СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальные условия организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана специфика создания специальных условий организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Специальные условия организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.»

Специальные условия организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Васильева Наталья Владимировна,

заместитель заведующего по логопедическому сопровождению

и инклюзивному образованию детей с ОВЗ

МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

г. Ефремова Тульской области


Щепетинникова Ирина Витальевна,

зам. заведующего по ВМР

МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

г. Ефремова Тульской области


Аннотация. В статье показана специфика создания специальных условий организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольная образовательная организация, безбарьерная среда жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ, использование специальных методов обучения и воспитания, методических пособий и дидактических материалов, информационно-коммуникационные технологии, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, тематический принцип организации познавательного и речевого материала.



Дошкольное учреждение - это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) получает эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками и со взрослыми во всех сферах жизни. Возможность получения такого социального опыта расширяется при условии создания в логопедической группе безбарьерной среды, позволяющей включать детей в различные виды деятельности (познавательную, творческую, игровую и другие).

Безбарьерная среда жизнедеятельности. Окружающая ребенка среда должна быть безопасной, способствовать укреплению его здоровья, созданию комфортных условий для образования ребенка с ОВЗ на основе личностно-ориентированного подхода. Первоочередная задача образовательной среды дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) компенсирующего вида – обеспечение ребенку с ОВЗ психологического здоровья, развитие его индивидуально-личностных качеств, формирование знаний, умений и навыков как средства полноценного личностного развития. Благоприятный психологический микроклимат в группе – одно из специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Данная атмосфера складывается из отношений каждого педагога к детям, взаимоотношений педагогов группы, самого ребенка со сверстниками.

Для детей оптимально комфортным является доброжелательный и эмоционально положительный тон воспитателя, учителя-логопеда и других специалистов учреждения. Такой стиль поведения педагогов сводит к минимуму порицание детей, но доброжелательность педагогов не стоит путать со вседозволенностью. В общении с воспитанниками очень важно добиться правильного сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка. Немаловажны и личностные качества педагогов. Так как дошкольники с ОВЗ всегда ориентированы на взрослого, находящегося рядом, и подражают ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках. В условиях ДОО компенсирующего вида образцом подражания особенно становится речь педагогов. Она должна быть грамотной, четкой, логически правильной.

Дошкольники отличаются друг от друга по темпам роста, мышления, развития, речевых и социальных навыков. Дети с ОВЗ ранимы, обидчивы, эмоционально неустойчивы. Педагогам необходимо правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины, а также уметь сопереживать ребенку, добиваться его взаимопонимания и гибко сочетать щадящее отношение с требовательностью. Бережный, вдумчивый, индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно, проблемному, будет способствовать преодолению речевых нарушений.

Использование специальных образовательных программ. Основной формой освоения программного материала детьми с ОВЗ являются занятия, проведение которых соответствует требованиям СанПиН, учебному плану, составляемому на основе программ. Содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОО и освоение программы отражено в тематическом планировании специалистов. На его основе составляются перспективные планы коррекционной работы. Система комплексного ПМП- сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса ДОО представляет собой логопедическое и дефектологическое воздействие, психологическое воздействие, музыкальное развитие, коррекционно-воспитательное взаимодействие. Все они предполагают ПМПК обследование детей с целью выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, планирование коррекционных мероприятий. Учитель-логопед и учитель-дефектолог самостоятельно выбирают образовательные программы, опираясь на рекомендации, данные научными работниками НИИ Дефектологии и логопедии, ИПК и ППРО ТО.

Использование специальных методов обучения и воспитания, методических пособий и дидактических материалов, ТСО. В коррекционной работе используют следующие основные методы логопедического воздействия:

  • практические: подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения;

  • игровые;

  • моделирование;

  • наглядные методы: наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеофильмов, прослушивание записей, показ образца;

  • словесные (вербальные): рассказ, пересказ, беседа (предварительная, итоговая, обобщающая), чтение.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности требует оснащения многочисленными специальными методическими пособиями и дидактическими материалами, техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования.

Это натуральные предметы и муляжи, предметы-заместители и модели, картинки, схемы, карточки с заданиями, экран для просмотра видеоматериалов, экран или ширма, выполняющая маскирующую функцию, логопедический инструментарий (постановочные и массажные зонды, приспособления для миогимнастики).

Традиционным местом размещения наглядности является настенная доска. Наборное полотно представляет собой основу с прозрачными карманами или крепежными полосками для картинок, табличек, рисунков и другой информации, выставляемой для демонстрации. Многофункциональным демонстрационным приспособлением является фланелеграф. Соответственно размерам фланелеграфа изготовлены плоские картонные фигурки персонажей, легко удерживаемые на фланелеграфе и снимаемые с него, что помогает разыгрывать ход повествования на глазах у детей. В учебной зоне группы располагается нетрадиционное демонстрационное приспособление – коврограф, напоминающий фланелеграф и использующийся по тому же принципу. При необходимости продемонстрировать небольшие объемные предметы используется экран с липучками.

Пособия для развития мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности: пальчиковые бассейны, емкости для криотерапии, емкости для контрастотерапии, набор разноцветных прищепок, набор предметов для работы с текстом, набор наждачной бумаги, приспособления для самомассажа и игр с мелкими предметами, волчки, бирюльки, бильбоке, пуговицы, бусы, шнурки, шнуровки, листы бумаги для бумажной пластики, мозаика, паззлы, тактильная книжка, счетные палочки, конструкторы, «Волшебный кубик», набор строительных материалов, альбомы и тетради для штриховки, раскрашивания и обведения фигур по контуру, наборы для детского рукоделия, бутылочки и баночки с крышками, пирамидки.

Пособия для развития дыхания: конфетти, кораблики, бумажные бабочки, птички, самолетики, шарики для пинг-понга, ватные шарики, прозрачные пластмассовые стаканчики с трубочками для коктейлей, «Мыльные пузырьки», стеклянные флаконы различного размера, губная гармошка, бумажные цветы, султанчики, воздушные шары, надувные игрушки, вертушки.

Дидактические пособия и игры, основанные на методике моделирования.

Пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, просодических компонентов речи.

Пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия, развития сенсорных способностей, мыслительных процессов, формирования временных представлений.

Задания на группировку и классификацию предметов, формирование обобщающих понятий.

Качественный текстовой и иллюстративный материал: стихи, сказки, заклички, приговорки, кричалки, прибаутки, перевертыши, потешки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, азбуки в стихах.

Пособия и оборудование для развития общей двигательной активности: «Дорожки здоровья», «сухой» бассейн, мягкие модули, спортивный комплекс «Юниор», ребристые доски, массажеры для стоп, «Диски здоровья», мячи-фитболы, тренажер для развития координации движений, атрибуты для игр разной подвижности.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Коррекция речевого нарушения у детей с ОВЗ, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для нормально развивающихся сверстников. В связи с этим предусмотрено проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий двух видов:

- коррекционно-развивающие;

- общеобразовательные.

Учитель-логопед проводит следующие виды групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:

- занятия по формированию звуковой стороны речи (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);

- занятия по развитию речи (подгрупповые);

- занятия по обучению грамоте (подгрупповые).

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с общим недоразвитием речи лежат тематический и концентрический принципы.

Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером. Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

- определяются тема и цели занятия;

- выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

- отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

- обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

- при отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

- включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Занятия в подвижных микрогруппах предоставляют учителю-логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников.

В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

Роль таких занятий особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, особенности которого мешают установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в малых подгруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

- сформулировать тему и цели занятия;

- продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

- запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

- осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

- формулировать инструкции кратко и четко;

- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.

Педагог-психолог проводит групповые и индивидуальные занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию навыков общения.

Музыкальный руководитель проводит групповые и индивидуальные логоритмические (музыкально-ритмические) занятия.

Воспитатель проводит общеобразовательные занятия и индивидуальную коррекционно-развивающую работу по заданию специалистов. Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:

- ознакомление с окружающим и развитие речи;

- формирование элементарных математических представлений;

- рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Индивидуальная коррекционная работа проводится в первой половине дня до завтрака и во второй половине дня после дневного сна по заданиям специалистов.

Акцент на социализацию воспитанника

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, подтвержденных заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проектируется индивидуальная коррекционная работа, направленная на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, элементарных игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.

Для детей с ОВЗ, особенно для отдельных категорий со спецификой развития, целесообразно вводить не только пропедевтические разделы, дающие возможность в простой форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире, но и включать оригинальные методики, приемы, инновационные технологии, использовать невербальные средства коммуникации (пиктограммы, картинки-символы и др.).

Кроме того, важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является интегративное обучение, а также постоянное повышение педагогической и родительской компетентности в области коррекционной педагогики.

Взаимодействие логопеда с родителями

Естественным пространством (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления на свет и оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка, является семья. Именно в силу приоритетной роли семьи, а в случае с ребенком с ОВЗ – уникальной, в процессе воздействия на его развитие логопед и воспитатели стараются максимально привлечь родителей в союзники в общем и важном деле преодоления речевых нарушений.

Задача логопеда - помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Особенно, это важно для детей, посещающих коррекционно-логопедические занятия, так как родители таких детей помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при проведении занятий со своим ребенком.

Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, включает в себя, коррекционно-логопедическое воздействие со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого - педагогической и логопедической диагностики с родителями проводятся индивидуальные консультации, на которых в очень деликатной форме родителям разъясняется речевой диагноз ребенка; даются подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно. Очень тактично, доходчиво родителям разъясняются, насколько важно привлечь к работе невропатолога, нейропсихолога и других специалистов, что в ряде случаев является крайне необходимым.

В индивидуальных беседах с родителями учитель-логопед стремится не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Доступным языком родителям рассказывается об особенностях речевого нарушения именно их ребенка, как нужно с ним заниматься и на что следует в первую очередь обращать внимание. Анализ совместно проведенных мероприятий с родителями на конец учебного года показывает, насколько важно учитывать условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы учителя-логопеда не оказались для семьи трудно выполнимыми, и у родителей не возникало чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности.

Взаимодействие с семьей важно не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Ошибочно мнение, что ребенок вырастет, и проблемы в его развитии уйдут.

Основой работы учителя-логопеда с родителями является понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, повышения педагогической компетенции и культуры.

Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Список источников

1. Баранова Г.А. Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами безопасной инклюзивной образовательной среды. - Тула: Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Тульское образовательное пространство, 2020. - № 1. – с.7-9.

2. Баранова Г.А., Васильева Н.В. Особенности реализации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации компенсирующего вида программ коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. - Тула: Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Тульское образовательное пространство, 2019. - № 2. – с.8-9.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!