СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средний школьный возраст.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средний школьный возраст.

Переход из начальной школы в среднюю,  связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Просмотр содержимого документа
«Средний школьный возраст.»

Средний школьный возраст.

Переход из начальной школы в среднюю, связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Ведущая деятельность — общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми, чтобы «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе.

В этом возрасте происходит



  • интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

  • неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

  •  самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;

  • формирование самооценки, характера;

  • возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения;

  •  формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

  •  отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

  •  развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

  •  самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены;

  •  склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

  • появление сексуальных влечений и интересов;

  •  формирование самосознания своего Я, эгоидентичности;

  • избирательность в учении, способствующая развитию общих и специальных способностей.

Новообразования в личностном ракурсе:

«чувство взрослости»;

  • самосознание;

  • самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, предпочтений будущей профессии, выбор ценностных ориентиров, идеалов, жизненного пути) и формирование отношения к себе.



Проблемы, с которыми сталкиваются дети в среднем школьном возрасте можно разделить на несколько этапов это:

  1. Адаптация (переход из начальной школы в среднюю).

  2. Подростковый период, половая зрелость (седьмые классы)

  3. И хотелось бы рассмотреть подробнее одну из актуальных проблем в нашем современном обществе, это зависимость наших детей от компьютеров.







РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - НА ОСНОВНУЮ

  • Создать атмосферу доброжелательности, искренности, доверительности, мягкости, оптимизма, дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.

  • Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые - хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные - проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные - обеспечьте ребёнка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками.

  • Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.

  • Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

  • Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.

  • Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями (для чего они нужны).

  • Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.





Подростковый возраст

Подростковый возраст часто называют «переходным», «трудным», «критическим». Подростковый возраст - это период в жизни ребенка, когда детство уже заканчивается, а взрослая жизнь еще не началась. Этот момент перехода от детства к взрослости, является одним из самых важных периодов развития.

        Для того чтобы лучше понимать своего ребенка - подростка, каждому родителю необходимо знать о психологических и физиологических причинах, а также проявлениях подросткового кризиса.

     Давая определение подростковому периоду необходимо упомянуть и о связанных с ним понятиями, такими как, физическое развитие, половое созревание, социальное развитие, демонстративность, стремление шокировать, кумирореализация, реакция постоянного отказа, протеста.

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. Это период начинается с 10 лет и кончается 15-16 годами.

        Проявлениями подросткового возраста являются:

        -   чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

        - крайняя самонадеянность и категоричные суждения в отношении окружающих;

       - внимательность порой встречается с поразительной черствостью, застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами.  

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

        До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально. Ребенок объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

        Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Принадлежности к определенной группе придает подростку дополнительную уверенность в себе.

Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков — уважайте в своих детях взрослых людей и конфликтов в вашей семье будет намного меньше.

Чтобы избежать негативных последствий рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:

  • не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;

  • терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;

  • предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;

  • не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;

  • будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;

  • обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;

  • стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;

  • если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.

  • если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.

  • если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители ему действительно сопереживают («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации — возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка. Пройдет несколько лет и Вы увидите, что Ваш подросток вырос в прекрасного и хорошего человека. Главное суметь проявить терпение, уважение и понимание к вашему ребенку. 



Компьютерная зависимость:

Компьютер все больше входит в жизнь людей всех возрастов, в том числе детей. Он незаменим в обучении, воспитании и социальной жизни. Однако в то же время компьютер всё чаще приводит к серьёзным проблемам, одна из которых – компьютерная зависимость.

Почти все современные родители сталкиваются с суровой неувязкой 21 века у собственных детей-подростков.

В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.

Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир?
  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого.

  • отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств.

  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира.

  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток.

  • возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.

Основные признаки зависимости:


  • У ребенка теряется интерес к другим занятиям, сокращается круг общения

  • Общение с другими детьми сводится только к компьютерным играм, формируется узкая компания игроков или перестает интересовать вовсе.

  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребенок все меньше стремится к общению и замыкается в себе.

  • Ребенок начинает обманывать, не выполнять обещания,  стремится любыми способами заполучить желаемое.

  • На любые ограничения может реагировать нервно, сильно переживать, становиться раздражительным.

  • Становится пассивным в реальной жизни.

  • Теряет контроль над временем, и над своим поведением..

  • Чувствует вину перед родителями из-за игр, но в то же время радость, когда играет.

  • утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду.

  • ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.

  • оправдание собственного поведения и пристрастия.



Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
  • Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми

  • Недостаток внимания со стороны родителей

  • Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении

  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного

  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать

  • Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером

  • Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье

Опасности компьютерной зависимости:
  1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения

  2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе

  3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем

  4. Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм

  5. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру

  6. Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов

  7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу

  8. Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли

  9. Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность

  10. Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их  просьбами об игре. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета

  11. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги

  12. Часто подросток может принебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Рекомендации родителям
по профилактики компьютерной зависимости:

 

  1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

  2. Постоянно проявлять внимание к развитию интересов и склонностей подростка, поощрять его творческие начинания.

  3. Следует помнить, что компьютерная зависимость реже появляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

  4. Культивирование чувства семейной, коллективной общности.

  5. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

  6. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

  7. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.)

  8. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.


  9. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-Iine.

  10. Личный пример в использовании возможностей компьютера: делать акцент на применении компьютера в своей работе, используют в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и т.п.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой; Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре часа.


Уважаемые родители! Старайтесь не допускать конфликтных ситуаций! Если все же до них дошло, не повышайте голос на ребенка, старайтесь все объяснять спокойно и уравновешенно. Но если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, и ребенок начинает прогуливать уроки, курить, употреблять алкоголь, ворует, обманывает или предпринимает попытки суицида – не ждите ни минуты, обязательно обращайтесь к квалифицированному психологу, который поможет ребенку преодолеть этот сложный период!

Терпения Вам и мудрости!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!