Актуализация знаний и умений учащихся (5 минут) | Давайте вспомним что такое история? Вспомните, чем отличается отечественная история от всеобщей? А как назывался курс истории, который мы изучали в 5 классе? Скажите мне с историей каких государств мы познакомились? Давайте с вами вспомним единицы измерения истории, как они называются? Покажите на ленте времени 998 год, 1242 год, 23 год до н.э., 301 г. до н.э.. На каком событии мы закончили изучение истории Древнего мира? В каком году варвары (вандалы) захватили Рим и Западная Римская империя пала? 4 сентября 476 года - вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось многовековое владычество Рима. После падения Западной Римской империи начинается новая эпоха история, которая получила название «Средние века». | - История – наука о прошлом. - Всеобщая история изучает весь мир в целом, а отечественная – историю своей страны. - История Древнего мира. - Древний Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Македония, Древний Рим. - Эра, век, тысячелетие, год. - Падении Римской империи. - 4 сентября 476 года. |
Первичное изучение нового материала (15 минут) | Средневековая культура формировалась еще в период существования Римской империи. Так что дата начала эпохи весьма условна. Еще менее очевидны хронологические рамки, знаменующие конец этого периода. В современной историографии принято завершать Средние века с Великими географическими открытиями конца XV – начала XVI веков. Это было время, когда ломались сложившиеся за прошедшее столетие представления об устройстве Вселенной. В это время менялась не только географическая карта мира, но и менялся, но и претерпевал изменение взгляд на саму природу человека. Как раз конец XV – начало XVI веков – расцвет культуры Возрождения. В эту эпоху и возникает термин «Средние века», предполагавший ущербности периода, последовавшего за крахом античной культуры. В настоящее время понятие «Средневековье» не имеет оценочного характера. Это устоявшийся термин, используемый в историографии. Эпоху Средних веков принято делить на три периода: раннее Средневековье (V-XI века); высокое Средневековье (XI-XIV века); «осень Средневековья» (XIV-XV века). Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира, но к середине I тысячелетия нашей эры она подошла к концу. С падением в конце V века Римской империи пришла новая эпоха всемирной истории, продолжавшаяся до конца XV века. Эту тысячелетнюю эпоху принято называть Средними веками или Средневековье. Среди ученых существуют и другие мнения о том, когда закончилась эпоха Средневековья. Так довольно широко распространена точка зрения, еще недавно она приводилась в школьных учебниках, что средневековье завершилось в середине XVII века. Название «Средние века» сначала кажется немного странным. Почему века «средние»? Чтобы лучше понять это, обратимся к истории возникновения этого названия. В XV веке в Италии, где в то время достигла расцвета культура Возрождения, ее последователи преклонялись перед достижениями Античности, а века, наступившие вслед за ее падением, называли временем упадка, когда не создавалось ничего ценного, а лишь разрушалось наследие Греции и Рима. Теперь же считали они наступает новая эпоха, когда Античность возрождается. А в промежутке между Античностью и своим временем они усматривали лишь дикость и суеверие, нашествия и войны, когда разрушались античные храмы, забывалась античная философия, и даже говорить по латыни почти разучились. Вот это тысячелетие, с их точки зрения, пропавшее для человечества, они и назвали Средние века. Уже в самом этом названии была заложена отрицательная оценка Средневековья, у которой и позже находилось не мало сторонников. Так в истории закрепился образ «Темных веков» - времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас можно услышать определение «средневековый» в значении дикий, жестокий, невежественный. Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало, как, впрочем, и в другую любую историческую эпоху. Но отметим другое, средние века были временем трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, благородных рыцарей и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В Средние века совершались далекие путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в любой другой. И потому ученные уже давним давно отказались от однобокого представления Средневековья, как о чем-то только плохом или только хорошем. Ведь в то время, как и в любое другое добро и зло, свет и тень были неотделимы друг от друга. Среди историков нет согласия о том, можно ли применять понятие «Средние века» и «средневековый» за пределами Западной и Центральной Европы, только по отношению, к которым они первоначально применялись. С одной стороны, развитие каждой части света имеет неповторимые черты, и такого Средневековья, которое было в Европе не было ни в Азии, ни в Африке, ни в Америка. С другой стороны, в их развитии были и важные общие черты. Поэтому среди ученных преобладает точка зрения, что и Восток имел свое Средневековье, которое по времени в значительной степени совпало со Средневековьем западным. В любом случае термин «Средние века» следует признать условным, но лучшего наука пока не придумала. Эпоха Средневековья оказалась намного короче, чем уже известная вам эпоха древнего мира. Но все же тысячелетия это все же долгий срок, в течении которого в жизни людей произошли очень важные перемены. Чтобы лучше понимать их историки выделяют с Средневековье три периода. Сначала на руинах Античности зарождается и постепенно складывается новое устройство общества, это раннее Средневековье, длившиеся с конца V по конец XI века. Затем наступает этап наивысшего подъема, его расцвета. Зрелое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, последний период XIV-XV века – это позднее Средневековье. Его «осень» преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, Нового времени. Средневековье закончилось около 500 лет назад, но уходя оно оставило после себя множество следов. Эти свидетельства прошлого, появившиеся в эпоху Средневековья и сохранившиеся до наших дней, называют историческими источниками. Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические сочинения, научные труды, произведения художественной литературы. Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие средневековые документы были уничтожены во время пожаров и наводнений, иноземных нашествий и народных восстаний. Иной раз ни уничтожаются и в наше время. Поэтому ученые стараются чтобы документы попадали в специальные хранилища – архивы. А кроме того, стремятся по возможности публиковать их. О многом могут рассказать изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, скульптуры, картины. Один из самых знаменитых средневековых изобразительных источников – покрытый вышивкой ковер. Длиной более 70 метров, из французского города Байё. На ковре воспроизводятся эпизоды из завоевания Англии норманнским герцогом Вильгельмом. Конечно, об этом событии XI века историкам многое известно и из письменных источников, но только на ковре можно увидеть, как люди той эпохи отправлялись в плавание, сидели за пиршественным столом, держали оружие в бою. Не малые возможности для понимания прошлого предоставляют ученым разнообразные вещественные источники. Во многих старинных городах сохранились средневековые укрепления, церкви, дома. Нередко в этот период возникала вся городская планировка. К вещественным источникам относится также различная утварь, одежда, орудия труда, оружие, монеты и многое другое. Одни вещи из поколения в поколение сберегались в частных коллекциях и музеях. Другие попадают в музей уже в наши дни в результате археологических раскопок. Именно так оказалось в Британском музее в Лондоне знаменитое сокровище Саттон-Ху Долгое время считалось, что культура жителей Англии в период раннего Средневековья не отличалась высоким уровнем. Правда древнеанглийская поэзия свидетельствовала об обратном. Однако проверить это оказалось невозможным. Но вот археологи раскопали в местечке Саттон-Ху погребальную ладью. Ее деревянный корпус давно истлел, только на песке были видны ее отпечатки. В середине ладьи находились предметы, предназначенные сопровождать умершего в его загробной жизни. Там были удивительные по мастерству исполнения знаки власти, бронзовый и позолоченный шлем, щит и меч, пряжки и браслеты, серебряные блюда и множество других предметов. Богатство находок не оставляло сомнений в том, что умерший был королем, а 37 золотых монет, найденных в великолепно укрощенном кошельке, позволили довольно точно установить дату погребения, около 650 года. Находки продемонстрировали значительно более высокий уровень культуры и более широкие торговые контакты жителей Англии VII века, чем это ранее предполагалось. Другой пример не столь знаменит, но для историков он представляет не меньший интерес. На юго-востоке Франции в озере Паладрю проводились подводные раскопки поселения, основанного на узком мысу в начале XI века, а уже спустя треть века затопленного поднявшимися водами. Случилось это столь внезапно, что уходя поселенцы едва успели захватить самое необходимое: деньги, плуги, часть оружия. Все остальное было затоплено. Причем под водой прекрасно сохранилось буквально все: остатки жилищ, деревянная утварь, железные орудья труда, кости животных, семена растений и многое другое. Вот что узнали ученные благодаря этим находкам: жители поселка были рачительными хозяевами, они сочетали занятия земледелием, скотоводством и рыболовство; сами изготовляли ремесленные изделия; соль, железо и олово им приходилось возить, зато почти все остальное они производили на месте. То, что поселение процветало доказывает не только богатство утвари, археологи нашли 32 монеты – очень много, если учесть, что это только те деньги, которые жители обронили. Но особенно заинтересовало ученных то, что наряду с обычными орудиями труда было найдено великолепное боевое оружие, каким пользовались настоящие войны: боевой топор, копья, обломки мечей. Несомненно, обитатели поселка были одновременно и крестьянами, и войнами. О том, что такое бывало в Франции в XI веке ученные знали из письменных источников. Но только благодаря археологии удалось приподнять краешек занавеси времени и узнать как жили эти крестьяне-войны. Не мало могут рассказать о Средневековье и другие исторические источники: названия и природные ландшафты, устные легенды и народные предания, народные обычаи и обряды, которые и сейчас иногда сохраняют черты глубокой старины. Исследуя все эти разнообразные источники поколения историков, сумели узнать о Средневековье. Об этой эпохе написаны десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что все уже выяснено и все вопросы решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью. И потому каждое поколение историков отвечает на духовные запросы своих современников, задает прошлому новые вопросы, и получает на них новые ответы. Средневековье по-прежнему вызывает споры. А значит, оно по-прежнему не безразлично людям. Его познание продолжается. | Внимательно слушают учителя. По необходимости делают записи в тетради. |
Первичная проверка понимания новых знаний (7 минут) | Сейчас, ребята давайте с вами выполним упражнения, на закрепление сегодняшней темы. Вопрос 1. Выберите один вариант ответа. Наука, изучающая вещественные источники, найденные в процессе раскопок. Археография Археология Геология География Вопрос 2. Выберите один ответ. Специальные помещения, в которых хранятся исторические документы – это: Архивы Музеи Библиотеки Скриптории Вопрос 3. Восстановите понятие определения. – любой объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества. Вопрос 4. Расположите на ленте времени периоды истории, выделяемые историками. Вопрос 5. Распределите исторические источники по двум группам: письменные (дошедшие до нас в записанном виде) и устные (передающиеся из «уст в уста»). Вопрос 6. Установите соответствие между историческими науками и объектами их изучения. | Правильные ответы: Вопрос 1. Археология. Вопрос 2. Архивы. Вопрос 3. Исторический источник. Вопрос 4. Древний мир – до 476 года; Средние века – 476 – 1492 гг.; Новое время – после 1492 года. Вопрос 5. Письменные источники: хроники, указы короля, договоры купцов. Устные источники: народные песни, пословицы, баллады. Вопрос 6. Палеография – история письменности, знаки и материалы для письма. Нумизматика – монеты, денежные системы. Генеалогия – история фамилий, родов. Геральдика – гербы родов, городов и т.д. |