СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средние века: понятие и хронологические рамки

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средние века: понятие и хронологические рамки»

Конспект урока истории

Курс: История Средних веков.

Тема урока: Средние века: понятие и хронлогические рамки.

Количество часов: 1.

Класс: 6.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: беседа, лекция.

Форма урока: фронтальная.

Цель урока: на базе знаний по истории Древнего мира подготовить обучающихся к изучению истории Средних веков; сформировать у обучающихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.

Задачи урока:

  • обучающие: систематизировать знания учащихся об основных периодах истории Средних веков; дать первичное понятие об периодизации Средневековья, основных сословиях средневекового общества; привести примеры исторических источников, помогающих изучать историю.

  • развивающие: развить умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы на основе представленного материала.

  • воспитательные: развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории Средневековья.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем.

  • метапредметные:

    • познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    • регулятивные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни.

    • коммуникативные УУД: формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга.

  • личностные: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.

План урока:

  1. Понятие «Средние века».

  2. Хронологические рамки Средних веков.

  3. Исторические источники Средних веков.

Основные понятия: Средние века (Средневековье); хроника; исторический источник.

Основные даты: З

Оборудование: компьютер; проектор; учебник Всеобщая история. История Средних Веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалов, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – 10-е изд. – М. : Просвещение, 2020. С. 7-12.; презентация «Средние века: понятие и хронологические рамки».



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность и ответы обучающихся

Организационный этап

(2 минуты)

Приветствует учащихся стоя. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Поздравляю вас с началом учебного года! Желаю вам успехов в новом году! Давайте отметим присутвующих. Отмечает отсутствующих в журнале.

Также как и в прошлом году у нас с вами сохраняются консультации по истории, которые будут проходить по вторникам 13:20-14:00 и консультации по проектной деятельности по средам 13:20-14:00.

Сейчас давайте посмотрим, что нам понадобиться на уроках в этом году. Вам всем выдали по два учебника истории, в первом полугодии нам понадобиться черный учебник «История Средних веков». Кроме него у вас каждый урок должна быть рабочая тетрадь по истории. Обязательно в клетку и 48 листов. Для самостоятельных и контрольных вам понадобиться отдельная тетрадь, тоже в клетку и 24 листа. И кто желает могут приобрести контурные карты по истории за 6 класс, либо я через классных руководителей буду вам отправлять контурные карты, которые нужно будет распечатать.

В этом году у вас появляются требования к ведению тетрадей по истории:

  • писать аккуратно, разборчивым почерком;

  • пользоваться шариковой ручкой с пастой синего цвета;

  • подчеркивания, условные обозначения, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки выполнять аккуратно карандашом или ручкой, при необходимости – с применением линейки;

  • дата выполнения учебной работы записывается цифрами на полях тетрадей;

  • при выполнении классных обучающих работ слова «Классная работа» не пишутся;

  • выделители не используются.

Эти же самые правила распространяются и на тетради для самостоятельных и контрольных работ.

Приветствуют учителя стоя. По необходимости отвечают на вопрос. Внимательно слушают учителя.

Актуализация знаний и умений учащихся

(5 минут)

Давайте вспомним что такое история?

Вспомните, чем отличается отечественная история от всеобщей?

А как назывался курс истории, который мы изучали в 5 классе?

Скажите мне с историей каких государств мы познакомились?

Давайте с вами вспомним единицы измерения истории, как они называются?

Покажите на ленте времени 998 год, 1242 год, 23 год до н.э., 301 г. до н.э..

На каком событии мы закончили изучение истории Древнего мира?

В каком году варвары (вандалы) захватили Рим и Западная Римская империя пала?

4 сентября 476 года - вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось многовековое владычество Рима.

После падения Западной Римской империи начинается новая эпоха история, которая получила название «Средние века».

- История – наука о прошлом.

- Всеобщая история изучает весь мир в целом, а отечественная – историю своей страны.

- История Древнего мира.

- Древний Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Македония, Древний Рим.

- Эра, век, тысячелетие, год.

- Падении Римской империи.

- 4 сентября 476 года.

Постановка целей и задач учащимися

(3 минуты)

Открываем тетради, записываем на полях цифрами дату, тему урока «Средние века: понятие и хронология». Как вы думаете, что мы должны с вами изучить сегодня на уроке?

Записывают дату и тему урока.

Понятие «Средние века»; хронологические рамки Средних веков; исторические источники Средних веков.


Первичное изучение нового материала

(15 минут)

Средневековая культура формировалась еще в период существования Римской империи. Так что дата начала эпохи весьма условна. Еще менее очевидны хронологические рамки, знаменующие конец этого периода. В современной историографии принято завершать Средние века с Великими географическими открытиями конца XV – начала XVI веков. Это было время, когда ломались сложившиеся за прошедшее столетие представления об устройстве Вселенной. В это время менялась не только географическая карта мира, но и менялся, но и претерпевал изменение взгляд на саму природу человека. Как раз конец XV – начало XVI веков – расцвет культуры Возрождения. В эту эпоху и возникает термин «Средние века», предполагавший ущербности периода, последовавшего за крахом античной культуры. В настоящее время понятие «Средневековье» не имеет оценочного характера. Это устоявшийся термин, используемый в историографии.

Эпоху Средних веков принято делить на три периода: раннее Средневековье (V-XI века); высокое Средневековье (XI-XIV века); «осень Средневековья» (XIV-XV века).

Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира, но к середине I тысячелетия нашей эры она подошла к концу. С падением в конце V века Римской империи пришла новая эпоха всемирной истории, продолжавшаяся до конца XV века. Эту тысячелетнюю эпоху принято называть Средними веками или Средневековье. Среди ученых существуют и другие мнения о том, когда закончилась эпоха Средневековья. Так довольно широко распространена точка зрения, еще недавно она приводилась в школьных учебниках, что средневековье завершилось в середине XVII века.

Название «Средние века» сначала кажется немного странным. Почему века «средние»? Чтобы лучше понять это, обратимся к истории возникновения этого названия. В XV веке в Италии, где в то время достигла расцвета культура Возрождения, ее последователи преклонялись перед достижениями Античности, а века, наступившие вслед за ее падением, называли временем упадка, когда не создавалось ничего ценного, а лишь разрушалось наследие Греции и Рима. Теперь же считали они наступает новая эпоха, когда Античность возрождается. А в промежутке между Античностью и своим временем они усматривали лишь дикость и суеверие, нашествия и войны, когда разрушались античные храмы, забывалась античная философия, и даже говорить по латыни почти разучились. Вот это тысячелетие, с их точки зрения, пропавшее для человечества, они и назвали Средние века. Уже в самом этом названии была заложена отрицательная оценка Средневековья, у которой и позже находилось не мало сторонников. Так в истории закрепился образ «Темных веков» - времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас можно услышать определение «средневековый» в значении дикий, жестокий, невежественный. Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало, как, впрочем, и в другую любую историческую эпоху. Но отметим другое, средние века были временем трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, благородных рыцарей и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В Средние века совершались далекие путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в любой другой. И потому ученные уже давним давно отказались от однобокого представления Средневековья, как о чем-то только плохом или только хорошем. Ведь в то время, как и в любое другое добро и зло, свет и тень были неотделимы друг от друга.

Среди историков нет согласия о том, можно ли применять понятие «Средние века» и «средневековый» за пределами Западной и Центральной Европы, только по отношению, к которым они первоначально применялись. С одной стороны, развитие каждой части света имеет неповторимые черты, и такого Средневековья, которое было в Европе не было ни в Азии, ни в Африке, ни в Америка. С другой стороны, в их развитии были и важные общие черты. Поэтому среди ученных преобладает точка зрения, что и Восток имел свое Средневековье, которое по времени в значительной степени совпало со Средневековьем западным. В любом случае термин «Средние века» следует признать условным, но лучшего наука пока не придумала.

Эпоха Средневековья оказалась намного короче, чем уже известная вам эпоха древнего мира. Но все же тысячелетия это все же долгий срок, в течении которого в жизни людей произошли очень важные перемены. Чтобы лучше понимать их историки выделяют с Средневековье три периода. Сначала на руинах Античности зарождается и постепенно складывается новое устройство общества, это раннее Средневековье, длившиеся с конца V по конец XI века. Затем наступает этап наивысшего подъема, его расцвета. Зрелое Средневековье продолжалось более двух столетий, примерно до начала XIV века. Наконец, последний период XIV-XV века – это позднее Средневековье. Его «осень» преддверие той эпохи, которая пришла ему на смену, Нового времени.

Средневековье закончилось около 500 лет назад, но уходя оно оставило после себя множество следов. Эти свидетельства прошлого, появившиеся в эпоху Средневековья и сохранившиеся до наших дней, называют историческими источниками. Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические сочинения, научные труды, произведения художественной литературы. Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие средневековые документы были уничтожены во время пожаров и наводнений, иноземных нашествий и народных восстаний. Иной раз ни уничтожаются и в наше время. Поэтому ученые стараются чтобы документы попадали в специальные хранилища – архивы. А кроме того, стремятся по возможности публиковать их. О многом могут рассказать изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, скульптуры, картины.

Один из самых знаменитых средневековых изобразительных источников – покрытый вышивкой ковер. Длиной более 70 метров, из французского города Байё. На ковре воспроизводятся эпизоды из завоевания Англии норманнским герцогом Вильгельмом. Конечно, об этом событии XI века историкам многое известно и из письменных источников, но только на ковре можно увидеть, как люди той эпохи отправлялись в плавание, сидели за пиршественным столом, держали оружие в бою. Не малые возможности для понимания прошлого предоставляют ученым разнообразные вещественные источники. Во многих старинных городах сохранились средневековые укрепления, церкви, дома. Нередко в этот период возникала вся городская планировка. К вещественным источникам относится также различная утварь, одежда, орудия труда, оружие, монеты и многое другое. Одни вещи из поколения в поколение сберегались в частных коллекциях и музеях. Другие попадают в музей уже в наши дни в результате археологических раскопок. Именно так оказалось в Британском музее в Лондоне знаменитое сокровище Саттон-Ху Долгое время считалось, что культура жителей Англии в период раннего Средневековья не отличалась высоким уровнем. Правда древнеанглийская поэзия свидетельствовала об обратном. Однако проверить это оказалось невозможным. Но вот археологи раскопали в местечке Саттон-Ху погребальную ладью. Ее деревянный корпус давно истлел, только на песке были видны ее отпечатки. В середине ладьи находились предметы, предназначенные сопровождать умершего в его загробной жизни. Там были удивительные по мастерству исполнения знаки власти, бронзовый и позолоченный шлем, щит и меч, пряжки и браслеты, серебряные блюда и множество других предметов. Богатство находок не оставляло сомнений в том, что умерший был королем, а 37 золотых монет, найденных в великолепно укрощенном кошельке, позволили довольно точно установить дату погребения, около 650 года. Находки продемонстрировали значительно более высокий уровень культуры и более широкие торговые контакты жителей Англии VII века, чем это ранее предполагалось.

Другой пример не столь знаменит, но для историков он представляет не меньший интерес. На юго-востоке Франции в озере Паладрю проводились подводные раскопки поселения, основанного на узком мысу в начале XI века, а уже спустя треть века затопленного поднявшимися водами. Случилось это столь внезапно, что уходя поселенцы едва успели захватить самое необходимое: деньги, плуги, часть оружия. Все остальное было затоплено. Причем под водой прекрасно сохранилось буквально все: остатки жилищ, деревянная утварь, железные орудья труда, кости животных, семена растений и многое другое. Вот что узнали ученные благодаря этим находкам: жители поселка были рачительными хозяевами, они сочетали занятия земледелием, скотоводством и рыболовство; сами изготовляли ремесленные изделия; соль, железо и олово им приходилось возить, зато почти все остальное они производили на месте. То, что поселение процветало доказывает не только богатство утвари, археологи нашли 32 монеты – очень много, если учесть, что это только те деньги, которые жители обронили. Но особенно заинтересовало ученных то, что наряду с обычными орудиями труда было найдено великолепное боевое оружие, каким пользовались настоящие войны: боевой топор, копья, обломки мечей. Несомненно, обитатели поселка были одновременно и крестьянами, и войнами. О том, что такое бывало в Франции в XI веке ученные знали из письменных источников. Но только благодаря археологии удалось приподнять краешек занавеси времени и узнать как жили эти крестьяне-войны.

Не мало могут рассказать о Средневековье и другие исторические источники: названия и природные ландшафты, устные легенды и народные предания, народные обычаи и обряды, которые и сейчас иногда сохраняют черты глубокой старины. Исследуя все эти разнообразные источники поколения историков, сумели узнать о Средневековье. Об этой эпохе написаны десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что все уже выяснено и все вопросы решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью. И потому каждое поколение историков отвечает на духовные запросы своих современников, задает прошлому новые вопросы, и получает на них новые ответы. Средневековье по-прежнему вызывает споры. А значит, оно по-прежнему не безразлично людям. Его познание продолжается.

Внимательно слушают учителя. По необходимости делают записи в тетради.

Первичная проверка понимания новых знаний

(7 минут)

Сейчас, ребята давайте с вами выполним упражнения, на закрепление сегодняшней темы.

Вопрос 1. Выберите один вариант ответа. Наука, изучающая вещественные источники, найденные в процессе раскопок.

  1. Археография

  2. Археология

  3. Геология

  4. География

Вопрос 2. Выберите один ответ. Специальные помещения, в которых хранятся исторические документы – это:

  1. Архивы

  2. Музеи

  3. Библиотеки

  4. Скриптории

Вопрос 3. Восстановите понятие определения.

– любой объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

Вопрос 4. Расположите на ленте времени периоды истории, выделяемые историками.

Вопрос 5. Распределите исторические источники по двум группам: письменные (дошедшие до нас в записанном виде) и устные (передающиеся из «уст в уста»).

Вопрос 6. Установите соответствие между историческими науками и объектами их изучения.

Правильные ответы:

Вопрос 1. Археология.

Вопрос 2. Архивы.

Вопрос 3. Исторический источник.

Вопрос 4. Древний мир – до 476 года; Средние века – 476 – 1492 гг.; Новое время – после 1492 года.

Вопрос 5. Письменные источники: хроники, указы короля, договоры купцов. Устные источники: народные песни, пословицы, баллады.

Вопрос 6. Палеография – история письменности, знаки и материалы для письма. Нумизматика – монеты, денежные системы. Генеалогия – история фамилий, родов. Геральдика – гербы родов, городов и т.д.


Закрепление полученных знаний

(2 минуты)

Средневековье – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. В это время западноевропейская цивилизация переживала процессы и события, надолго определившие характер политики, экономики и культуры современных стран Западной Европы. Например, именно в этот период формируется религиозная среда Европы, складывается городская культура, возникают новые формы государства, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к современному обществу.

Внимательно слушают учителя.

Рефлексия

(2 минуты)

Сейчас давайте подведем с вами итог нашего урока, для этого запишите в тетради начало предложения, которое вы видите на экране: «Теперь я могу…» и закончите его.

По необходимости делают записи в тетради.

Оценивание

(2 минуты)

Сегодня на уроке вы были активными. За урок я могу поставить оценки следующим ребятам: ….

Приносят дневники.

Информация о домашнем задании

(2 минуты)

Страница 7-11 (читать); учить записи в тетрадях. Вопросы по домашнему заданию или по уроку есть? Если нет, том можете пойти отдыхать! Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание в дневник. По необходимости задают вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!