СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительная характеристика Европейской и Азиатской части России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по географии для учащихся 9 класса, использованы задания с целью подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика Европейской и Азиатской части России»

Европейская и Азиатская части России Викторова Н.А. МОУ Пронинская СОШ

Европейская и Азиатская части России

Викторова Н.А.

МОУ Пронинская СОШ

Географическая разминка Задание 1. Во многих регионах России внутренний водный транспорт играет значительную роль в хозяйстве. Работа речного транспорта во многом зависит от продолжительности ледостава на реках. Запишите перечисленные регионы России в порядке увеличения продолжительности ледостава на реках, протекающих на их территории, начиная с региона с наименьшей продолжительностью ледостава. 1) Ямало-Ненецкий автономный округ; 2) Республика Татарстан; 3) Ростовская область 3;2;1

Географическая разминка

Задание 1.

Во многих регионах России внутренний водный транспорт играет значительную роль в хозяйстве. Работа речного транспорта во многом зависит от продолжительности ледостава на реках. Запишите перечисленные регионы России в порядке увеличения продолжительности ледостава на реках, протекающих на их территории, начиная с региона с наименьшей продолжительностью ледостава.

1) Ямало-Ненецкий автономный округ; 2) Республика Татарстан; 3) Ростовская область

3;2;1

Задание 2.  Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа. Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г., млрд пассажиро-км   Пассажирооборот транспорта общего пользования в том числе: 443,9 железнодорожного 139,7 автомобильного (автобусы) воздушного (транспортная авиация) 136,9 166,6 31

Задание 2.

Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.

Пассажирооборот транспорта общего пользования

в России в 2011 г., млрд пассажиро-км

 

Пассажирооборот транспорта общего пользования

в том числе:

443,9

железнодорожного

139,7

автомобильного (автобусы)

воздушного (транспортная авиация)

136,9

166,6

31

Задание 3. Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г.», определите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте (в %). Полученный результат округлите до целого числа.   Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г. (млрд тонно-километров) Транспорт – всего 4998 в том числе по видам: железнодорожный автомобильный 2222 248 трубопроводный 2397 водный (морской и внутренний водный) 126 воздушный 5,1 48

Задание 3.

Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г.», определите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте (в %). Полученный результат округлите до целого числа.

 

Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г. (млрд тонно-километров)

Транспорт – всего

4998

в том числе по видам:

железнодорожный

автомобильный

2222

248

трубопроводный

2397

водный (морской и внутренний водный)

126

воздушный

5,1

48

Особенности Европейской и Азиатской частей России Кавказ

Особенности Европейской и Азиатской частей России

Кавказ

Задачи урока: 1.Выявить географическое положение 2.Сравнить особенности природы. 3.Сравнить особенности природных ресурсов 4.Сопоставить особенности населения и хозяйства изучаемых частей России.

Задачи урока:

1.Выявить географическое положение

2.Сравнить особенности природы.

3.Сравнить особенности природных ресурсов

4.Сопоставить особенности населения и хозяйства изучаемых частей России.

Работа с контурной картой.

Работа с контурной картой.

Задания по контурной карте 1.Отметьте границу между Европой и Азией. 2.Отметьте моря бассейнов разных океанов. 3.Отметьте крупные формы рельефа.

Задания по контурной карте

1.Отметьте границу между Европой и Азией.

2.Отметьте моря бассейнов разных океанов.

3.Отметьте крупные формы рельефа.

Работа с таблицей Сравнение Европейской и Азиатской частей России Сравнительные особенности Европейская часть России 1.Территория и географическое положение. Азиатская часть России 2.Природа. 3.Природные ресурсы. 4.Население. 5.Хозяйство.

Работа с таблицей

Сравнение Европейской и Азиатской частей России

Сравнительные особенности

Европейская часть России

1.Территория и географическое положение.

Азиатская часть России

2.Природа.

3.Природные ресурсы.

4.Население.

5.Хозяйство.

Сравнительные особенности Европейская часть России 1.Территория и географическое положение. Выгодное ЭГП. Связана с развитыми странами Европы, омывается морями. 2.Природа. Азиатская часть России Характерна равнинность, ЭГП для различных частей региона неодинакова. Исключение г. Кавказ. Климат умеренно-континентальный. Природные условия наиболее благоприятные Наибольшая часть принадлежит равнинам. На юге расположены горы Южной Сибири. Характерны интенсивные тектонические движения. Суровый континентальный климат. Многолетняя мерзлота. для жизни х/д людей.

Сравнительные особенности

Европейская часть России

1.Территория и географическое положение.

Выгодное ЭГП. Связана с развитыми странами Европы, омывается морями.

2.Природа.

Азиатская часть России

Характерна равнинность,

ЭГП для различных частей региона неодинакова.

Исключение г. Кавказ. Климат умеренно-континентальный. Природные условия наиболее благоприятные

Наибольшая часть принадлежит равнинам. На юге расположены горы Южной Сибири. Характерны интенсивные тектонические движения. Суровый континентальный климат. Многолетняя мерзлота.

для жизни х/д людей.

На карте России цифрами обозначены формы рельефа. Выберите из предложенного списка географические названия этих форм рельефа и впишите в пустые ячейки на схеме.   Кавказ, Сихотэ-Алинь, Среднерусская, Западно-Сибирская, Среднесибирское, Ключевская сопка  Горы Хребет Низменность

На карте России цифрами обозначены формы рельефа. Выберите из предложенного списка географические названия этих форм рельефа и впишите в пустые ячейки на схеме.

 

Кавказ, Сихотэ-Алинь, Среднерусская, Западно-Сибирская, Среднесибирское, Ключевская сопка

Горы

Хребет

Низменность

Горы - Кавказ Хребет – Сихотэ-Алинь Низменность - Западно-Сибирская

Горы - Кавказ

Хребет – Сихотэ-Алинь

Низменность - Западно-Сибирская

Какая форма рельефа обозначена на карте цифрой 3? Запишите в ответе название этого географического объекта. На какой из фотографий представлен указанный Вами географический объект? Кавказ

Какая форма рельефа обозначена на карте цифрой 3? Запишите в ответе название этого географического объекта.

На какой из фотографий представлен указанный Вами географический объект?

Кавказ

На карте России цифрами обозначены формы рельефа. Выберите из предложенного списка географические названия этих форм рельефа и впишите в пустые ячейки на схеме.   Алтайские, Восточно-европейская, Путорана, Колымская, Становое, Ключевская сопка Вулкан Горы — Низменность — —

На карте России цифрами обозначены формы рельефа. Выберите из предложенного списка географические названия этих форм рельефа и впишите в пустые ячейки на схеме.

 

Алтайские, Восточно-европейская, Путорана, Колымская, Становое, Ключевская сопка

Вулкан

Горы

Низменность

Вулкан - Ключевская сопка Горы – Алтайские Нагорье - Колымское

Вулкан - Ключевская сопка

Горы – Алтайские

Нагорье - Колымское

Какая форма рельефа обозначена на карте цифрой 1? Запишите в ответе название этого географического объекта. На какой из фотографий представлен указанный Вами географический объект Вулкан – Ключевская Сопка

Какая форма рельефа обозначена на карте цифрой 1? Запишите в ответе название этого географического объекта.

На какой из фотографий представлен указанный Вами географический объект

Вулкан – Ключевская Сопка

3.Природные ресурсы. Бедна запасами минеральных ресурсов. 70 % запасов железной руды. 72% с/х угодий. 4.Население. Главная кладовая страны. 90% запасов нефти и газа, богата водными ресурсами, лесными ресурсами. Сосредоточена основная часть населения. 10 городов миллионеров. 5.Хозяйство. Плотность населения низкая. 5 городов миллионеров. Велика густота транспортной сети, развита научная деятельность. Транспортная сеть развита слабо. Хозяйственное освоение осложнено.

3.Природные ресурсы.

Бедна запасами минеральных ресурсов. 70 % запасов железной руды. 72% с/х угодий.

4.Население.

Главная кладовая страны. 90% запасов нефти и газа, богата водными ресурсами, лесными ресурсами.

Сосредоточена основная часть населения. 10 городов миллионеров.

5.Хозяйство.

Плотность населения низкая. 5 городов миллионеров.

Велика густота транспортной сети, развита научная деятельность.

Транспортная сеть развита слабо. Хозяйственное освоение осложнено.

Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов Российской Федерации под соответствующими буквами. Используя приведённую ниже таблицу и графики динамики численности населения по субъектам Российской Федерации за период 2002 – 2018 гг., выполните задания.   Динамика численности населения, тыс. человек   № п/п 1 Субъекты РФ Ленинградская область 2002 г. 2 3 1669 2010 г. Республика Татарстан 4 2014 г. 1716 Мурманская область 3779 1763 2016 г. 892 3786 Кабардино-Балкарская Республика 3838 2018 г. 795 1778 901 1813 771 859 3868 858 762 3894 862 753 865

Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов Российской Федерации под соответствующими буквами.

Используя приведённую ниже таблицу и графики динамики численности населения по субъектам Российской Федерации за период 2002 – 2018 гг., выполните задания.

 

Динамика численности населения, тыс. человек

 

п/п

1

Субъекты РФ

Ленинградская область

2002 г.

2

3

1669

2010 г.

Республика Татарстан

4

2014 г.

1716

Мурманская область

3779

1763

2016 г.

892

3786

Кабардино-Балкарская Республика

3838

2018 г.

795

1778

901

1813

771

859

3868

858

762

3894

862

753

865

А -2 1-Б 3-В 4-Г

А -2

1-Б

3-В

4-Г

Вывод: к Европейской части России относят __________ район и всю территорию, лежащую к ___________ от него. Азиатская часть страны – территория __________ Уральского района. Эти части – два ________ лица единой страны. Они различаются всем: __________________, ___________,________________,__________ и перспективами развития.

Вывод: к Европейской части России относят __________ район и всю территорию, лежащую к ___________ от него. Азиатская часть страны – территория __________ Уральского района. Эти части – два ________ лица единой страны. Они различаются всем: __________________, ___________,________________,__________ и перспективами развития.

Домашнее задание: Параграф 24 стр 88-91; заполнить таблицу; работа с текстом «Ледники Большого Кавказа»

Домашнее задание:

Параграф 24 стр 88-91; заполнить таблицу; работа с текстом «Ледники Большого Кавказа»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!