Просмотр содержимого документа
«СПП с несколькими придаточными»
- Баловать, документ, задолго, звонишь,
- звонящий, каталог, красивее, мастерски,
- облегчит, премировать, усугубить,
- изогнутый, мусоропровод, назло,
- намерение.
Пишите правильно
- Д…К…РАЦИЯ,НЕПР…Х…ТЛИВЫЙ, Р..Ш…Т…ЛЬНЫЙ, М..Т..Р..АЛЬНЫЙ,ПР…В…СХОДСТВО, ПР…В..СХОДНЫЙ,К..МП..ЗИЦИЯ,К..МП..ЗИЦ…О(Н,НН)ЫЙ,
- ЭСТ…ТИЧЕСКИЙ, АДМ..Н..СТРАЦ..Я, Р..К..М..НДАЦИЯ, ЭКСП..ДИЦ…Я.
- Аннотация –краткое изложение содержания книги.
- Беллетристика –повествовательная художественная литература.
- Библиография – перечень книг, статей по какому-либо предмету, теме, вопросу
- 1- ССП 2- C ПП 3- ПП
- 1) То ли речка течёт то ли гречка цветёт.
- 2) Над озером сверкнула молния и лишь минуту спустя загремел гром.
- 3) Он замечал её издали и сразу же посылал приветствие.
- 4) Душно и лишь у речки свежо.
- 5) Когда заиграла музыка гости стали танцевать.
- 6) Впереди виднелась белая пелена будто речка вышла из берегов.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Однородное подчинение
Последователь-ное подчинение
Параллельное подчинение
Комбинирован-ное подчинение
Эксперимент 1 . Однородное подчинение
І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.
ІІ. Запишите предложения, добавляя союз и , соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?
О б р а з е ц. Я понял , что задание сложное , что надо будет подобрать дополнительный материал. — Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.
3. Эксперимент 2 . Последовательное подчинение
І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.
ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то . Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?
О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо , если Мишка сейчас прочитает мои мысли. — Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).
Эксперимент 3. Параллельное подчинение
І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.
- Кому приходилось странствовать по тайге , тот знает , что значит во время непогоды найти зверовую фанзу.
- . Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.
- 1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего. 2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь куда вернулись теперь.
1. Кутузов писал , что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего. 2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы ,как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали. 3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери , где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь , куда вернулись теперь.
В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение? а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. б) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться. в) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели. г) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.