СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Групповой проект во внеурочной деятельности учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://drive.google.com/open?id=0Bx7or1GC7PCETWdXSUplcmhOckE (ссылка для скачивания презентации и описания проекта)

Материал содержит статью "Групповой проект во внеурочной деятельности учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС" (выступление на городском педагогическом совете по теме "Эффективные формы и технологии организации образовательного процесса", 2016 г.), а также описание проекта, выполненное учащимися, и презентацию,использованную при защите проекта (в рамках школы).

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Групповой проект во внеурочной деятельности учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС"»

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом образовательная программа реализуется общеобразовательным учреждением через образовательную деятельность, которая включает внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, подразумевается такая образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность реализуется через дополнительные образовательные программы, расширяющие пределы основных образовательных программ в интересах обучающихся и направленные на достижение следующих целей:

-создание ситуации успеха для каждого учащегося;

-создание условий для активной деятельности каждого обучающегося (реализация деятельностного подхода в соответствии с ФГОС)

-формирование партнерских отношений между участниками деятельности;

-создание условий для осознания обучающимися своих интересов.

Данные цели я реализую через организацию образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности, интегрирующей два основных предметных направления: изобразительное искусство и технология.

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает организацию работы по разным направлениям, одним из которых является проектная деятельность, а метод проектов в свою очередь является эффективной педагогической технологией.

Проекты на сегодняшний день являются распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. В образовательном процессе проектный метод рассматривается как форма развивающего обучения. Метод позволяет организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает самостоятельность, активность обучающихся; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, развивает коммуникативность.

Для обучающихся проект – это возможность действовать самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и интересен и значим для самих обучающихся.

Для учителя метод проектов предоставляет возможности изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя: педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и координатора проекта; учащиеся являются активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Использование метода проектов во внеурочной деятельности особенно эффективно, так как именно в данной деятельности возможно увеличение времени их выполнения, расширение познавательных возможностей, можно изменять возрастной состав участников.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.

В данной работе я представляю опыт создания и реализации группового творческого проекта во внеурочной деятельности для учащихся пятого класса.

Программа 5 года изучения изобразительного искусства рассматривает декоративно-прикладное искусство, большое внимание уделяется изучению русского народного искусства, его традиций, культуры. В программе по технологии значительная часть времени уделяется способам обработки текстильных материалов. Проанализировав связи и возможности предметного содержания образования в 5 классе по изобразительному искусству и технологии, я пришла к выводу, что во внеурочной деятельности возможна интеграция данных учебных предметов в едином пространстве.

Проект начинается с интереса ученика. Поэтому темой проектной работы мы с обучающимися выбрали русскую народную тряпичную куклу. (Программой по изобразительному искусству и технологии в начальной школе предусмотрено знакомство обучающихся с традиционной народной игрушкой – глиняной, из волокнистых материалов. Тряпичная кукла в программе не рассматривается.) В процессе работы над проектом – сбор информационного материала - тема уточнилась «Русская народная кукла – хранитель традиций русской культуры». На уроках изобразительного искусства 5-классники приходят к выводу, что в народном искусстве все явления жизни находят отражение в мировоззрении, быте, культуре народа. В данной работе участники проекта должны определить, для чего использовалась русская народная кукла.

В 5-ом классе цель и задачи обучающиеся, как правило, формулируют совместно с учителем. Данный проект по способу деятельности – практико-ориентированный, поэтому целью работы должен быть конкретный практический результат, продукт, изделие; в данном случае – кукла, выполненная в народных традициях.

На этапе исследования обучающиеся узнали, что русские народные куклы выполняли разные функции, не только игровые. Традиционная народная кукла имела свои особенности изготовления в зависимости от местности; разные регионы имели своих традиционных кукол (например, валдайский «колокольчик»). Девочки были удивлены большим разнообразием традиционных народных кукол. Поэтому для реализации проекта каждый обучающийся выбрал для изучения особенности и технологию изготовления конкретной куклы.

Реализация проекта осуществлялась главным образом на занятиях, где каждый участник проекта представлял информацию о выбранной кукле, знакомил с технологией ее изготовления и вся группа учащихся делала данную куклу под руководством этого участника (мастер-класс). Таким образом, каждый учащийся выполнил все куклы, которые были определены как наиболее распространенные, традиционные. На одном занятии (2 часа) изготавливалась одна кукла. Роль учителя на данном этапе – консультативная (помощь в изучении технологии изготовления).

Также при реализации проекта в процессе подготовки каждого учащегося к мастер-классу возник ряд проблемных ???, поиск ответов на которые осуществляла вся группа участников проекта. Поиск ответов на данные ??? стал наиболее интересным этапом работы, необходимо было таким образом реализовать цель работы, чтобы все куклы соответствовали данной информации, не вступали в противоречие с ней.

Итогом проектной деятельности являются презентация и защита её финального продукта, устного выступления участников проекта на публичном его обсуждении. Этот этап часто наиболее сложный для обучающихся, так как предполагает публичное участие каждого участника. В данной работе каждая девочка представляла свою куклу, над которой она работа и освещала тот ?, информацию по которому изучала.

В завершение можно добавить, что презентация и защита проекта не являются его финальной частью. В рамках проекта было проведено внеурочное занятие для учащихся начальной школы по изготовлению народной куклы- «пеленашки», куклы- «мартинички» из волокнистых материалов, результаты проектной деятельности были продемонстрированы на родительском собрании, участвовали в общешкольной выставке детского творчества.


Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!