СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
В современном обществе социально-гуманитарные знания приобретают все большую значимость и актуальность. Это связано с целым рядом аспектов: с обострением глобальных проблем человечества, постепенной утратой этнической идентичности на фоне глобализационных процессов, с ценностной и мировоззренческой переориентацией современного человека, возникновением нового типа человека – Homo sapientissimus (рационализированный техногенный человек) [1] и др.
Главное предназначение социально-гуманитарных знаний заключается в предоставлении человеку информации о нем самом и об обществе, в котором он живет. Гуманитарное знание – это знание обо всех приоритетных проблемах человека и человечества, и прежде всего, о духовных проблемах [2].
Для современного медицинского работника роль социально-гуманитарных знаний также неоспоримо велика. Как справедливо отмечает главный редактор журнала «Здравоохранение» Ю.К. Абаев, медицинскому работнику XXI века недостаточно обладать специальными знаниями; ему необходим широкий кругозор и высокий уровень общей образованности. «Недостаточная гуманитарная подготовка – одна из причин неумения оценить душевную картину болезни и установить контакт с пациентом» [3].
Среди учебных дисциплин, включенных в программу подготовки медицинских работников среднего звена, ведущую роль в формировании социально-гуманитарных знаний играет учебная дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук». В практической педагогической деятельности нередко приходится сталкиваться с очень низкой мотивацией и заинтересованностью учащихся в изучении данной учебной дисциплины. Поэтому перед преподавателем стоит серьезная задача: найти наиболее оптимальные и результативные способы актуализации социально-гуманитарных знаний для своих учащихся.
Одним из важнейших условий успешной работы преподавателя является высокий уровень мотивации учащихся. Для его повышения преподавателю социально-гуманитарных дисциплин, работающему с учащимися медицинского колледжа, необходим постоянный поиск взаимосвязи каждой изучаемой темы с их будущей профессией. Так, изучая сущность философии как науки, можно предложить учащимся для анализа афоризм Цицерона «Философия – это медицина души». Рассматривая тему «Философия человека», особое внимание можно уделить проблеме жизни и смерти в философии и медицине. Говоря о границах политики в современном обществе, полезно обсудить влияние политики на систему здравоохранения в стране.
Как подтверждают исследования российских ученых, наиболее эффективными методами обучения социально-гуманитарным дисциплинам, являются интерактивные методы преподавания. В основе этих методов лежит активность обучаемых, диалогический подход, обратная связь [4].
Опираясь на собственный опыт работы, считаю необходимым отметить эффективность дискуссионных занятий, а также занятий, построенных на групповой работе и нацеленных на создание мини-проектов. Например, на одном из занятий курса учащимся предлагается подготовить и представить групповые мини-проекты о проблеме абортов, суицидов, трансплантологии, эвтаназии как о философских и медицинских проблемах.
В работе с будущими медицинскими работниками преподавателю-гуманитарию очень важно детально и скрупулезно продумывать воспитательные цели для каждого учебного занятия. Эти цели должны быть направлены на формирование профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов. Социально-гуманитарные дисциплины позволяют успешно достигать этого через использование проблемного обучения, создание на учебном занятии различных ситуаций морального и этического выбора, через использование примеров из СМИ, художественной литературы и кино, личного опыта преподавателя и учащихся.
Проблема актуализации социально-гуманитарных знаний может успешно решаться и средствами внеаудиторной работы в колледже. Назовем некоторые направления этой работы:
- подготовка информационных часов на актуальные общественно-политические темы (например, знакомство с различными избирательными системами накануне выборов);
- проведение мероприятий интеллектуально-игрового характера в рамках предметных недель в колледже (игра «Права человека в современном мире»);
- использование музейной педагогики («Турнир знатоков истории Полоцка», проведенный в Музее-библиотеке Симеона Полоцкого);
- проведение дискуссий, диспутов (диспут «Этический кодекс современного медицинского работника»).
Таким образом, основными способами актуализации социально-гуманитарных знаний для учащихся медицинского колледжа являются следующие:
- повышение уровня мотивации учащихся в изучении социально-гуманитарных наук через демонстрацию взаимосвязи получаемых знаний с их будущей профессией;
- постоянное использование интерактивных методов обучения;
- правильная постановка воспитательных целей учебного занятия для формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов;
- применение разнообразных форм внеаудиторной работы.
Литература
1. Краевский, В.В. Роль гуманитарных наук в развитии общества / В.В. Краевский // Персональный сайт В.В. Краевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kraevskyvv.narod.ru/papers/gum_nauki.htm.
2. Лебедев, С.А. Философия науки: Словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2004. – 320 с.
3. Абаев, Ю.К. Страница главного редактора / Ю.К. Абаев // Здравоохранение. – 2014. – №7. – С. 2.
4. Константиновский, Д.Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, О.Я. Дымарская, Г.А. Чередниченко. – М.: ЦСП, 2006. – 264 с.
2