СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития ученика 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе ГБОУ АО «СКОШ № 5». Обучение проходит в форме индивидуальных занятий на дому.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития ученика 4 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»








СПЕЦИАЛЬНАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ


Коноплева Дмитрия Андреевича



4 класс



Учитель – Горбова Оксана Васильевна




РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

руководитель ПЦК Зам. директора по УВР Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5»

начальных классов ­­­­___________ М.Н. Некрасова ___________ Н.Ф. Байкова

______________ _________________________

(дата)







Новодвинск

2020-2021 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:


Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе ГБОУ АО «СКОШ № 5». Обучение проходит в форме индивидуальных занятий на дому.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩЕМСЯ:


Ф.И.О. ребенка: Коноплев Дмитрий Андреевич

Возрат ребенка: 13 лет

Класс: 4

Дата рождения: 15.09.2006г

Адрес проживания: г. Новодвинск, ул. Пролетарская, д. 59. ГБУ АО «Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии»

Заключение ЦПМПК: Тотальное недоразвитие психических функций (средней степени тяжести). Системное недоразвитие речи у ребенка с нарушением познавательной деятельности (II степень)


Психолого-педагогическая характеристика:


Коноплев Дмитрий обучается в ГБОУ АО «СКОШ № 5» с 01.09.2017 года по решению территориальной ПМПК (протокол № 218(2) от 14.04.2017г.) по СИПР на основе АООП (2 вариант) для обучающихся с УО, в соответствии с ФГОС О УО (интеллектуальные нарушения). С сентября 2018 года обучается индивидуально на дому.

Физическое развитие не соответствует возрасту. Имеет серьезные нарушения зрения, зрительное и слуховое восприятие нарушено, в следствии чего, запас знаний и представлений об окружающем мире не достаточен, ограничен.

Учебный материал усваивает с трудом, необходимо повторять и закреплять в течение определенного периода времени. На уроках в основном преобладает тактильная деятельность, развивающие игры с крупой, песком.

Внимательно слушает сказки, отвечает на вопросы. Речь эмоциональная, подражает животным. Различает геометрические фигуры. Соотносит большой и маленький, длинный и короткий. Счет в пределах пяти. Соотносит предметы с названиями – овощи, фрукты, соотносит животное-детеныш. Трудности с усвоением времен года. Знает предметы быта, мебели, посуды. Узнает различные виды транспорта.

Навыками самообслуживания владеет частично. Выполняет несложные бытовые действия.

По характеру жизнерадостный, общительный, открытый, подвижный, ласковый, не обидчивый.

Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек», «Музыка и движение», «Адаптивная физкультура». Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются сенсорное развитие.


Цель реализации СИПР:


Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.

Задачи:


Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • Овладение обучающимся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

  • Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравтвенно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

  • Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведение спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества;

  • Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сферы.


Приоритетные направления индивидуальной коррекционно-образовательной работы:


  • Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде на доступном уровне;

  • Соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;

  • Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

  • Формирование на доступном уровне знаний о природе и окружающем мире.


Коррекционно-развивающие задачи:


  • Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

  • Корректировать и развивать память (кратковременную, долговременную);

  • Корректировать и развивать зрительное восприятие;

  • Корректировать и развивать тактильное восприятие;

  • Корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук в доступной форме (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

  • Корректировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);

  • Корректировать и развивать личностные качества ученика, эмоционально-волевую сферу, навык самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

индивидуального обучения на дому

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов по учебному плану школы

Количество часов в неделю (инд-е)

Количество часов в неделю (инд-е)

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

2

1

1

2. Математика

2.1.Математические представления

2

1

1

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный мир

2

1

1

3.2 Человек

2

1

1

3.3 Домоводство

3

-

3

3.4. Окружающий социальный мир

2

0,5

2

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

2

0,5

1,5

4.2 Изобразительная деятельность

3

0,5

2,5

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

2

0,5

1,5

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

-

-

7. Коррекционно-развивающие занятия (логопедическая коррекция)

2

0

2

Коррекционные курсы




1. Сенсорное развитие

3

1

2

2. Предметно-практические действия

3

1

2

3. Двигательное развитие

2

0

3

4. Альтернативная коммуникация

2

0

2

Внеурочная деятельность

4

0

4

ИТОГО:

36

8 (22%)

28 (78%)

Продолжительность учебной недели – 3 дня. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС.



Расписание учебных занятий:

Дни недели

Предметы

Ф.И.О. учителя

Время проведения

Понедельник

1.Речь и альтернативная коммуникация

2.Изобразительная деятельность

3. Музыка и движение

Горбова Оксана Васильевна

16.00 – 17.40

Вторник

1.Математические представления

2. Окружающий социальный мир

3. Адаптивная физическая культура

Горбова Оксана Васильевна

16.00 – 17.40

Четверг

1. Человек

2. Окружающий природный мир

Горбова Оксана Васильевна

16.00 – 17.10



Содержание и отслеживание результатов обучения:

При оценке результативности освоения СИПР применяется метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели формирования навыка представлены в таблице.

Уровень сформированности навыка

Баллы

Навык или умение отсутствует

0

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

1

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

2

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

4

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

5




РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».



Цель:

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.


Задачи:

  • Формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;

  • Формировать умение понимать обращенную речь;

  • Формировать умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.


Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении и развитию сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счёт формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии)в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть 8 часов

1

Формирование эмоционально-положительной реакции на приветствие. «Здравствуй!», «Привет! Привет!» Знакомство. Понимать и называть свое имя, фамилию, называть имя учителя, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»


1

07.09.


2

Беседа на тему «Как правильно сидеть за партой.»

1

14.09.


3

Игра «Наши имена». Учимся узнавать, различать имена и правильно реагировать.

1

21.09.


4

Слушание сказки Г. Остера «Как тебя зовут»

Слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главных героев.

1

28.09.


5

Игра «Кто как подает голос» (звукоподражание). Называть (показывать) животное, соотносить игрушки животных с их изображениями, повторять за учителем звукокомплексы.

1

05.10.


6

Осень (работа с сюжетной картиной). Загадки

1

12.10.


7

Развиваем грамофорные навыки (черканье, каракули) проводим различные линии в любом направлении (рука в руке).

1

19.10.


8

Рисование вертикальных  линий, разной длины проводим различные линии в любом направлении (рука в руке).

1

26.10.


II четверть 7 часов

9

Развитие зрительного восприятия (конструирование по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек, полосок бумаги, обводить по контуру)

1

09.11.


10

Развитие слухового внимания (различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой)

1

16.11.


11

Чтение стихов С. Михалкова

1

23.11.


12

Слушание сказки «Теремок» (называть животных по звукам) Слушать сказку, выделять главного персонажа, повторять сказку совместно с учителем, отвечать на вопросы по тексту

1

30.11.


13

Беседа « Моя семья» Понимать и называть членов своей семьи. Выстраивать рассказ-последовательность о своей семье.

1

07.12.


14

Слушание стихотворения

В. Степанова «Разноцветный ветер»

(Слушать стихотворение, соотносить строки стихотворения с последовательность событий в стихотворении)

1

14.12.


15

Игрушки (транспорт) Называть, показывать вид транспорта по форме, соотносить игрушки со звуками.


1

21.12.


III четверть, 9 часов

16

Игрушки (животные) Называть, показывать животное по форме, соотносить игрушки со звуками.

1

11.01.


17

Повторение. Моё имя. Приветствие и прощание. Понимать и называть свое имя, фамилию, называть имя учителя, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»

1

18.01.


18

Развитие слухового внимания (звуки машины, поезда, самолета) (различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой)

1

25.01.


19

Сказка про вежливого мальчика. Слушать сказку, выделять персонажа с помощью учителя, рассказывать сказку совместно учителем, употребляя в речи вежливые слова.

1

01.02.


20

Использовать в рисовании трафарет. Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать (рука в руке)

1

08.02.


21

Чтение стихов А. Барто

1

15.02.


22

Рисование наклонных линий. Проводим линии в одном направлении (рука в руке).

1

22.02.


23

Стихи и загадки про «Зиму». (Отвечать на вопрос о назначении предметов, выстраивать их в последовательности)

1

01.03.


24

Слушание сказки «Снегурочка». Слушать сказку, выделять главного персонажа, повторять сказку совместно с учителем, отвечать на вопросы по тексту.

1

15.03


IV четверть, 10 часов

25

Обобщающие понятия «Одежда. Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

29.03.


26

Обобщающие понятия «Обувь». Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

05.04.


27

Узнавание и различение понятий: одежда, обувь Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

12.04.


28

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

19.04.


29

Прослушивание стихотворения

«Одуванчик». Слушать стихотворение, определять последовательность событий.

1

26.04.


30

Прослушивание сказки «Муха – Цокотуха». Слушать сказку, соотносить персонажей с последовательностью событий. Пересказ сказки с помощью учителя.

1

03.05.


31

Обобщающие слова: игрушки, учебные принадлежности, овощи, фрукты, одежда, обувь Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

10.05.


32

Прослушивание сказки «Теремок». Слушать сказку, соотносить персонажей с последовательностью событий. Пересказ сказки с помощью учителя.

1

17.05.


33

Повторение пройденного материала

1

24.05.


34

Повторение пройденного материала

1

27.05.




Математические представления

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».

Цель:

Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.


Задачи:

  • Формировать умение различать количество предметов;

  • Формировать умение выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;

  • Формировать умения учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много);

  • Формировать умение различать части суток, соотносить действия с временными промежутками;

  • Формировать умение определять время по часам;

  • Формировать умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

  • Формировать умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;

  • Формировать умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.


Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Математические представления»

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть 9 часов

1

Части суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Уточнение представления учащегося о временных признаках суток.

1

01.09.


2

Временные промежутки («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Уточнение представления учащегося о признаках временных промежутков.

1

08.09.


3

Временные промежутки («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Уточнение представления учащегося о признаках временных промежутков.

1

15.09.


4

Составление последовательности событий. Формировать умение понимания причинно-следственных связей в природе (осень), в конструировании (постройка дома)

1

22.09.


5

Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

1

29.09.


6

Нахождение одинаковых предметов. Игры и упражнения на выделение одного-трех предметов из множества, уточняя понимание числительных и знание цифр.

1

06.10.


7

Количественные представления. Упражнение на формирование представления о возможности создания множеств из любых предметов (объединение по величине, цвету)

1

13.10


8

Объединение предметов в единое множество. Группировка предметов, классификация, найди предмет.

1

20.10


9

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

27.10.


II четверть 7 часов

10

Пересчет предметов. Игра на счет в пределах трех.

1

10.11.


11

Число и цифра 1. Знакомство, рисование, загадки. Соотнесение цифры с количеством предметов.

1

17.11.


12

Представление о форме. Линия

1

24.11.


13

Лепка объемных форм из пластилина.

1

01.12.


14

Какое время года? Формирование временных представлений.

1

08.12.


15

Число и цифра 2. Знакомство, рисование, загадки. Соотнесение цифры с количеством предметов.

1

15.12.


16

Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). Формирование представления о форме.


1

22.12.


III четверть 9 часов

17

Конструирование. Конструирование из палочек «Кюизенера»

1

12.01.


18

Работа с блоками «Дьенеша»

1

19.01.


19

Число и цифра 3. Знакомство, рисование, загадки. Соотнесение цифры с количеством предметов.

1

26.01.


20

Рисование геометрической фигуры: «треугольник» (с помощью учителя).

1

02.02.


21

Различение круглых и некруглых геометрических тел.

1

09.02.


22

Рисование геометрической фигуры: «прямоугольник»

1

16.02.


23

Сравнение предметов по ширине.

1

24.02


24

Число и цифра 4. Знакомство, рисование, загадки. Соотнесение цифры с количеством предметов.

1

02.03.


25

Числовой ряд – 0, 1, 2,

1

16.03.


IV четверть 10 часов

26

Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа ( в пределах5)

1

30.03.


27

Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа ( в пределах5)

1

06.04.


28

Числовой ряд – 0, 1, 2,3, 4, 5

1

13.04.


29

Ориентирование на листе бумаги. Формирование пространственного представления

1

20.04.


30

Письмо цифр от 0 до 2 по трафарету и опорным точкам

1

27.04.


31

Письмо цифр от 3 до 5 по трафарету и опорным точкам

1

04.05.


32

Аппликация по заданию, вверх-вниз, справа-слева

1

11.05.


33

Сложение и вычитание в пределах 5. Игра «Найди пять, два, один предмет. Сколько вместе?»

1

18.05.


34

Сложение и вычитание в пределах 5. Игра «Найди пять, два, один предмет. Сколько вместе?»

1

25.05.




ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 час в год

Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Окружающий природный мир» является основной частью предметной области «Естествознание».

Важным аспектом обучения детей с умственной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, ее многообразий, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях живой природы (снег, дождь, туман…) цикличности в природе – сезонных явлениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразиям растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному обращению к ней.


Цель:

Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи:

  • Формировать первоначальное представление о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • Обеспечивать необходимую мотивацию речи, посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • Воспитывать отношение к сверстнику, как к объекту взаимодействия, развивать субъективно-объективные отношения;

  • Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

  • Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения;

  • Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела; способ передвижения, питание);

  • Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона, зрительно, тактильно;

  • Закрепить полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Окружающий природный мир»

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть 9 часов

1

Живая и неживая природа. Знакомство с временами года и их названиями.

1

03.09.


2

Осень. Признаки осени. Осенние месяцы.

1

10.09.


3

Растения осенью. Животные осенью. Труд и занятия людей осенью



1

17.09.


4

Различение растений (дерево, куст, трава).

1

24.09.


5

Части растений

1

01.10.


6

Фрукты. Ягоды. Овощи



1

08.10.


7


Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека.

1

15.10.


8

Кто такие птицы (Домашние, дикие, перелетные птицы)

1

22.10.


9

Название и простейшие признаки объектов неживой природы (Небо, звезды, солнце, месяц, луна)

1

29.10.


II четверть 7 часов

10

Значение воды в природе и жизни человека.

1

12.11.


11

Значения солнца в жизни человека и в природе.

1

19.11.


12

Значение луны в природе и жизни человека.

1

26.11.


13

Время суток: утро, день, вечер, ночь (признаки)

1

03.12.


14

Зима.

1

10.12.


15

Животные зимой. Труд и занятия людей зимой.

1

17.12.


16

Огонь. Свойства огня.

1

24.12.


III четверть 10 часов

17

Значение огня в жизни человека. Правила обращения с огнем.

1

14.01.


18

Дикие и домашние животные.

1

21.01.


19

Детеныши диких и домашних животных.

1

28.01.


20

Питание и образ жизни домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека.

1

04.02.


21

Питание и образ жизни диких животных. Значение диких животных в природе и жизни человека.

1

11.02.


22

Весна. Признаки весны.

1

18.02.


23

Растения и животные весной. Труд и занятия людей весной.

1

25.02.


24

Явления природы весной

1

04.03.


25

Первые цветы весной – подснежники

1

11.03.


26

Насекомые весной

1

18.03.


IV четверть 8 часов

27

Узнавание травянистых растений.

1

01.04.


28

Части травянистых растения: корень, лист, цветок.

1

08.04.


29

Значение травянистых растений в природе и жизни человека.

1

15.04.


30

Лето. Признаки лета. Летние месяцы.

1

22.04.


31

Одежда людей летом.

1

29.04.


32

Растения и животные летом. Труд и занятия людей летом.

1

06.05.


33

Повторение пройденного.

1

13.05.


34

Повторение пройденного.

1

20.05.




ЧЕЛОВЕК:

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 час в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир».


Цель:

Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.


Задачи:

  • Формирование представления о себе, о гигиене тела;

  • Знакомство с последовательностью действий при надевании и снятии предметов одежды;

  • Формирование представлений о своей ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.


Общая характеристика:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается в развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Семья, «Гигиена», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задач, требующие обучения отдельным операциям.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Человек»

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть, 9 часов

1

Я – человек.

1

03.09.


2

Я – мальчик. Я – девочка. Идентификация себя, как мальчика (девочки).

1

10.09.


3

Я и мои друзья.

1

17.09.


4

Я – один дома. Опасности в быту. Правила обращения за помощью «Один дома»

1

24.09.


5

Будь осторожен «Встреча с незнакомым человеком»

1

01.10.


6

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, губы). Знание назначения частей лица.

1

08.10.


7

Узнавание различных частей тела человека (Туловище – спина, живот, бока) Знание назначения частей тела.

1

15.10.


8

Режим дня. Соблюдать режима дня. О правилах здорового образа жизни - режим дня школьника.

1

22.10.


9

Режим дня.  Полезные привычки. Полезные и вредные привычки

1

29.10.


II четверть, 7 часов

10

Читаем произведение К.Чуковского «Мойдодыр»

1

12.11.


11

Уход за волосами

1

19.11.


12

Предметы личной гигиены ( Расческа, мыло, зубная паста, полотенце для рук, для ног).

1

26.11.


13

«Моё самочуствие», «Мне плохо», «У меня болит живот, голова, рука…»

1

03.12.


14

Узнавание (различие) предметов одежды (пальто, шуба, куртка, плащ).

1

10.12.


15

Узнавание (различие) предметов одежды (свитер, джемпер, кофта)

1

17.12.


16

Практические упражнения. Застегивание пуговиц, молнии.

1

24.12.


III четверть 10 часов

17

Узнавание (различие ) сезонной обуви (зимняя, демисезонная, летняя)

1

14.01.


18

Различие лицевой и изнаночной, передней и задней стороны. Упражнения в различении лицевой (изнаночной) стороны. Практическое упражнение «Выворачивание».

1

21.01.


19

Снятие (надевание) предметов одежды (например, кофты - захват за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты.

1

28.01.


20

Туалет. Последовательность действий в туалете.

1

04.02.


21

Правила этикета за столом

1

11.02.


22

Зарядка и ее значение.

1

18.02.


23

Сон и его значение.

1

25.02.


24

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1

04.03.


25

Представление о бытовой и досуговой деятельности семьи. (кто чем занимается)

1

11.03.


26

Моя досуговая деятельность. Игра, хобби.

1

18.03.


IV четверть 8 часов

27

Наши праздники «Новый год. 8 марта. День рождение». Традиции, подготовка, празднование.

1

01.04.


28

Контроль своего внешнего вида.

1

08.04.


29

Профессии.

1

15.04.


30

Чтение «Кем быть» В. Маяковского

1

22.04.


31

Закрепление по учебному курсу: «Мои части тела», «Мои данные и половая принадлежнось»

1

29.04.


32

Закрепление по учебному курсу «овощи, фрукты в жизни человека»

1

06.05.


33

Закрепление по учебному курсу «Нужды человека», «Мое самочувствие»

1

13.05.


34

Моделирование жизненных ситуаций.  Скоро каникулы.

1

20.05.





Окружающий социальный мир:

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 час в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир».


Цель:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи:

  • Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Общая характеристика:

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Окружающий социальный мир»

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 часа в год

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть, 5 часов

1

Школа. Я – ученик. Правила поведения на уроке, перемене.

1

01.09.


2

Распорядок школьного дня. Школьные принадлежности. Применение школьных принадлежностей на практике.

1

15.09.


3

Дом. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Типы домов: одноэтажный, многоэтажный. каменный – деревянный, городской – дачный дом. Места общего пользования в доме: чердак, подвал. Правила безопасности.

1

29.09.


4

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире. Отопление: батарея, вентиль, вода. Канализация: вода, унитаз, сливной бачок, трубы. Водоснабжение: вода, кран, трубы (водопровод), раковина.

1

13.10.


5

Аварийные ситуации в доме. Правила безопасности и поведения во время аварийных ситуаций в доме.

1

27.10.


II четверть 7 часов

6

Правила поведения в общественных местах.

1

10.11


7

Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)

1

17.11.


8

Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость) Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.)

1

24.11


9

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла

1

01.12.


10

Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.)

1

08.12


11

Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся) .Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.)

1

15.12.


12

Праздник Новый год. История праздника.

1

22.12


III четверть 10 часов

13

Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит)

1

12.01.


14

Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.)

1

19.01.


15

Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.)

1

26.01.


16

Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.)

1

02.02.


17


Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. Назначение предметов посуды.


1

09.02.


18

Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Значение.

1

16.02.


19

Предметы быта. Электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен. Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании электробытовыми приборами.

1

02.03.


20

Мебель. Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели.

1

09.03.


21

Страна, в которой я живу  - Россия.

1

16.03.


22

Город, в котором я живу – Новодвинск. Достопримечательности города.

1

23.03.


IV четверть 8 часов

23

Велосипед. Я – водитель.

1

06.04.


24

Магазин. Я – продавец.

1

13.04.


25

Магазин. Я  - покупатель.

1

20.04.


26

Праздник День Победы. История праздника.

1

27.04.


27


Транспорт. Виды транспорта.

Наземный, воздушный, водный, космический транспорт. Его назначение.

1

04.05.


28


Пользование общественным транспортом.

Правила поведения в общественном транспорте.


1

11.05.


29

Повторение изученных тем

1

18.05.


30

Повторение изученных тем

1

25.05.





ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часа в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» является основной частью предметной области «Искусство».

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умственной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя, как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.

Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляют им много положительных эмоций.


Цель:

Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.


Задачи:

  • Развить интерес к изобразительной деятельности;

  • Формирование умений пользоваться инструментами;

  • Обучать доступными приемами работы с различными материалами;

  • Обучать изображению (изготовлению) отдельных элементов;

  • Развивать художественно-творческие способности;

  • Развивать способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Изобразительная деятельность»


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть 4 часа

1

Правила безопасной работы. Упражнение на различение предметов по форме. Знакомство с учебными принадлежностями.

1

07.09.


2

Аппликация. Панно из засушенных листьев «Осень».

1

21.09.


3

Лепка. Изготовление бубликов, баранок методом раскатывания.

1

05.10.


4

Рисование дождя красками

1

19.10.


II четверть 7 часов

5

Отщипывание пластилина. Осеннее дерево.

1

09.11.


6

«Собери человечка» - аппликация  (из бумажных и картонных шаблонов)

1

16.11.


7

«Девочка»-  раскрашивание готового контура

1

23.11.


8

«Мальчик»  - раскрашивание готового контура

1

30.11.


9

Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на листочке».

1

07.12.


10

Нарядный мухомор в травке. Приклеивание шляпки, ножки ,рисование травки.

1

14.12.


11

Аппликация «Разноцветный коврик» (из рваной бумаги)

1

21.12.


III четверть 10 часов

12

Рисование ладошкой «Ёлочка»

1

11.01.


13

Рисование ватными палочками «Рябина»

1

18.01.


14

Лепка. «Снеговик»

1

25.01.


15

Аппликация из бумажных комочков « Зима пришла».

1

01.02.


16

Аппликация. Снеговик из ватных дисков.

1

08.02.


17

«Наливное яблочко»- аппликация из кусочков бумаги  ( наклеиваем кусочки бумаги на контур дерева)

1

15.02.


18

«В лесу много ягод»-  раскрашивание карандашами готовых контуров

1

22.02.


19

Лепка  «Фруктовый сад» ( прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева)

1

01.03.


20

Цветик-семицветик – аппликация    (из заготовок бумаги).

1

09.03.


21

«Маленький пушистый котёнок»- аппликация из шариков бумаги (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги)

1

15.03


IV четверть 9 часов

22

Рисование, аппликация «Мячики»  (раскрашивание и наклеивание кружочков на лист) 

1

29.03.


23

«Бабочка» - рисование красками методом монотипии.

1

05.04.


24

«Ёжик»  из пластилина и заготовок из спичек.

1

12.04.


25

«Зайчик» - аппликация из нескольких частей.

1

19.04.


26

Сминание бумаги. «Мимоза»

1

26.04.


27

Аппликация. Светофор

1

04.05.


28

Аппликация «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги) наклеиваем на заранее подготовленный лист

1

11.05.


29

Лепка шариков, обыгрывание

композиции «Гусеница на листочке».

1

17.05.


30

Рисование пальчиками «Весна»

1

24.05.








Музыка и движение:

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часов в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Музыка и движение» является основной частью предметной области «Искусство».

Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащегося.

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями  с использованием  простейших ударных и шумовых инструментов. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы  и познавательной деятельности учащегося. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость детей. Поэтому следует переключать их с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения.



Цель:

Формирование предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащегося.

Задачи:

  • Организация  музыкально-речевой среды;

  • Формирование интереса к музыкальным занятиям;

  • Формирование музыкально-ритмических движений;

  • Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности;

  • Формирование потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи;

  • Развитие стремления учащегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

  • Развитие минимальной творческой индивидуальности;

  • Воспитание музыкального вкуса;


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Музыка и движение»

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часа в год


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть 4 часа

1

Мир музыки. Вводный урок. Выявление уровня актуального психического и музыкального развития с целью создания оптимальных условий обучения

1

14.09.


2

Знакомство с музыкальными игрушками. Детские музыкальные инструменты (бубен, маракасы, бубенцы, ложки и т.п.) Слушание, игра.

1

28.09.


3

Средства музыкальной выразительности. Громко-тихо.

1

12.10.


4

Осень – Волшебница. Пальчиковая гимнастика. Попевки, прибаутки.

1

26.10.


II четверть 7 часов

5

Осень – Волшебница. Песенки, слушание.

1

09.11.


6

Игры с детскими музыкальными инструментами. Детские музыкальные инструменты (Бубен, колокольчики, погремушки, шейкер и т.п.) Слушание, игра.

1

16.11.


7

Красавица Зима. Пальчиковая гимнастика

1

23.11.


8

Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах

1

30.11.


9

Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)

1

07.12.


10

Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки

1

14.12.


11

Узнавание песни, различение частей песни: запев, припев, вступление

1

21.12.


IIIчетверть 10 часов

12

Красавица Зима. Песенки, слушание.

1

11.01.


13

Ритмический рисунок. Хлопки

1

18.01.


14

Музыкальные игры. Пальчиковые игрушки.

1

25.01.


15

Звуки и голоса природы. Лес.

1

01.02.


16

Звуки и голоса природы. Птицы.

1

08.02.


17

Зимняя сказка. Пальчиковая гимнастика

1

15.02.


18

Музыкальные игры. Бубен.

1

22.02.


19

Мама- милая моя. Песенки, слушание, заучивание.

1

01.03.


20

Мама- милая моя. Песенки, слушание, заучивание.

1

09.03.


21

Мама- милая моя. Пальчиковая гимнастика


1

15.03.


IV четверть 9 часов

22

Пение. «Высоко-низко. Грустно-весело. Плавно-отрывисто.»

1

29.03.


23

Звуки и голоса природы. Лес.

1

05.04.


24

Весна – красна. Пальчиковая гимнастика.

1

12.04.


25

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен.

1

19.04.


26

Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен. Закрепление

1

26.04.


27

Викторина.

1

04.05.


28

Разучивание песни про лето

1

11.05.


29

Разучивание песни про лето

1

17.05.


30

«Мини-концерт»

1

24.05.



Адаптивная физическая культура

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часа в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» является основной частью предметной области «Физическая культура».

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.

Цель:

Развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.


Задачи:

  • формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие двигательных способностей в процессе обучения;

  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Адаптивная физическая культура»

Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 34 часа в год



Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть 4 часа

1

Упражнение на дыхание.

1. Положить  руку на грудную клетку, под ключицей. Направляем вдох в руку. Выдох вниз в пол.

2. Положить руку на живот. Направляем вдох в руку. Выдох вниз в пол.

3. Согнув руки в  локтях, положить ладони по бокам грудной клетки. Направляем вдох в ладони. Выдох вниз в пол.

1

08.09.


2

Упражнения на коррекцию осанки.

1. Стоя или сидя приложить ладонь ко лбу. Ноги на ширине плеч. Давим примерно десять секунд лбом в ладонь, при этом обязательно должна напрягаться шея. Отдых 10 секунд

2. Повороты головы влево и вправо.

3. Наклоны головы в стороны.

4. Кладем правую руку на левую сторону головы и медленно давим рукой на голову, в сторону плеча.

1

22.09.


3

Упражнения на коррекцию осанки.

1.Вращения головой

2. Поднимаем правую руку верх, тянемся вверх и наклоняемся влево. Смена рук.

3. Махи прямыми руками перед собой. Скрещиваем их и отводим максимально назад.

1

06.10.


4

Упражнения на коррекцию осанки.

1.Сидя на полу. Прямые руки в стороны. (Поворачиваемся до упора вправо. Делаем вдох и на выдохе поворачиваемся еще чуть-чуть. И медленно поворачиваемся влево.)

2. Стоя, прямые  руки сзади в замок. (Максимально свести лопатки)

3. Стоя, руки вдоль тела. (Наклоняемся вперед, позвонок за позвонком, спина круглая. В наклоне делаем вдох, направляя его в лопатки. Максимально расширяя их. Далее добавляем ротацию.)

1

20.10.


II четверть 7 часов

5

Профилактика плоскостопия.

1. Лежа или сидя


С напряжением тянуть носки на себя – от себя (медленно, колени прямые).

2. Лежа или сидя (Сгибать – разгибать пальцы ног)

3. Круговые движения стопами внутрь – кнаружи.

4. Катать стопой овальные и круглые предметы (массажный мяч).

1

10.11.


6

Упражнения на гибкость, вытяжение и расслабление.

1.Упражнение «Мороженое». Последовательно расслабляем мышцы рук. Уронить кисти, предплечья, плечи, наклониться вперед, потрясти руками — выдох; вернуться в и. п. — вдох.

2. Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем «уронить голову и руки с одновременным наклоном туловища вперед. Выпрямиться на стуле.

3. Стоя (сидя). Руки вдоль тела. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

1

17.11.


7

Упражнения на гибкость, вытяжение и расслабление.

1.Упражнение «Бабочка». Сидя на полу. Ноги согнуты в коленях. Ступни прижаты друг другу. Давим ладонями на колени. В идеале достать коленями до пола.

2. Стоя или сидя. Правая  рука на затылке. Согнута в локте. Левой рукой тянем локоть правой в левую сторону. Меняем руки.

1

24.11.


8

Упражнения на гибкость, вытяжение и расслабление.

1. Сидя. Ноги согнуты в коленях. Стопы в стороны назад. Медленно опуститься на спину. Стараться не отрывать колени т пола.

1

01.12.


9

Узнавание составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед.

1

08.12.


10

Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).

1

15.12.


11

Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).

1

22.12.


III четверть 10 часов

12

Упражнение на развитие равновесия и координации

1

12.01.


13

Упражнение на развитие равновесия и координации

1. Стоя, ноги на ширине плеч. Принять осевое вытяжение. Руки вдоль бедер. Поднимем правую ногу, согнутую в колене. Руками держим ногу за бедро, рядом с коленом. Можно усложнить: выпрямляем поднятую ногу, тянем носок.

2. Стоя, ноги на ширине плеч. Руки вдоль тела. Медленно отводим прямую ногу назад, руки при этом движутся вперед, пока не будут параллельно полу. Меняем ногу. Усложнение: стоя н одной ноге, в наклоне работаем руками вперед и назад.

1

19.01.


14

Упражнения на развитие силы мышц туловища.

1. Стоя, ноги на ширине плеч. Приседания, руки прямые перед собой.

1

26.01.


15

Упражнение на развитие равновесия и координации.

1. Упражнение. «Замри» Стоим руки в стороны. Ступни ног ставим в одну линию. Закрыть глаза. Стараемся сохранить равновесие.

1

02.02.


16

Ходить на мысках, ходить в присядку, руки на коленях

1

09.02.


17

Для развития мелкой моторики.

1. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

2. Сжать пальцы в кулак…( Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец)

1

16.02.


18

Прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте. Умение спрыгивать с небольшой высоты

1

24.02.


19

Приседать вместе с мячом или куклой. Ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны

1

02.03.


20

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом» из кубиков

1

09.03.


21

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом» из кубиков

1

16.03.


IV четверть 5 часов

22

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»

1

30.03.


23

Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полу приседе, приседе.

1

06.04.


24

Ходьба с изменением темпа, направления движения.

1

13.04.


25

Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

1

20.04.


26

Для развития мелкой моторики.

1. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и 4-6 раз.( Проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо.)

1

27.04.


27

Для развития мелкой моторики.

1.Сжать пальцы в кулак (Делать круговые движения кистью влево, затем вправо)

2. Стоя. Держим одной рукой другую за луче-запястный сустав.( Трясем сначала одну руку. Потом другую)

1

04.05.


28

Для развития мелкой моторики.

1.Стоя.( Встряхиваем руки как от воды.)

2. Развести прямые пальцы.( Последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.)

1

11.05.


29

Для развития мелкой моторики.

1.Стоя или сидя. С помощью массажного кольца (Сжимаем и разжимаем массажное кольцо.)

2. Стоя или сидя. С помощью массажного кольца. (Растягиваем массажное кольцо в противоположные стороны двумя руками.)

1

18.05.


30

Для развития мелкой моторики.

1. Стоя, руки в замок.( Выпрямляем руки перед собой. Разворачиваем ладонями от себя. Сгибаем ладонями к себе.)

2. Стоя или сидя. С помощью массажного кольца. (Одеваем на руку два кольца. Складываем руки: ладонь на тыльную поверхность кисти. Вращаем руки вперед и назад. Кольца движутся по рукам и массируют их.)

1

25.05.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!