СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы и приемы рефлексии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены приемы рефлексии настроения и эмоциональности, деятельности, содержания материала, которые можно использовать на различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Способы и приемы рефлексии»

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Виды рефлексии

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая – когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная – самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная (выборочная), индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала – всем классом, потом – в отдельных группах, затем – выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоционального состояния

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема и наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

  • Деятельности

  • Содержания

Рефлексия настроения и эмоциональности

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить с учащимися разных возрастных групп. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

1. «Смайлики»

Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. «Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

3. «Дерево чувств»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет – зелёного.

4. «Солнышко и тучка»

В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

5. Эмоционально-художественное оформление

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

6. Оценка своего эмоционального состояния

Учащиеся отвечают на вопрос: «Какие эмоции ты испытываешь?»

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить? Примеры организации работы:

1. «Лесенка успеха»

Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

2. «Дерево успеха»

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

3. «Вагончики»

Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

4. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»

«Я похвалил бы себя…»

«Особенно мне понравилось…»

«После урока мне захотелось…»

«Я мечтаю о …»

«Сегодня мне удалось…»

«Я сумел…»

«Было интересно…»

«Было трудно…»

«Я понял, что…»

«Теперь я могу…»

«Я почувствовал, что…»

«Я научился…»

«Меня удивило…»

«Каким было общение на уроке?»…

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

- радостным

- дружелюбным.

Как вариант, школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал (активно / пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

3. Урок мне показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал / устал)

5. Мое настроение (стало лучше / стало хуже)

6. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен)

7. Домашнее задание мне кажется (легким / трудным; интересным / неинтересным)

5. Рефлексия «Благодарю…»

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово учителя является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

6. Рефлексия «Плюс – минус – интересно»

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения жизненных ситуаций. В графе «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

7. Рефлексия «Синквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие»

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы»

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

8. «Бассейн»

На доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (остался на старте, проплыл несколько метров, доплыл до середины дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак.

9. «Стихотворение»

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

10. «Пятерочка»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно.

Указательный палец – мне было трудно (не понравилось).

Средний – для меня было недостаточно.

Безымянный палец – мое настроение.

Мизинец – мои предложения.

11. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

«Я» 0______10

«Мы» 0______10

«Дело» 0______10

12. «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трём направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял


Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

1. Облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • Я смог…

  • Было интересно узнать, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось… и т.д.

2. Графическая: на доске таблица со знаками:

Цели урока

+

(все понятно)

(ничего не понял)

?

(интересно, хочу узнать подробнее)





В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

3. «Анкета»

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок мне показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был



Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким/длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным



4. «Три М»

Учителю предлагается назвать три момента, которые у ребят получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

5. «Акрослово»

Например, дайте характеристику Воланда, герою романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»:

В – всесильный

О – олицетворяет справедливость

Л – луна, черный пудель и «чертовщина»

А – антипод Иешуа

Н – не абсолютное зло

Д – дьявол

6. «Поезд»

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

7. «Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».

8. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

9. Дневник углубленной рефлексии

Класс ________________

Дата _________________

Ученик _______________

  • Я лучше работаю, когда


  • Я хорошо работаю в ситуациях, когда


  • Я люблю работать вместе с другими, когда


  • Мне больше всего нравится


  • Наиболее интересная часть проекта


  • Я хочу знать больше о


  • Я надеюсь улучшить


  • Мне нужно работать над


  • Труднее всего мне


  • Мне нужна помощь в


  • Когда я что-то не понимаю, я


  • Прежде чем начать работать над проектом, я


  • Когда я должен учиться, я


  • Когда мне нужно запомнить, я


  • Я узнал, что могу


  • У меня получается


  • Я должен научиться


  • Я могу помочь другим


  • Я хочу работать над


  • Я хочу научиться, как


  • Я планирую получить поддержку в


  • Я хочу отвечать за


10. Лист индивидуальных достижений

Ученика _____________________________

Уровни: В – высокий, ВС – выше среднего, С – средний, Н – низкий

Формируемые умения и навыки

Самооценка

Оценка учителя

1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке



2. Я могу узнать, что нового я узнал на уроке



3. Я умею наблюдать и делать выводы



4. Я могу запомнить важные сведения



5. Я умею слушать и слышать учителя



6. Я могу устно дать полный ответ на вопрос



7. Я могу самостоятельно сделать домашнее задание



8. Я аккуратен и прилежен в работе



9. Я умею работать в группе



10. Я выполняю правила, о которых мы договорились



11. «Итоговая рефлексия»

Рефлексия в конце урока помогает учащимся выявить и закрепить результаты образовательной деятельности. В зависимости от типа урока, поставленных на уроке целей и задач формулируются такие вопросы:

  • Какую цель поставил(и) в начале урока? Выполнил(и) цель?

  • Решили проблему?

  • Что для вас было важным?

  • Что для вас явилось новым?

  • Что ты понял и чему научился?

  • Что понравилось? Что не понравилось?

  • Кого бы хотели поблагодарить за урок?

  • Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

  • Какую оценку поставите себе за урок?

  • Оцените свою работу в группах: у кого работа получилась? Почему? У кого не получилась? Почему?

  • Что им посоветуем?

  • Над чем будем работать на следующем уроке (постановка будущей учебной задачи)

  • Что ты хотел бы пожелать себе и своим товарищам на следующий урок?

  • Что зададим себе на дом?


12. «Листок достижений»

Дети отвечают на вопросы типа:

  • Что у меня сегодня лучше всего получилось?

  • Чего я достиг?

  • Что для меня было трудным?

  • Сам себе я желаю:

(вопросы записаны на доске)


13. «Мини-сочинение»

Возможные темы:

  • «Я – в уроке, урок – во мне»

  • «Мое участие»

  • «Мой вклад в урок»

  • «Значение урока для меня»

  • «Мои мысли о своем участии в деле»

  • «Как я оцениваю результаты мероприятия»

  • «Что мне дал этот урок»


14. Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

1. Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

  • Мне больше всего удалось…

  • За что ты можешь себя похвалить?

  • За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?

  • Что меня удивило?

  • Для меня было открытием то, что…

  • Что, на ваш взгляд, удалось?

  • Что, на ваш взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

  • Мои достижения на уроке…

2. Сегодня на уроке я:

  • научился…

  • было интересно …

  • было трудно…

3. Чему вы научились на занятии?

  • Какие задания вам понравились больше всего?

  • Мне показалось важным…

  • Я понял, что …

4. Урок:

  • заставил задуматься …

  • навел меня на размышления…

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вы считаете нужным запомнить?

  • Над чем ещё надо поработать?

  • Своей работой на уроке я:

    • доволен;

    • не совсем доволен;

    • я не доволен, потому что…

5. Я выбрал эти занятия на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных;

  • я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

  • они легче остальных.


15. «Рефлексивный круг»

Педагог задает алгоритм рефлексии:

Все участники взаимодействия садятся в круг.

- расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;

- что нового узнали, чему научились;

- каковы причины этого;

- как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле).

Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом.

Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.



16. «Рефлексивный ринг»

Каждый из участников состоявшегося дела приглашается в круг, рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

- эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

- причины состояния;

- оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару учащихся – они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрёл…

  • я научился…

  • у меня получилось…

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!