Элективный курс «Знаменитые земляки»
(Ульяновская область Базарносызганский район)8-9 класс
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины
Общая цель
1. Способствовать духовному становлению личности, приобщая учащихся к изучению родного края.
2.Расширение кругозора учащихся
3.Активизация познавательной деятельности через игры и выполнение творческих работ.
Содержание программы курса предполагает решение следующих задач:
познакомить учащихся с земляками , которые оставили след в истории региона и страны
способствовать воспитанию любви, чувства гордости за
родной край, своей причастности к его истории и культуре;
развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;
развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей в словарях, справочной, художественной и научно – публицистической литературе
сформировать навыки работы в группе.
Общая характеристика учебного курса
Элективный курс рассчитан на 21учебных часа.
Курс предполагает работу с историческими источниками, организацию разных видов игр, экскурсий по родному краю, просмотр видеофильмов, использование средств мультимедиа, творческую деятельность учащихся.
Планируемые результаты
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия поэтов и писателей Базарносызганского района
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные:
понимание сущности взаимодействий отечественной, региональной и локальной истории;
понимание значения деятельности выдающихся исторических личностей на территориирайона и его уроженцев;
составление учебно - исследовательских и творческих проектов на темы, связанные с тематикой курса.
Принципы реализации курса:
Программа курса реализуется на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
гуманистическое воспитание – гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
деятельностный подход - ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой, что определяет отбор форм и методов воспитательной работы;
комплексный подход - воспитание и развитие разнообразных качеств личности ребенка должно осуществляться в комплексе;
принцип обеспечения успешности - успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребенка, но и открывает перед ним новые возможности;
принцип дифференциации - отбор содержания, форм и методов должен учитывать индивидуальные особенности детей и взрослых, их этнические, религиозные, исторические, культурологические условия;
компетентностный подход - воспитание направленно на формирование ключевых компетенций личности ребенка: наиболее общих (универсальных) выработанных способов действия (способности и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Педагогические технологии
Реализация целей и задач курса предполагает активное участие школьников, а, следовательно, требует понимание технологий, активизирующих их деятельность. Поэтому работа строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
метода проектов;
ученического исследования;
игровых технологий;
образовательных путешествий и встреч;
технологии коллективных творческих дел (КТД);
технологии проблемного обучения.
Решение задачи формирования и развития ключевых компетенций обучающихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, включения школьников в активную учебную, творческую, социальную деятельность. Таким образом, реализация компетентностного подхода, использование современных педагогических технологий сегодня является необходимым условием достижения нового качественного образования.
Содержание программы(21 час)
1 .Введение. Ознакомление с программой; цели и задачи курса.( 1 час)
2. Знаменитые земляки
Герои Советского Союза: Голиченков П.И,Семенов Д.И, Барыков Г.И, КарабановА.А. , Васин В.И.(2 часа)
Чекист-партизан В. Авдеев(1 час)
Купец и меценат А.К. Щербаков. (1 час)
Писатели и поэты Базарносызганского района: Аборский А.И., Еланцев К.Н., Глухова Г.Н., Миловский С.Н. (2 часа)
Викторов С.Н. -летчик-испытатель(1 час)
Зырин Н.Г.-советский авиаконструктор, главный конструктор ОКБ Сухого,создательсоветского истребителя-бомбардировщика — Су-17(1 час)
Зубов К.В.-российский и советский актёр театра и кино, режиссёр и театральный педагог(1 час)
3. Наши земляки –участники Великой отечественной войны(3 часа)
4. Женщины – участники войны и труженики тыла.(2 часа)
5. Воины- интернационалисты, герои контртеррористических операций(2 часа)
6.Герои труда(2 часа)
7. Заключительное занятие. Презентация книги "Наши знаменитые земляки" (2часа)
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов «Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области» Министерства образования Ульяновской области под редакцией Н.В.Жульковой и В.Н.Янушевского, Ульяновск, Центр ОСИ, 2015 год.
2. Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 80 с.
3. Васильчикова Т.Н. Литературное краеведение Ульяновской области: программа спецкурса для 5 – 11 классов массовых школ / Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 51 с.