что он сам сделать задание может. Ученики очень любят сами оценивать свою работу.

«Маршрутные листы», которые я использую на своих уроках:

Пример №1

Маршрутный лист ученика

«Важнейшие географические открытия древности и Средневековья.

  1. Заполните таблицу:

Ученый, путешественник

Где побывал и когда

Географические открытия

Геродот





Пифей





Эратосфен





Марко Поло





Бартоломео

Диаш







Васко да Гама









2. Выполняют задание на контурной карте.

  1. Материки, известные в древности, подчеркните красным цветом, а материки известные в Средние века, подчеркните зеленым цветом.

  2. Обозначьте маршруты путешественников Средневековья на контурной карте.

3.Оцените свою работу

Домашнее задание в рабочей тетради

Ответ на домашний параграф

Ответ на вопросы учителя по новой теме

Работа с таблицей

Работа с контурной картой

Оценка








Данный маршрутный лист был составлен с помощью учебника И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». Этот маршрутный лист содержит в себе: заполнение таблицы, работу с контурной картой, а также оценку своей работу. Данный урок сопровождается презентацией. Активной физкультминуткой.



Пример №2

Маршрутный лист ученика

«Важнейшие географические открытия.»

  1. Заполните пропуски в таблице:

Путешественник

Год путешествия

Географическое открытие

Х.Колумб






1519-1522 гг.







Открытие Новой Гвинеи

Дж.Кук






1820-1822 гг.







2. Выполните задание на контурной карте.

  1. Обозначьте маршрут Христофора Колумба на контурной карте.

  2. Обозначьте маршрут Фернана Магеллана на контурной карте.

  3. Подпишите на карте маршрут Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева.

  4. Обозначьте маршрут Джеймса Кука на контурной карте.

3.Как вы думаете, почему Антарктида была открыта позднее других материков?







4.Оцените свою работу (по 5 бальной шкале в каждом столбике. Поставьте себе итоговую оценку за урок)

Домашнее задание

Работа с таблицей

Работа с контурной картой

Ответ на вопрос

Итоговая оценка








Важнейшие географические открытия

Данный маршрутный лист был составлен с помощью учебника И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». Данный маршрутный лист немного усложнен по сравнению с предыдущим: заполнение таблицы (не просто заполнить, а заполнить пропуски, верно определив год, путешественника и его открытие), работу с контурной картой (задание также немного изменено, по сравнению с предыдущим уроком), появляется новая позиция - ответьте на вопрос (очень важно, что здесь нужно высказать свое мнение, а не версию учебника), и также, как и в других маршрутных листах есть оценка своей работы.

Пример №3

Маршрутный лист

Тема урока:

Цель урока:

  1. Что такое Вселенная?

    Ваша точка зрения

    Учебник








  2. Представления о Вселенной

Кто представлял?


Что является центром Вселенной?


Как представляли себе Вселенную?


Индийцы








Вселенная – это гора, окруженная морем и держащаяся на 12 колоннах.




Земля имеет форму шара

Аристотель







Солнце

Планеты движутся вокруг Солнца





Земля


Проблемный вопрос!!!

  1. Как вы думаете, почему люди разных стран по – разному представляли Землю?









  1. Как могли бы представлять в древности Землю люди, жившие в холодных районах Земли?







Домашнее задание

  1. §8 (читать, пересказ),

  2. Творческий сундучок: (по желанию)

  • Нарисуйте рисунок о Вселенной

  • Сочините стихотворение о Вселенной

  • Изобразите или создайте свою модель Вселенной.

Данный маршрутный лист также был составлен с помощью учебника И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». Данный маршрутный лист содержит в себе определение темы урока, постановка цели урока (у каждого ученика она может быть разной). Вторым этапом работы является сравнение своей точки зрения и определения учебника о Вселенной. Третий этап - заполнение таблицы, и пропусков в ней. Четвертый этап – ответ на проблемный вопрос. Не все учащиеся могут справится с этим заданием. Домашнее задание, помимо параграфа содержит творческий сундучок (для желающих). В данном маршрутном листе нет оценки своей деятельности. Она на данном уроке проходит в устной форме.

Пример №4

Маршрутный лист по теме: «Географическое положение Евразии»

  1. Сравните площадь Евразии с площадью других материков.

  2. Определите название и координаты крайних точек:

Северная –

Южная –

Западная –

Восточная –

  1. Какие океаны омывают материк:

С севера-

С юга –

С востока –

С запада –

  1. Какие моря омывают материк:

  2. Назовите внутренние моря:

  3. К какому материку Евразия расположена ближе всех?

  4. Какими проливами Евразия отделена:

От Африки –

От Северной Америки –

Австралии –

  1. Какие острова и архипелаги расположены в Индийском океане?

  2. Какие острова и архипелаги расположены в Тихом океане?

  3. Какие острова и архипелаги расположены в Атлантическом океане?

  4. Какие острова и архипелаги расположены в Северном Ледовитом океане?

  5. Назовите:

Самый большой остров –

Самый большой полуостров –

Самое большое по площади море –

Самое глубокое море –

Самое мелкое море –

Самый длинный пролив –

  1. Сравните географическое положение Австралии и Евразии.

    Черты сравнения

    Евразия

    Австралия

    Как расположены материк по отношению к экватору, тропикам, полярным кругам и нулевому меридиану




    В каких климатических поясах расположены материки




    Какие океаны омывают материки?






    Как расположен материк относительно других материков?






  2. Покажите границы Европы и Азии на контурных картах. Граница проходит по Уральским горам, реке Эльба, северному берегу Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю, проливам.

  3. Назовите азиатско-европейские государства.

  4. Отметьте на контурных картах географические объекты:

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотские, Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Аравийское, Черное, Эгейское, Адриатическое, Северное, Норвежское, Балтийское, Каспийское;

Заливы: Финский, Бискайский, Персидский, Бенгальский;

Проливы: Ла-Манш, Каттегат, Карские Ворота, Берингов, Лаперуза, Босфор, Гибралтарский;

Острова: Шпицберген, Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Врангеля, Курильские, Сахалин, Японские, Тайвань, Филиппинские, Большие Зондские - Ява, Суматра, Калимантан, Сулавеси; Шри-Ланка, Кипр, Крит, Сицилия, Великобритания, Ирландия, Исландия;

Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корейский, Индокитай, Индостан, Аравийский, Балканский, Аппенинский, Пиренейский, Скандинавский.



Технологическая карта урока

Фамилия:______________________ Имя___________ Класс_________

Тема: Население и страны Северной Америки



Докажите, что американцы - это современная нация, образованная в результате слияния нескольких этнических общностей и переселенцев из разных частей света.

Население Северной Америки

406 млн.чел.

коренное

пришлое

Ассимиляция африканцев







Плотность и размещение населения

низкая

средняя

высокая






Краткая характеристика государств Северной Америки

План

США

Канада

Мексика

Куба

  1. ГП






2. Природные условия и ресурсы





3. Население








Вывод:

Тест: Вариант №_______



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Домашнее задание: Разработать памятку для туристов, путешествующих по странам Северной Америки.



Тест на тему: Население и страны Северной Америки.

Вариант 1



1.Южную часть материка населяют в основном потомки выходцев из …

А) Англии

Б) Франции

В) Испании

Г) Португалии

2.Самое большое по площади государство Северной Америки

А) Канада

Б) США

В) Мексика

3.Среди стран Северной Америки наивысшая плотность населения на Тихоокеанском побережье у …

А) Канада

Б) Мексика

В) США

4.Большая часть населения Северной Америки говорит на языке:

А) Франция

Б) Англия

В) Мексика

5.Первыми на территории Северной Америки пришли предки современных

А) Индейцев

Б) Алеуты

В) Эскимосы

6. Северная Америка омывается водами всех океанов кроме….

А) Тихого океана

Б) Атлантического океана

В) Северно-Ледовитого океана

Г) Индийского океана

7.Первые люди на территории Северной Америки пришли из

А) Южной Америки

Б) Европы

В) Азии

Г) Африки

8.Лесная промышленность достигла наивысшего уровня развития в

А) Канаде

Б) Мексики

В) США

9.Все точки Северной Америки имеют

А) С.Ш. и В.Д

Б) Ю.Ш. и В.Д

В) С.Ш и З.Д

Г) Ю.Ш и З.Д

10.Пустыни на территории Северной Америки расположены в основном

А) Аппалачи

Б) В Кордильерах

В) На Великих равнинах

Г) На Центральных равнинах





Тест на тему: Население и страны Северной Америки.

Вариант 2



1.В наибольшей степени индейские народы сохранили свои языки в

А) Мексика

Б) США

В) Канада

2.Европейцы (норманны) достигли побережья материка

А) С-В

Б) С-З

В) Ю-В

Г) Ю-З

3.Первые люди на территорию Северной Америки пришли из

А) Европы

Б) Южной Америки

В) Азии

Г) Африки

4.Русские экспедиции исследовали …

А) Ю-В

Б) С-В

В) Ю-З

Г) С-З

5.Для жизни и хозяйства наиболее благоприятные природные условия и ресурсы

А) Канада

Б) Мексика

В) США

6.Под пашню в основном используются земли

А) Высокотравных прерий

Б) Низкотравных прерий

В) Временно-влажных лесов

Г) Смешанных лесов

7.Наивысшая плотность населения характерна для полуострова

А) Калифорния

Б) Аляска

В) Лабрадор

Г) Флорида

8.Самыми благоприятными почвами характеризуется зона

А) Пустынь

Б) Прерий

В) Смешанных лесов

Г) Хвойных лесов

9.Древней Североамериканской платформе в рельефе соответствуют….

А) Кордильеры и Аппалачи

Б) Центральные и Великие равнины

В) Аппалачи и Центральные равнины

Г) Великие равнины и Кордильеры

10. Горы Кордильеры расположены на границах литосферных плит

А) Северо-Американской и Индо-Австралийской

Б) Тихоокеанской и Северо-Американской

В) Индо-Австралийской и Тихоокеанской



Пример №5



Ф.И. учащегося_____________________________ Дата__________

Тема «Страны современного мира»

Тема урока

Задания

Самооценка


Задание 1: Заполните таблицу «Развитые страны мира»

Страны «Большой семерки»

Страны западной европы

Страны переселенческого капитализма

Страны с переходной экономикой











Задание 2: Составьте схему «Развивающиеся страны мира»




Задание 3: Пользуясь картами атласа, выполните задание №1 в учебнике с. 22




Задание 4: Ответьте на вопросы теста (презентация):

1._____________________

2._____________________

3._____________________

4._____________________

5._____________________

6._____________________

7.Экономич. развитые___________________________

Страны с переходной экономикой________________________

Развивающиеся страны________________________


Подведите итог урока: (что особенно понравилось и не понравилось на уроке)

«+»

«-»








Спасибо за работу на уроке!




Ф.И. учащегося_____________________________ Дата______________

Раздел « География населения мира»

Тема урока

Задания

Самооценка

Урок 1

«Численность и воспроизводство населения мира»

Задание 1: 1) запишите формулу расчета естественного прироста населения:________________

2) рассчитайте ЕП населения на примере показателей страны_________________________________________

______________________________________________________________________________________________


Задание2: Используя график «Динамика численности населения», сделайте вывод об изменении численности населения мира в целом и отдельных регионов.

Вывод:_________________________________________

______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________









Задание 3: Рассмотрите карту 13, на странице 63 в учебнике . Заполните таблицу «Типы воспроизводства населения».

Страны с

традиционным типом воспроизводства

Страны с

современный типом воспроизводства










Задание 3: Прочитайте текст учебника. Выделите характерные черты:

I фаза__________________________________________

IIфаза__________________________________________

IIIфаза_________________________________________

IVфаза_________________________________________

Вывод: теория демографического перехода - __________________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание: заполните таблицу, используя учебник §3.1 и дополнительные источники

«Направления демографической политики»

На сокращение

естественного прироста

На увеличение

естественного прироста










Итог урока:

Итоговая оценка:


Спасибо за работу на уроке!




Я надеюсь, что представленные мной маршрутные листы урока помогут учителям в планировании своей урочной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!