СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика адаптации родителей, имеющих детей с особенностями в развитии,к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает условия адаптации родителей, имеющих детей с особенностями развития, к школе и показывает формы реализации данных условий в МБОУ "СОШ №17" им. Кугультинова Д.Н. 

Просмотр содержимого документа
«Специфика адаптации родителей, имеющих детей с особенностями в развитии,к школе»

Специфика адаптации родителей,

имеющих детей с особенностями в развитии, к школе.

Багутова И.П.

МБОУ «СОШ №17» имени Кугультинова Д.Н.


Сегодня общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми.

Развитие инклюзивного образования - это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

Работая над реализацией организационных моделей инклюзии, мы не должны забывать, что адаптация к новому этапу в жизни ребенка необходима и родителям детей с особенностями в развитии.

Семья, имеющая такого ребёнка, находится в более сложной ситуации, чем другие семьи. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье  со стороны образовательного учреждения.

Успешность учебно - воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к

1


обострению семейных проблем. Падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Инклюзивное образование создает предпосылки к более активному включению детей с ограниченными возможностями в социум. Однако, без участия семьи этот процесс невозможен.

Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет - в нем формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком с ограниченными возможностями. В работе должен поддерживаться принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.

Г.А. Мишина, заведующий кафедрой специальной психологии Института психологии имени Выготского РГГУ, пишет: «Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу». Суть помощи со стороны специалистов нашей школы заключается в повышении психолого-педагогической культуры как средства перехода семьи из объекта воспитания в субъект саморазвития и саморегуляции.

Специалисты выделяют несколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как гиперопека, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребенке, в преданности ему, что приводит к формированию у ребенка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается

2

на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Контакт с

окружающими нарушается, что сказывается на последующем приспособлении ребенка к социуму. В 50 % случаев у родителей отмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и они идут на поводу его желаний и потребностей. С сожалением приходится констатировать тот факт, что «гиперопека ведет к возникновению выученной беспомощности».

Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребенка. Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать свое негативное или пассивное отношение к нему подчеркнутой заботой о его здоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоционального контакта родителей с детьми.

Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие и любовь», где родители помогают ребенку в таких делах, которые важны для него, поощряют, одобряют его независимость. Если родители хотят понять ребенка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с одной стороны, они являются окружающей средой, в которой он живет и растет, а, с другой, оказываются непосредственными участниками становления ребенка в борьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие с детьми - инвалидами, должны опираться на функции, которые у ребенка остаются сохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образом развитыми.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. В одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая – семья – к нему, либо не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что

3

семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту.

В МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н. города Элисты в 2017 году был создан родительский клуб «Мы вместе». Его деятельность ориентирована на решение актуальных проблем жизнедеятельности ребенка - инвалида, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Мы понимаем, что основной целью в работе с родителями должно быть формирование у них позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволит ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечит использование родителями традиционных моделей воспитания и, в перспективе, оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Всеобуч «Мы  вместе» был разработан для повышения реабилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования у них активной жизненной позиции. Главная цель команды специалистов школы  - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать  оптимальному функционированию семьи, мобилизовать ее возможности для решения различных задач, то есть способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Понимая, что наибольший эффект достигается при объединении обучения с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, специалисты школы разработали план, включающий разнообразные формы работы: групповые тренинги с информационным блоком, беседы, консультации - размышление, выполнение индивидуальных поручений…

Ежедневное общение с родителями, знакомство с условиями жизни ребенка

4

- инвалида (ребенка с ОВЗ), соучастие и сопереживание родителям привели к тому, что наш клуб стал местом встреч единомышленников. Здесь мамы (основной контингент) могут поделиться опытом посещения учреждений дополнительного образования, отзывами о врачебных клиниках и просто высказаться - их выслушают, поймут. Способствует созданию доверительной обстановки и форма проведения клуба – обязательно с чаепитием, выполнением интересных упражнений и творческих работ. Наши мамы радуются подаркам, котрые мы готовим вместе с детьми – их работам, видеозаписям с поздравлениями, результатам параллельного анкетирования «мамы – дети»…

Заинтересованное общение каждый раз доказывает родителям – «вы не одни, мы с вами».

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей – это задача всех и каждого, кто работает в образовательном учреждении. Ведь помочь раскрасить черно-белый мир «особого ребенка» яркими красками можно только вместе!













5


Литература

1. Е. А. Музафарова Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5).

 2. Г.А. Мишина. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития / Дефектология, №1, 2005., в соавторстве: Т.В.Гордеева.

3. Е.Р. Баенская Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием -2-е изд.- М., 2009.

4. Г.А. Мишина. Формы организации коррекционно – педагогической работы специалиста – дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития - «Библиотека произведений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии» - М.,2001.

5. Н.А.Мёдова. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина,– Томск, 2012.

6. Т.С. Черняева. Инклюзивное образовательное пространство в школе, http://открытыйурок. рф/статьи/












6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!