ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2 "МЕЧТА" (ГБДОУ ЛНР № 2 «МЕЧТА») |
______________________________________________________________________________________________ ул.Ленина, 102А. г. Алчевск, г.о. город Алчевск, Луганская Народная Республика, 294214 тел.(85742) 4-07-03, е-mail: [email protected] ___________________________________________________________________________________________ |
СПРАВКА
по итогам мониторинга
Сводный аналитический отчет о результативности коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда ГБДОУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта»
Лисовой Виктории Викторовны
за межаттестационный период (2019 – 2024 гг.) по результатам мониторинга
Алчевск
2024
СПРАВКА по итогам мониторинга
Сводный аналитический отчет о результативности коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда ГБДОУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта» Лисовой В. В.
за межаттестационный период (2019 – 2024 гг.) по результатам мониторинга.
В логопедическую группу зачислены дети дошкольного возраста прошедшие ТПМПК и имеющие статус ОВЗ (ТНР).
Организационное направление
В рамках реализации образовательной программы ГДОУ ЛНР № 2 поставленная перед коллективом речевая задача - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - успешно решалась в течение всего межаттестационного периода (2019 – 2024 гг.) посредством:
- Программы коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда предназначена для детей 4 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФНР, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных в логопедическую группу №14 ГБДОУ ЛНР №2 «Мечта». Содержание рабочей программы соответствует Федеральным государственным стандартам, установленным в соответствии с требованием ст. 12, ст. 2 «Закона об образовании», Уставу ГДОУ ЛНР №2 «Мечта», целям и задачам Адаптированной Образовательной Программы ГБДОУ ЛНР №2 «Мечта».
Рабочая программа разработана на основе программ:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).
2. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016г.
- Решения поставленных задач:
совершенствовать просодическую сторону речи и слоговую структуру;
расширять и обогащать словарный запас воспитанников;
преодолевать нарушения грамматического строя речи;
развивать навыки связной речи;
знакомить с окружающей действительностью;
- Использования коррекционных технологий:
а) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).
б) Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
в) Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Категория технологии | Технологии, элементы технологий | % детей, в работе с которыми применяются данные технологии |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | *Артикуляционная гимнастика *Зрительная гимнастика *Релаксирующие упражнения *Мимическая гимнастика *Элементы Су Джок терапии *Биоэнергопластика *Дыхательная гимнастика *Психогимнастика | 100% 100% 100% 100% С учетом и/о детей 100% 100% 100% |
Технологии обучения здоровому образу жизни | *Логопедический массаж *Самомассаж: - упражнения на самомассаж мышц лица; - упражнения на самомассаж мышц языка, губ, щек. *Применение динамических пауз: - физминуток; - коммуникативных игр. | С учетом и/о детей С учетом и/о детей С учетом и/о детей 100% 100% |
Коррекционные технологии | *Нейропсихологические и нейрологопедические приемы на развитие межполушарных связей *Метод М.Богданович (развитие графомоторных навыков) *Логоритмика *Кинестетические и кинезиологические упражнения Доска Бильгоу (балансир) | 100% 100% С учетом и/о детей 100% 100% С учетом и/о детей |
Диагностическое направление.
Стартовая психолого-медико-педагогическая и логопедическая диагностика детей, зачисленных в логопедическую группу, проводилась специалистами ПМПк по образовательным областям.
№ | Образовательные области | Кол-во детей | Показатели | Ответственные члены ПМПк |
1. | физическое развитие | 10 (100%) | 58,3% | Медицинская сестра Тяпкина О.В. |
2. | социально-коммуникативное развитие | 10 (100%) | 53,4% | Коррекционный психолог Дубовик И.С. |
3. | речевое развитие | 10 (100%) | 43,3% | Учитель-логопед Лисовая В.В. |
4. | познавательное развитие | 10 (100%) | 58,3% | Воспитатель Пиллецкая Н.А. |
5. | художественно-эстетическое развитие | 10 (100%) | 58,3% | Воспитатель Скицкая Ю.С. |
В сентябре проводилось углубленное логопедическое обследование с использованием диагностики Н.В. Нищевой.
Цель: выявление особенностей общего и речевого развития воспитанников логопедической группы.
Задачи: выявить состояние компонентов речевой системы, соотношение развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Обследование проводилось с использованием диагностического инструментария:
1. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР - СПб, Детство-пресс, 2017.
2. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4 до 7 лет. - СПб, Детство-пресс, 2017.
Логопедическое обследование позволяет выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития детей, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, помогает адаптировать комплексную образовательную программу, сформировать подгруппы детей для коррекции нарушения речи, составить планы подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-развивающее направление
Участвовала в разработке Адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ (ТНР) по ФОП ДО - Адаптированной Образовательной Программы ГБДОУ ЛНР №2 «Мечта».
Разработала Рабочую программу учителя-логопеда на 2023–2024 учебный год. Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей 4 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФНР, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных в логопедическую группу №14 ГБДОУ ЛНР №2 «Мечта».
Коррекционно-развивающая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
Конвенцией ООН о правах ребенка,
Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей,
Декларацией прав ребенка,
Целью коррекционно-развивающей работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту звукопроизношением, словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов, согласованного и систематического взаимодействия с семьей дошкольников.
Вся коррекционно-развивающая деятельность рассчитана на три периода:
1. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
2. Декабрь, январь, февраль.
3. Март, апрель, май.
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие» осуществлялась во фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме по следующим направлениям:
1. Развитие слухового внимания и восприятия.
2. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза на его основе.
3. Расширение объема пассивного и активного словаря на материале лексических тем.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи.
6. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков. Коррекция и формирование правильного звукопроизношения.
7. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
8. Развитие зрительного внимания, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
9. Развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Реализация содержания коррекционно-развивающей работы осуществлялась через регламентируемые (ОД) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельную деятельность детей). Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определялась индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществлялась при максимальном использовании всех анализаторов. При планировании ОД учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.
При изучении каждой темы определялся словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. В рамках изучения каждой темы проводилась работа по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. В процессе прохождения лексических тем осуществлялось формирование у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма и основ гражданственности. Например, тема сентябрьских занятий – «Детский сад» - дети познакомились со всеми службами и профессиями сотрудников ДОУ; при этом реализовывались не только поставленные логопедом речевые задачи (деление названий профессий на слоги, составление предложений о людях, работающих в детском саду, составление рассказов по сериям картинок «День в детском саду»), но и нравственно-патриотические задачи – воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелегкому труду – заботе о детях, и любви к своему второму дому. При прохождении темы «Наш город» образовательно-воспитательная работа строилась так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Материал представлен так, чтобы дети смогли понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Знакомя детей с родным городом, обращаем внимание на достопримечательности, памятники, музеи. При прохождении темы «Профессии» где дети закрепляют представления о наиболее распространенных профессиях, обогащают свой словарный запас названиями профессий, дети составляли небольшие сообщения о профессиях своих родителей. На занятиях проводились речевые игры-соревнования на лучшие знания о профессиях людей, викторины «Кем быть?», составление рассказов на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «Все профессии нужны, все профессии важны…»
Знакомство с художественными произведениями Михалкова С.М., Барто А.Л., Бианки В. и других детских авторов воспитывает чувство эмпатии, закладывает основы развития эмоционального интеллекта ребенка.
Организовано проведение групповой долгосрочной исследовательско - творческой проектной деятельности «Создаем книгу вместе» совместно с воспитателями логопедической группы. Данная проектная деятельность направлена на изучение и закрепление гласных и согласных звуков, связанных с лексическими темами по плану старшей группы.
Осуществлялась долгосрочная проектная деятельность «Использование балансира в работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы с целью коррекции общей и мелкой моторики, различных сторон психики и речи ребенка». Провелась итоговая презентация опыта работы и проектной деятельности по этой теме.
С целью обмена опытом на МО учителей-логопедов, открытых занятий учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп и практических консультаций для родителей был проведен практический Мастер-класс и Презентация опыта работы с миозондами «Зонды, которые любят дети» для массажа губ, щек, языка и постановки звуков.
Обязательным требованием к организации работы с детьми является создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года в совместной деятельности с детьми широко используется наглядный материал, а также мультимедийное оборудование. Важную роль в создании образовательной среды играют инновационные технологии, что предполагает новые подходы к работе по устранению речевых нарушений. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в практической деятельности используются различные современные образовательные технологии: коррекционные логопедические технологии, игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, мнемотехника, метод наглядного моделирования.
Коррекционные логопедические технологии.
Технология логопедического обследования позволяет корректно выявить недостатки в речевом развитии ребѐнка и составить индивидуальный маршрут коррекционной работы. Технология формирования произносительной стороны речи (звукопроизношение, дыхание, интонация, ритм, темп, тембр). Позволяет сформировать артикуляционную базу звуков и закреплять условно-рефлекторные речедвигательные связи на различном речевом материале. Технология развития лексико-грамматической стороны речи обогащает словарный запас детей, формируют "языковое чутье" - помогает усвоить типичные формы словоизменения, словообразования. Технология формирования слоговой структуры слов - способствует привлечению внимания дошкольников к слогу, позволяет научить детей произносить слова сложной слоговой структуры в различных словосочетаниях и предложениях. Логопедические технологии обучения грамоте - способствуют развитию активной мыслительной деятельности, знакомит детей со звуковой системой языка. Технологии фонематического восприятия подготавливают базу для осознанного восприятия звуков речи, создают необходимую основу для формирования морфологических и грамматических обобщений. Технологии формирования связной речи - позволяют связно и подробно рассказывать, раскрывать содержание мысли в речевых формах. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать технологию наглядного моделирования. Данный технология подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу. Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса планируется применение развивающей игровой технологии В.В. Воскобовича для интеллектуального развития дошкольников. Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую работу позволяет мотивировать ребенка, разнообразить формы работы, повысить продуктивность и эффективность развивающего взаимодействия.
Мультимедийные разработки применяются для:
- развития артикуляционной моторики «Артикуляционная гимнастика»;
- развитие мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика».
- автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- развития связной речи и познавательных способностей («Сериация», «Четвертый лишний», «Загадки»).
В работе с детьми применяются различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько категорий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии. (Таблица представлена в организационном разделе)
Использование здоровьесберегающих технологий таких как балансир, направленных на развитие межполушарных связей посредством нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда с целью коррекции общей и мелкой моторики, различных сторон психики и речи ребенка, а также метод М. Богданович «Успешный старт» для развития графомоторных навыков заняли важные места в межаттестационный период 2019-2024 гг. и показали свой положительный результат.
Для массажа лица, губ, языка и постановки звуков активно использовались инновационные технологии - миозонды, которые с уверенностью можно назвать – зонды, которые любят дети. Желание детей заниматься с ними и их эффективность показывает максимально положительный результат.
Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью детей. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. На наших логопедических занятиях такая терапия помогает развивать связную речь, обогащать словарь ребенка, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, формировать слоговую структуру слов, автоматизировать поставленные звуки, развивать фонематические процессы, заниматься просодической стороной речи, развивать мелкую моторику. Так успешно в этих целях используется кукольный театр, театр на ладошку и пальчиковый театр.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий позволяет добиться положительной динамики в речевом развитии ребенка, способствует развитию речевой активности, творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Консультативное направление
В соответствии с годовым планом работы с педагогами ДОО проводились консультации по вопросам развития детей с нарушениями речи, по оформлению речевых центров в группе, по организации праздников, организации речевых игр по познавательно-речевому развитию детей. В логопедической группе систематически пополнялись методические стенды.
С целью повышения логопедической грамотности педагогов ДО и родителей проводились циклы мероприятий:
1. Круглый стол с воспитателями логопедической группы: «Организация коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР» (ознакомление воспитателей и с итогами диагностики детей группы; информация о задачах обучения; планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению).
2. Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Методы и приемы стимулирования речевой активности детей раннего возраста».
3. Мастер-класс для родителей: «Логопедические игры на кухне. Методы постановки звуков в домашних условиях».
4. Открытые показы занятий/фрагментов занятий для родителей.
5. Ведение Телеграмм-чата с родителями с целью информирования и консультирования.
6. Презентация для учителей-логопедов и воспитателей «Использование метода М. Богданович «Успешный старт» в развитии межполушарных связей и графомоторных навыков.
7. Мастер-класс для учителей-логопедов: «Миозонды. Зонды, которые любят дети» - опыт работы и практическое применение миозондов для массажа лица, губ, языка и постановки звуков.
8. Презентация «Балансир – балансировочная доска. Использование балансира в работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы с целью коррекции общей и мелкой моторики, различных сторон психики и речи ребенка».
Цикл мероприятий для выпускников логопедической группы «Скоро в школу»:
1. Анкетирование для родителей «Школьная готовность и что мы об этом знаем».
2. Родительское собрание «Дорога в первый класс».
3. Инфографика «Наши успехи и достижения»
В течение межаттестационного периода проводилось индивидуальное консультирование и информирование о результатах речевого развития детей педагогов и родителей по мере необходимости.
Организационно-методическое направление
- Систематическая работа на заседаниях городского методического объединения учителей-логопедов образовательных учреждений.
- Выступления на семинарах, предусмотренных планом управления образования и планом ДОУ.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Работа в составе жюри конкурсов в детском саду.
- Участие в праздниках и развлечениях.
- Проведение презентаций.
- Помощь педагогам в проведении открытых и конкурсных мероприятиях.
- Распространение педагогического опыта среди педагогов и родителей, размещение педагогических наработок на сайте.
- Сотрудничество с педагогами и родителями школьников с ОВЗ в ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение».
- Сотрудничество с реабилитационным центром – Алчевским отделением Государственного учреждения ЛНР «Республиканский центр социальной реабилитации детей-инвалидов «Возрождение».
- Приобретение необходимой литературы, пособий и оборудования.
Справку составили:
Заведующий ГБДОУ ЛНР «Ясли - сада комбинированного вида №2 «Мечта» г. Алчевска Пирожкова И.В.___________
М.П. дата_________ Учитель-логопед Лисовая В.В. __________