Муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С. Е. Дадаскинова»
Адрес: ул. Советская 4, село Кырыкый, Верхневилюйский район, Республика Саха
(Якутия), 678235, тел.: 8-41133-24126, E-mail: koosh08@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО ___________/Алексеева М.П./ Приказ №____ «___»_________2023 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ___________ /Федорова А.А./ Приказ №__ «___»__________2023 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Кырыкыйской ООШ им. С. Е. Дадаскинова» _____________/Федоров В. В./ Приказ___от «__»__________2023г. |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности:
Спортивные игры
3 класс на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Николаева Анна Петровна, учитель физической культуры
МБОУ «Кырыкыйской ООШ им. С. Е. Дадаскинова»
Первой квалификационной категории
Кырыкый 2023 г
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………….…….…………..............3
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса...............5
Содержание курса …………………...………………………………………….…..….6
Календарно-тематический план……………………………………………….............8
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Спортивные игры» разработана на основе следующих нормативных документов:
• ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»;
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования (вариант 4) (начальные классы);
• Устав МБОУ «Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С.Е. Дадаскинова»
• Примерная образовательная программа по подвижным играм;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2023-2024 учебный год»;
• Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С.Е. Дадаскинова» на 2023-2024 учебный год;
• Учебный план МБОУ «Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С.Е. Дадаскинова» на 2023-2024 учебный год;
На изучение предмета «Спортивные игры» во 3 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю, по годовому календарному графику МБОУ «Кырыкыйская ООШ им. С.Е. Дадаскинова» на 2023-2024 уч.год - 35 ч.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
В области воспитания детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: ● быть любящим, внимательным к близким и отзывчивым; уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим; ● быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; ● знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, район, свою страну; ● беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); ● проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; ● стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; ● быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; ● соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; ● уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; ● быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностными результатами являются следующие умения:
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий во время занятия;
Учиться работать по определенному алгоритму
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Планируемые результаты:
Ученик научится:
вырабатывать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
сформировать начальное представление о культуре движении;
сознательно применять физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
Ученик должен научиться:
работать в коллективе;
обобщить и углублять знания об истории, культуре народных игр.
Содержание курса
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Спортивные и подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все спортивные и подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы. Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью с свойственной младенцу с первых дней его существования.
Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные спортивные и подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела
Оборудование:
Спортивные площадки: спортивная площадка, спортивный городок (турник, скамья для пресса, рукоход, лабиринт)
Спортивный инвентарь: мячи футбольные, резиновые разного диаметра, теннисные, баскетбольные, гимнастические маты, гимнастические коврики, гимнастические скамейки, шведские стенки, гантели, скакалки, обручи, кегли, эстафетные палочки, канат.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Формирование УУД | Кол-во часов | Дата |
1 | ТБ на занятиях лёгкой атлетикой, на спортивных площадках. Лучшие легкоатлеты страны, области. «Перестрелка» | Коммуникативные с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять конкретное содержание и излагать его в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений) сотрудничества в совместном решении задач. Познавательные: уметь рассказывать о темпе и ритме, рассказать о правилах проведения игры на развитие внимания и памяти. | 1 | |
2 | Встречная эстафета. «Третий лишний» | 1 | |
3 | Круговая эстафета. «День- ночь». | 1 | |
4 | Игра «Вызов номеров», « Пустое место» | 1 | |
5 | Игра «Вызов номеров», « Третий лишний» | 1 | |
6 | История развития баскетбола в России. Игра с мячом «Охотники и утки», «Мяч капитану». | 1 | |
7 | Эстафеты с баскетбольным мячом. «Салки с мячом» | 1 | |
8 | Эстафеты с элементами ловли и передачи мяча. «Попади в корзину» . | 1 | |
9 | Броски баскетбольного мяча в цель. «Гонка мячей» | 1 | |
10 | Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 2*2 | 1 | |
11 | Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3*3 | 1 | |
12 | ТБ при занятиях гимнастикой. «Как приучить детей заботиться и своем здоровье?» Эстафеты с предметами и без предметов. «Веселая скакалка». | 1 | |
13 | «Хвостики». «Ловишки -перебежки» | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга и учителя; понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Регулятивные: формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; адекватно оценивать свои действия и действия партнеров. Познавательные: уметь выполнять, проводить подвижные игры развитие ловкости, быстроты, внимания, развитие ловкости, быстроты. | 1 | |
14 | Акробатические упражнения. Скакалочка -выручалочка | 1 | |
15 | Ловкая и коварная гимнастическая палка. «Ноги выше от земли» | 1 | |
16 | Комбинированные эстафеты. «Сокол и голуби». | 1 | |
17 | Правила безопасного поведения зимой на улице. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении. Игра «Меткий стрелок». | 1 | |
18 | Игра «Взятие снежного городка».Игра «Лепим снеговика» | 1 | |
19 | Игра «Санные поезда». | 1 | |
20 | «Биатлон» | 1 | |
21 | Организационно - методические требования на занятиях подвижными играми. Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей. Традиционные народные праздники Русская народная игра «У медведя во бору». | 1 | |
22 | Русская народная игра «Филин и пташка», «У медведя во бору». | 1 | |
23 | Русская народная игра «Горелки», «Филин и пташка». | 1 | |
24 | Русская народная игра «Блуждающий мяч», «Горелки». | 1 | |
25 | Русская народная игра «Лапта». | 1 | |
26 | «Волейбол сегодня». Игра «Гонка мячей». | 1 | |
27 | Эстафеты с элементами ловли и передачи волейбольного мяча. «Салки с волейбольным мячом». | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять конкретное содержание и и злагать его в устной форме. Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь играть в русские народные игры | 1 | |
28 | Броски волейбольного мяча в цель. Игра «Попади в обруч». | 1 | |
29 | Игра «Передал - садись». Игра «Мяч капитану» | 1 | |
30 | Ловля и передача мяча со сменой мест. Игра в «Пионербол». | 1 | |
31 | Лучшие футболисты страны и мира. Игра «Передачи мяча ногами» Игра «Обманный мяч», «Собачки ногами» | 1 | |
32 | Игра в футбол. | 1 | |
33 | Игра в футбол. | 1 | |
34 | Игра в футбол | 1 | |
35 | Резерв | 1 | |
17