СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

§ 9. Духовная сфера общества_6 класс_Обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта для урока обществознания по теме "Духовная сфера общества". К учебнику 6 класс под ред. Кравченко.

Просмотр содержимого документа
«§ 9. Духовная сфера общества_6 класс_Обществознание»

Технологическая карта конструирования урока _комбинированный __6___ класс

(укажите тип урока)

Учитель: Митрофанова Кристина Александровна

Предмет


Обществознание

Класс


6

Тема урока

§ 9. Духовная сфера общества

Цель урока

Познакомить учащихся с духовной сферой жизни общества.

Задачи урока



Дидактические:

  • Дать представление о сущности культуры;

  • Познакомить учащихся с терминами и понятиями: «духовная сфера», «культура», «нравы».

  • Рассмотреть элементы духовной культуры, определить из чего она складывается, уметь характеризовать их.

  • Определить различия между материальной и духовной культурой.

Развивающие:

  • Сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

  • Способствовать формированию умений работать с текстом учебника, с источниками.

  • Продолжить формирование умений работать с понятиями.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию культурного поведения учащихся.

  • Способствовать формированию и развитию уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего.

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные УУД

Личностные

  • Понимают сущность культуры;

  • Владеют понятиями: «духовная сфера», «культура», «нравы».

  • Применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий «материальная и духовная культура»,

  • Умеют выделять и характеризовать элементы духовной культуры.

  • Определяют различия между материальными и духовными ценностями.

  • Умеют извлекать нужную информацию из текста параграфа и других источников.

  • Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • Умеют определять свою роль в учебной группе, вносить вклад результат всей группы.

  • Умеют использовать схемы, фрагменты документа модели получения информации.

  • Анализируют материал учебника и дополнительный материал.

  • Развивают навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации.

  • Воспитание культурного поведения.

  • Сформированное и развитое уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Фрагмент из Декларации прав культуры, разработанной филологом, искусствоведом Д.С. Лихачевым (приложение1)

Учебник: 6 класс. Обществознание. А.И. Кравченко. Е.А. Певцова

Личностно-ориентированная и диалоговая технологии

Компьютер, экран, проектор, доска.

Карточки с заданиями для четырех групп.

Основные понятия

Духовная сфера, духовные ценности, культура, религия, нравы.

Персоналии

Д.С. Лихачев, Публий Сир.

Форма проведения урока

Беседа, с элементами лекции.


Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

  1. Организационный момент (1мин)

Приветствует учащихся, проверка готовности урока.

Добрый день! Мы с вами продолжаем изучать общество, и его сферы. Сегодня мы изучим еще одну. Но для начала давайте вспомним, что мы уже изучили с вами ранее.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.



  1. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса (5 мин)

Учитель устно опрашивает учеников по вопросам предыдущего параграфа (вопросы выведены на экран)

Вопросы для фронтального опроса по

§8. Социальные различия в обществе.

  1. Дайте определение термину «социальное неравенство».

  2. В чем причины социального неравенства?

  3. Как называются социальные группы, различающиеся по величине дохода, уровню образования, профессии, характеру труда? Приведите примеры.

  4. Приведите конкретные примеры, доказывающие, что в современном обществе существуют социальные различия и социальное неравенство.

  5. Как решить проблему социального неравенства?

Отвечают на вопросы учителя

Примерные ответы:

  1. Социальное неравенство — социальные различия, при которых отдельные люди, социальные группы находятся на разных ступенях социальной «лестницы», обладают неравными возможностями удовлетворения своих жизненных потребностей.

  2. Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.

  3. Прирождённые и приобретённые качества человека (интеллект, способности, воля, трудолюбие, характер, темперамент и др.), образование, профессия, уровень материального достатка, участие (или не участие) в управлении государством определяют социальное положение (статус) человека в обществе, его принадлежность к тому или иному социальному классу (слою).

  4. Одни люди покупают машины, квартиры, дома, другие не могут удовлетворить элементарные физиологические потребности (не хватает денег даже на еду). Многие живут в кредит, залезают в долги.

  5. Основными принципами проведения социальной политики являются: защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен; обеспечение помощи самым бедным семьям; выдача помощи на случай безработицы; обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства. (Основные мероприятия государства: 1) Снизить налоги, некоторые вообще убрать. 2) Вычислять злобных неплательщиков налогов. 3) Снизить доходы и льготы членов правительства. 4) Привлекать иностранный капитал. 5) предоставлять бесплатное лечение. 6) обеспечить получение бесплатного образования.)


Развитие коммуникативных навыков. Воспроизведение усвоенных ранее знаний.

  1. Определение задач данного урока (путем перехода от предыдущая материла к новому-целеполагание, актуализация знаний, мотивация).

(5 мин)

Переходит к новой теме.

1) Ребята, давайте вспомним с какими сферами общественный жизни мы уже познакомились?


Верно! Сегодня мы познакомимся с еще одной сферой. Это духовная сфера общества. Запишите тему и план нашего урока в рабочую тетрадь (выводится на экран).

План:

1.Духовная сфера.

2.Что такое культура?

3. Из чего складывается духовная культура?

На нашем уроке, мы ответим на следующие вопросы: Что такое духовная сфера? Чем она отличается от других сфер? Что относится к духовным ценностям? Из чего складывается духовная культура? Что такое нравы? (вопросы выводятся на экран).

Отвечают на вопросы:

  1. С экономической, социальной и политической сферами.


Записывают тему и план в тетрадь


  1. Изучение нового материала

(25 мин)

I.Духовная сфера

  1. Дает определение «Духовная сфера»

Давайте запишем в тетради:

Духовная сфера-это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространение и усвоения всеми слоями общества.

  1. Посмотрите на определение. Как вы думаете, какое здесь ключевое слово?

  2. Верно! А что для вас является духовными ценностями? Какие у вас ценности?

Из ваших ответов, можно сделать, что ценности у всех разные.

  1. Давайте прочитаем фрагмент из Декларации прав культуры, разработанной филологом, искусствоведом Д.С. Лихачевым. (на парту раздается листок с текстом) Приложение 1.

После прочтения вам необходимо будет: (вопрос выводятся на экран)

Дать характеристику духовным ценностям.

Также запишите несколько духовных ценностей себе в тетрадь.


Обсуждают вопросы, учитель корректирует ответы учеников. Проверяет, что же записали ученики в тетради.




II. Что такое культура?

  1. Духовная сфера общества является важной частью культуры. Первоначально слова культура означало изменение природы в интересах человека, точнее, возделывание земли. Латинское слово cultura происходит от глагола colo, что означает «возделывать землю». Как вы думает, почему слово «культура» так переводится? С чем это связано?

  2. А как вы понимает термин «культура»? Как вы думаете, кого называют культурным человеком? Считаете ли вы себя культурным человека?


  1. Верно! Культурным человеком называли начитанного и утонченного в манерах.

Современные ученные под культурой понимают все достижения людей, все то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и и ценности).

Давайте запишем определение:

Культура-человеческая деятельность и ее результаты.

  1. Как вы думает человечеству нужна культура?

Верно. Культура необходима, потому что она объединяет все достижения человека и позволяет ему передавать достижения и знания другим поколениям, на основе следующие поколения придумывают что-то новое и так далее. Кроме того, культурное поведение позволяет человеку развиваться, узнавать много нового, учиться и проводить интересно время.


Культура – это сложная система, создававшаяся тысячами поколениями людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются друг от друга. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки.

Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

  1. Ученые делят культуру на материальную и духовную (нематериальную).

Давайте запишем табличку тетрадь.

Далее учитель комментирую, заполняет таблицу на доске. Приложение 2


III. Из чего складывается духовная культура?

  1. Давайте разберемся, из чего же складывается духовная сфера общества. Посмотрите пожалуйста на схему. Изучите ее.(схема выводится на экран) Приложение 3.

Комментирует схему:

Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова - это только высоконравственные духовные ценности и поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д. К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия.



  1. Сейчас вам необходимо разделится на 4 группы. Учитель сам делит учеников на группы и дает каждой группе свою задание.

Вам необходимо в каждой группе охарактеризовать сущность и роль составных частей духовной культуры.

  1. Задание для первой группы: используя материал п 2. §9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль искусства.

  2. Задание для первой группы: используя материал п 2. §9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль науки.

  3. Задание для первой группы: используя материал п 2. §9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль образования.

  4. Задание для первой группы: используя материал п 2. §9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль религии.


  1. Опрашивает группы и дает задание остальным фиксировать ответы других групп.

Еще раз проверяет то, что ученики записали и проговаривает ответы.






  1. Давайте, вспомним какие мировые религии существуют. Давайте запишем схему:


  1. Духовную культуру создаёт множество людей - поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук,

школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять

фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителей литература, музыка, живопись, театр, кино - мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения - они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.


  1. Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др. В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы. Как вы думает, ребята, что такое нравы?

  2. Давайте запишем определение в тетрадь:

Нравы-это общепринятые, высокочтимые особо оберегаемые обществом образцы поведения, которые можно считать правилами должного поведения.

Все ли вам понятно в этом определении?


Благородные нравственные поступки не требуют наград слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, Уважение к родителям и забота о них - одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.


17)Прочитайте на странице 76 перед последним абзацем в разделе «Умная мысль» изречение древнеримского поэта Публия Сира. («Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи»)

Давайте обсудим, как вы понимает данное выражение? Что оно означает? Актуально ли сегодня данное выражение?

Все верно!


Какое бы решение в своей жизни не принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или

моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

  1. Делают записи в тетради.

  2. Ответ: Духовные ценности.

  3. Отвечают на вопросы учителя

  4. Читают фрагмент, отвечают на вопросы, делают записи в тетради

Ответы: Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и тому подобное, но и явления, такие как традиции и навыки в области искус­ства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.














  1. Отвечают на вопросы учителя:

Примерные ответы:

Менять, переделывать общество.

Люди переделывали какие-либо вещи, создавали новое. А потом эти предметы становились элементами культуры.



  1. Отвечают на вопросы










  1. Записывают определение.






  1. Отвечают на вопрос.

Примерный ответ:

Да, кончено.



























  1. Записывают за учителем табличку в тетрадь.








  1. Изучают представленную схему.

















  1. Работают в группах.






  1. Отвечают по группам.

Фиксируют ответы одноклассников.

Примерные ответы:

1 группа: искусство отражает мир в художественных образах.

2 группа: наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и тд. Наука делает мир более понятным человеку.

3 группа: благодаря образованию знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты.

4 группа: религия-это представления, основанное на вере в существования Бога или богов. Религии содержат систему моральных принципов, представления о доброе и зле. Религии помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения любви и добра.


  1. Фиксируют схему в тетрадях.









  1. Слушают учителя.























15 ) Отвечают на вопрос учителя:

Обычаи, правила поведения.








16)Записывают определение.

Если есть вопросы, задают учителю.



















17)Читают высказывание.

Размышляют над вопросов и отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

Поступки и поведение человека говорят о нем больше, чем его слова. Актуально, поскольку людей судят за их поступки и действия, а не за их слова. Ведь именно поступки говорят о человеке, о том каких он нравов.

  • Выделяют ключевые слова.

  • Размышляют, высказывают свое мнение.

  • Самостоятельно работают с источником, умеют выделять главные аспекты.

  • Работают с понятиями.

  • Учатся читать схему, анализировать ее.

  • Развивают коммуникативные навыки.

  • Учатся работать в группе.

  • учатся ориентироваться в учебнике, ищут в нем ответы на вопросы.

  • Учатся фиксировать краткие тезисы, определения.

  1. Закрепление знаний (6 мин)

Наше занятие подходит к концу. Давайте проверим как вы поняли сегодняшнюю тему.

Учитель проводит фронтальный опрос. Выводит вопросы на экран

Вопросы для закрепления:

  1. Что же такое «духовная сфера»?

  2. Что относится к духовным ценностям?

  3. Объясните значение понятия «культура»

  4. Что такое «нравы».

  5. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.

  6. Из чего складывается духовная культура? Кто учувствует в ее создании?

  7. Какие нравы играют важную роль в нашей жизни?



Устно отвечают на вопросы учителя:

Примерные ответы учащихся:

  1. Духовная сфера — общества-это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

  2. К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле историй и предназначении человека и т.д.

  3. Культура-человеческая деятельность и ее результаты. Культура - сложная система, создававшаяся тысячами поколений

людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура — народа-это его образ жизни, его

одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое, В культуру входят и социально-

бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры

включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры,

ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

  1. Нравы обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы. Нравы поддерживаются в обществе путём моральных отношений или же, наоборот, представляют собой отступления от требований нравственности, присущих окружающему обществу. Нравы отражают моральные ценности общества.

  2. Материальная культура отличается от духовной объектами и

элементами. Объекты материальной культуры - орудия труда,

одежда, оружие, постройки и так далее. Объекты духовной культуры- моральные и религиозные принципы, легенды, эпосы, сказки, социальное устройство группы и так далее. Элементы материальной культуры - предметный мир, технологии, техническая культура. Элементы духовной культуры - идеальные формы, субъективная духовность, интегрирующие формы духовной культуры.

  1. Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и

нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и

библиотечного дела. В узком смысле слова

это только высоконравственные духовные ценности поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д. К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия.

  1. Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов

благодарности или правительственных орденов. Благодарностью

служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя,

укрепляет всё лучшее в нас. Высокоморальным считают человека честного, воспитанного,

почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

  • Умение применять полученные знания.

  • Воспроизведение знаний

  1. Обобщение и систематизация знаний (3 мин)

Давайте подведем итоги. Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.


Обращает внимание на схему и просит учеников прокомментировать ее.

Давайте посмотрим на слайд. Еще раз вспомним все сферы общества и охарактеризуем каждую. Приложение 4

Корректирует ответы учеников, дополняет их







Изучают схему, делают вывод по ней. Характеризуют сферы общественной жизни.




Коммуникативные навыки.

Умение обобщать, читать схему, делать выводы.

  1. Информация по домашнему заданию (1 мин)

Учитель объясняет дз:

  • Выучить параграф 9. Духовная сфера общества.

  • Выполнить задания из рубрики «Практикум» стр. 77 (задания 1-2).

Записывают дз, если есть вопросы, задают учителю.



Приложение 1.


Приложение 2

Материальная культура

Духовная (нематериальная) культура

Включает всё сознает человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковных здания, украшения и много другое.

Нематериальную культура образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и тд.

Это результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом.







Приложение 3

Приложение 4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!