СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ развития инклюзивного образования в россии и сша

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье проведен сравнительный анализ реализации инклюзивного образования в России и США, рассмотрены основные подходы и направления, а также нормативно-правовые документы, касающиеся образования детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ развития инклюзивного образования в россии и сша»

Галкина Василина Денисовна, Дегенгарт Анна Валерьевна

г. Нижний Тагил,

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И США

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998г.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), образование, инклюзивное образование.

АННОТАЦИЯ: В статье проведен сравнительный анализ реализации инклюзивного образования в России и США, рассмотрены основные подходы и направления, а также нормативно-правовые документы, касающиеся образования детей с ОВЗ.

Galkina Vasilina Denisovna, Degengart Anna Valerevna

 Nizhny Tagil,

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA AND THE USA


KEY WORDS: inclusion, children with disabilities (HIA), education, inclusive education.

ABSTRACT: The article compares the implementation of inclusive education in Russia and the United States, examines the main approaches and directions, as well as the legal and regulatory documents relating to the education of children with HIA.


Многие годы детей делили на две категории – здоровые и инвалиды. Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности обучались в отдельных учебных заведениях (чаще всего в интернатах), что полностью исключало их социализацию, позже им было трудно адаптироваться в обществе, а также общество тяжело воспринимало таких людей. Решением данной проблемы стало «Инклюзивное образование», позволяющее с самого детства привыкнуть детям друг к другу.

«Инклюзия — это включение детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социум, а инклюзивное образование — процесс инклюзии через образовательные учреждения, создающее равные возможности для всех детей при получении ими образования». [8]

На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей указывал еще Л. С. Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми… глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций». Данные слова ученого, несомненно, относятся ко всем детям с нарушениями развития. [4]

Как дети, так и взрослые должны понимать, что дети с ОВЗ ничем не хуже других. Они так же должны получить образование, развиваться и жить полноценной жизнью. Среди них есть уникальные и талантливые дети, к ним просто нужен особый подход для эффективного обучения. Нужно понимать, что инклюзивное образование не исключает коррекционное образование, их нужно совмещать, для более продуктивного обучения. Государство должно гарантированно предоставлять качественное образование для всех детей без исключения.

В настоящее время разными странами мира уже накоплен определенный опыт реализации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ. Рассмотрим основные этапы развития инклюзивного образования в некоторых из них.

В России инклюзивное образование понятие достаточно новое, но актуальное, так как детей с ограниченными возможностями здоровья стало значительно больше. Первые учреждения инклюзивного образования в России появились в 1980 — 1990 гг.

С 1992 года в России осуществляется проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». Проект реализован в 11-ти регионах страны, где были созданы экспериментальные площадки по обучению детей–инвалидов. Разработаны планы курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья» для использования их в педагогических ВУЗах.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию Организации Объ­е­ди­нён­ных Наций «О правах инвалидов».[5]

2009 год объявлен «Годом равных возможностей» и благодаря этому проблема инклюзивного образования поднята на государственный уровень. Также в 2009 году создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. [9]

В настоящее время в России нашли применение три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) учреждениях.

2. Интегрированный подход в обучении детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Адаптивный подход, основанный на концепциях адаптации и адаптивности. [3]

С 1 сентября 2016 года вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас ведется масштабная подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования. Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. Ведется решение проблемы тьюторов (сопровождающего для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего процесса обучения).

Распространение инклюзивного образования в России произошло совсем недавно. И сейчас происходит внедрение инклюзивного образования в жизнь россиян в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ, а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и протоколом № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 

Несмотря на масштабные работы, проведенные, для включения инклюзивного образования в России, оно пока остается на экспериментальной стадии, и впереди еще немало трудностей.

Если в России актуальность этой проблемы стала заметна только сейчас, то в США ее заметили еще в 1990-х годах и активно ей занимаются. СМИ освещали в массы основные проблемы семей, имеющих человека с дополнительными потребностями и уже с того времени у них, велась активная общественная работа по защите прав людей с ОВЗ. Как правило, коррекционные школы в США отсутствуют, вместо этого там действуют три подхода к обучению детей с дополнительными потребностями: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия.

  1. Мейнстриминг – Совместные занятия и досуг детей, как здоровых, так и с особыми потребностями.

  2. Интеграция – дети с дополнительными потребностями обучаются в обычных школах и классах, но по необходимости получают дополнительную помощь.

  3. Инклюзия - представляет собой изменение школьной программы под особенных детей.

На данный момент в США реализуется программа «Инклюжен». Её основы были заложены еще в 1973 году законом «Об обучении детей-инвалидов» и Реабилитационным Актом (Глава V, статьи 501, 503, 504). [11]

В Конституции Соединенных Штатов о людях с ОВЗ нет ни слова. Но есть отдельные документы, регламентирующие их права, такие как, «Закон об Американцах–инвалидах», «Акт об инвалидах», «Акт о реабилитации» и т.д. Также в США действует Национальный совет по инвалидам, приняты «Акт об образовании для всех детей–инвалидов» и «Акт о профессиональной подготовке–студентов-инвалидов».
В 1988 г. Конгресс США принял закон «О помощи лицам с инвалидностью с использованием технических средств».[12]

Как мы видим, в США давно заботятся о правах людей с ОВЗ и небезуспешно, люди с ограниченными возможностями здоровья там благополучно адаптируются в обществе.

Проведя сравнительные анализ, хотелось бы отметить, что Россия находится еще на этапе становления и создания адаптированной среды для людей с ОВЗ, опыт некоторых европейских стран, более развитых в этом аспекте, смог бы помочь быстро внедрить инклюзию в России с наименьшими затратами.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что наличие инклюзивных школ благоприятно влияет не только на детей с ОВЗ, но и на детей без отклонений. Этот опыт поможет детям стать более ответственными и самостоятельными по отношению друг к другу, улучшить социальные и межличностные отношения между ними.

Инклюзивное образование признанно всем мировым сообществом как наиболее гуманное, перспективное и эффективное. [2]


Список литературы

  1. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]  –  URL:  http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showcomments&id=1192708151&archive=1196815207&start_from=&ucat=&

  2. Инклюзивное обучение для детей с ОВЗ [электронный ресурс]  –  URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/02/28/inklyuzivnoe-obuchenie-dlya-detey-s-ovz

  3. Алехина С.В. , Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М .: Центр «Школьная книга», 2010. – 300 c.

  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Психолог, 2001.- 536 с.

  5. Конвенция о правах инвалидов [электронный ресурс] – URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf

  6. Специальная педагогика / Под ред. М. Н. Назаровой. М., 2000

  7. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов, 2002 с.

  8. Инклюзия: принципы и право [электронный ресурс] – URL: https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-371/

  9. О коррекционном и инклюзивном образовании детей [электронный ресурс] – URL: http://www.roboi.ru/legislation/fznnfn/

  10. Исторические аспекты инклюзивного образования в России [электронный ресурс] – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1174/12474

  11. Социальные права инвалидов в США детей [электронный ресурс] – URL:http://pikabu.ru/story/a_vot_sotsialnyie_prava_invalidov_v_sshai_oni_funktsioniruyutv_otlichii_ot_nas_90835

  12. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки [электронный ресурс] – URL: http://www.vash-psiholog.info/psih/20285-inklyuzivnoe-






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!