МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Администрация МР "Рутульский район"
МКОУ "Рутульская СОШ №2 им. А.М.Мирзоева"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
МО учителей естественно | Заместитель директора по УВР | Директор |
математического цикла | ______________Абасова Р.А. | ______________Давудов И.И. |
______________Гасантаева А.А. |
Протокол № | Приказ № |
Протокол № | от " " 08.2022 г. | от " " 08. 2022 г. |
от " " 08 .2022 г. |
Специальная индивидуальная
программа развития
учебного предмета
«Математика» 6 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Исаева Фаизат Юзбековна
учитель математики
с.Рутул 2022
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью разработана на основе:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.
-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 29 от 10.07.2015 г.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2010 г.
Сроки: программа рассчитана на один год. Формы и режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю. Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, соревнование, беседа, работа по компьютеру.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения, способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает, в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины\, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся.
Цель и задачи:
формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)
Математические представления
Количественные представления
- нахождение одинаковых объектов:
предметов
изображений
- различение множеств: один, много, пусто
Пространственные представления
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов
- составление предмета (изображения):
из 2-х частей
из 3-х частей
Представления о форме
- группировка предметов по форме
-различение предметов по форме (круг, квадрат)
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами
Представления о величине
- группировка предметов по величине
-различение предметов по величине (большой, маленький)
Ожидаемые результаты:
-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;
- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с интеллектуальными нарушениями к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Учебно-тематическое планирование уроков по математике
(68 часов)
№ | Раздел (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы | Примечания |
1. | Сложение и вычитание в пределах 10. | 15 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10». Самостоятельная работа: «Сложение и вычитание в пределах 10». Контрольная работа по теме: « Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц». | |
2. | Единицы времени, длины, стоимости. | 5 | | |
3. | Решение простых арифметических задач в пределах 10. | 7 | | |
6. | Числа второго десятка. Решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через разряд. | 15 | Самостоятельная работа: «Решение примеров и задач в пределах 16». Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел второго десятка». | |
7. | Решение простых арифметических задач в пределах 20. | 8 | Самостоятельная работа: «Решение простых арифметических задач в пределах 20 с переходом через разряд». | |
7. | Сравнение чисел. | 4 | Самостоятельная работа: «Сравнение чисел». | |
8. | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20. | 9 | Самостоятельная работа: «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 12 с переходом через разряд». Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 15 с переходом через разряд». Самостоятельная работа: «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд». Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд». Контрольная работа по теме: «Состав чисел 11-20 из двух однозначных чисел с переходом через разряд». | |
9. | Повторение. | 5 | Итоговая контрольная работа. | |
Итого часов | 68 | | |
Поурочное планирование (2 ч/нед)
№ п\п | Тема урока | Дата |
| Числовой ряд от 1-10. Счёт предметов, называние чисел и цифр. Вычерчивание произвольных прямых. | |
| Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 2 и 3. Круг. Предметы, имеющие форму круга. | |
| Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 2,3,4,5. Название компонентов сложения и вычитания. Квадрат. Предметы, имеющие форму квадрата. | |
| Простые арифметические задачи (содержание) на увеличение чисел на несколько единиц. Вычерчивание нескольких прямых. | |
| Простые арифметические задачи на уменьшение чисел на несколько единиц. Вычерчивание вертикальных прямых. | |
| Увеличение чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков. | |
| Уменьшение числа на несколько единиц. Вычерчивание отрезка и луча. | |
| Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Вычерчивание прямой линии и отрезка. | |
| Меры длины: сантиметр. Обозначение: см. линейка, точка «0». Вычерчивание отрезков. | |
| Десяток. Соотношение 1дес=10ед. измерение отрезков. | |
| Решение примеров на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков. | |
| Решение простых арифметических задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков заданной длины. | |
| Контрольная работа по теме: «Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц». | |
| Решение примеров на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков. | |
| Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Вычерчивание прямой линии и отрезка. | |
| Простые арифметические задачи (содержание) на увеличение чисел на несколько единиц. Вычерчивание нескольких прямых. | |
| Нумерация и образование числа 11. Таблица разрядов. Вычерчивание отрезков. | |
| Нумерация и образование числа 11. Таблица разрядов. Сравнение отрезков. | |
| Нумерация и образование числа 12. Вычерчивание отрезков заданной длины. | |
| Нумерация и образование числа 13. Место числа 13 в числовом ряду. Вычерчивание луча. | |
| Решение примеров и задач в пределах 13 без перехода через разряд. Квадрат, прямоугольник. | |
| Сравнение чисел. Вычерчивание прямых линий. | |
| Знаки отношений больше (), меньше ( | |
| Решение задач в пределах 13. Составление краткой записи. Вычерчивание луча. | |
| Нумерация, образование и место числа 14 в числовом ряду. Сравнение отрезков. | |
| Решение примеров в пределах 14 без перехода через разряд. Прямоугольник. | |
| Число 15. Нумерация, место в числовом ряду. Вычерчивание отрезков. | |
| Контрольная работа. | |
| Образование числа 15. Решение примеров. Сравнение длины отрезков. | |
| Составление и решение простых арифметических задач в пред. 15. Вычерчивание отрезков заданной длины. | |
| Число 16. Нумерация, образование, место в числовом ряду. Знакомство с углом. | |
| Образование числа 16. Решение примеров в пределе 16. Угол, элементы угла. | |
| Число 17. Нумерация, образование, место в числовом ряду. | |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 17. Углы. | |
| Составление и решение простых арифметических задач в пред. 17. Вычерчивание отрезков заданной длины. | |
| Число 18. Нумерация, образование, место в числовом ряду. | |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 18. Углы. | |
| Составление и решение простых арифметических задач в пред. 18. Вычерчивание отрезков заданной длины. | |
| Число 19. Нумерация, образование, место в числовом ряду. Сравнение углов с прямым углом. | |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 19. Углы. | |
| Составление и решение простых арифметических задач в пред. 19. Вычерчивание отрезков заданной длины. | |
| Число 20. Нумерация, образование, место в числовом ряду. Черчение прямого угла. | |
| Сложение чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Углы. | |
| Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Углы. | |
| Увеличение и уменьшение чисел в пред. 20. Вычерчивание прямого угла. | |
| Вычитание из 20. Вычерчивание угла. | |
| Присчитывание и отсчитывание в пределах 20. Элементы угла. | |
| Образование чисел второго десятка. Угол. | |
| Контрольная работа по теме: «сложение и вычитание чисел второго десятка». | |
| Вычитание из 20. Вычерчивание угла. | |
| Решение примеров и задач с недостающими числами. Вычерчивание прямого угла. | |
| Решение примеров и неравенств в пред. 20. Сравнение углов. | |
| Состав числа 11 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Угол. Элементы угла. | |
| Состав числа 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Элементы угла: вершина, стороны. | |
| Состав числа 13 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Виды углов. | |
| Состав числа 14 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Прямой угол. | |
| Состав числа 15 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание прямого угла. | |
| Состав числа 16 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание острого угла. | |
| Состав числа 17 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание тупого угла. | |
| Состав числа 18 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание углов. | |
| Состав числа 19 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание углов. | |
| Состав числа 20 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание углов. | |
| Решение задач на увеличение числа на несколько единиц в пределах 20 с переходом через десяток. Вычерчивание прямоугольника. | |
| Итоговая контрольная работа. | |
| Решение примеров и задач в пределах 20 с переходом через разряд. Вычерчивание квадрата. | |
| Повторение. | |
| Повторение. | |
| Повторение | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР
Особые образовательные потребности обучающейся требуют специального подбора учебного и дидактического материала:
«Математика 2 класс» А.А.Хилько,Изд. «Просвещение»1993г.,
Математические прописи.
Дидактические пособия: геометрический материал в аппликациях, таблички с напечатанными словами, наборы букв, карточки с изображениями объектов, людей, сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
7