СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе как составляющая квалитологической компетентности педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме использования технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. В ней показана значимость квалитологической компетентности педагога начальной школы. Статья размещена в сборнике материалов РИНЦ. Представлена на  Всероссийской научно-практической конференции "Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития". (10.04.2018 г.)

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе как составляющая квалитологической компетентности педагога"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Набалова О.В., учитель начальных классов,

МБОУ СШ № 9, с.п. Мулино, Нижегородской области

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. В ней показана значимость квалитологической компетентности педагога начальной школы.

Ключевые слова: качество образования, квалитологическая компетентность, технология развития критического мышления


THE UST OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT AT THE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL AS A PART OF QUALITYCHECK COMPETENCE OF THE TEACHER

Nabalova O.V., primary school teacher,
  MBOU secondary school № 9, с.п. Mulino, Nizhny Novgorod region

Annotation. The article is devoted to the use of technology of critical thinking development at the lessons in elementary school. It shows the importance qualitycheck competence of the teacher of primary school.

Key words: quality of education, qualitycheck competence, technology of critical thinking development.


Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования на современном этапе. Под качеством образования принято понимать степень соответствия планируемых результатов образования предъявляемым ему требованиям, степень удовлетворения общества, в том числе родителей обучающихся, полученным результатом [1].

Повышение доступности качества образования – главная цель государственной образовательной политики сегодняшнего дня. На качество образования влияет большое количество факторов. Остановимся на двух из них: компетентность педагога и уровень реализуемых педагогических технологий.

Сегодня у педагога появилась новая функция профессиональной деятельности – управление качеством образовательного процесса, которая определяется как квалитологическая компетентность. Особенно важно сформировать эту функцию у учителя начальных классов, так как именно он должен развить позитивное отношение к учению в детском и родительском коллективах, заложить основу партнёрских отношений между родителями, педагогами и администрацией школы для дальнейшего сотрудничества в основной школе. Именно сотрудничество, по мнению многих специалистов Г.А. Цукерман, В.К. Дьяченко, М.И. Лисиной, Т.М. Сорокиной, Т.А. Руновой, И.И. Бондаревой и др., становится плодотворной основой для реализации основной цели российского образования - воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [5]. Сотрудничество образовательного учреждения с родителями и привлечение их к взаимодействию способствует пониманию того, что воспитание детей – это своего рода искусство, которое требует умения, а также большего желания его познать, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей [2; с. 4].

Обладая квалитологической компетентностью, педагоги смогут эффективно решать вопросы управления качеством образования учеников и правильно организовывать образовательное пространство.

С помощью каких же механизмов это сделать? Как проявить своё творчество, профессионализм, совершенствовать педагогическое мастерство?

Здесь учителю важно осознанно выбрать и эффективно реализовать определённые педагогические технологии, и чем выше сформирована квалитологическая компетентность педагога, тем легче это сделать. Ведь для этого необходимо владеть базовыми теоретическими понятиями, характеризующими сущность технологического подхода в образовании, так как по убеждению многих отечественных педагогов, «технология работы опосредуется свойствами личности». У разных учителей, применяющих одну и ту же педагогическую технологию, по словам Г.К. Селевко, «результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии». С другой стороны, «отсутствие жёсткой детерминации всех действий педагога в рамках той или иной технологии представляет возможность каждому учителю проявить свое творчество, профессионализм, совершенствовать педагогическое мастерство» [8; с. 265].

Мы рассмотрим технологию развития критического мышления (ТРКМ). Данная технология позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, не требует специального технического оснащения, при этом у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Может быть использована базовая модель, состоящая из трёх стадий, так и отдельные технологические приемы. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала и построение дальнейшего маршрута обучения. Он не может проводиться спонтанно, требует систематичности, регулярности, методической последовательности, правильного выбора контрольно-оценочных измерителей на всех этапах работы. Выбор приемов для каждой стадии учитель проводит с учётом возраста детей, особенностей учебного предмета, задач изучения конкретной темы и её содержания.

Данная технология используется на всех стадиях урока окружающего мира в 3 классе при изучении темы «Воздух и его свойства». При этом педагог может использовать различные педагогические приёмы. Так на стадии вызова применяется прием «покопаемся в памяти», когда дети перечисляют названия океанов. Далее создаётся проблемная ситуация, решая которую, дети приходят к выводу, что есть еще один океан – воздушный. С помощью органов чувств и своих знаний (некоторые учащиеся с опорой на схему), сначала самостоятельно, а потом в группе устанавливается и систематизируется вся имеющаяся у обучающихся информация о воздухе (приём «кластер»). Таким образом учащиеся формулируют тему урока и задачи, которые надо решить. Затем самостоятельно (далее в парах и группах) делается выбор при прогнозировании и выдвижении гипотез (используя таблицу). На стадии осмысления учащиеся работают в группах, проводят опыты, фиксируют результаты, заполняя исследовательский лист, доказывая или опровергая свои гипотезы, делятся полученной информацией с другими группами. Далее учащиеся также фиксируют свойство, которое встретилось при выполнении упражнений: «Ветер – это движение воздуха». Они делают вывод о том, что воздух движется. Часть опытов о движении тёплого и холодного воздуха демонстрирует учитель. Задача учащихся – занести результаты опыта в таблицу. Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, что «воздух поддерживает горение», учащиеся работают с информацией (прием «инсерт»). Затем учитель демонстрирует данный опыт и тем самым, еще раз подтверждает информацию, которую нашли ребята. Одна из гипотез подтверждается или опровергается при выполнении заданий в тетради на печатной основе. Далее, заполнив кластер, делается вывод по теме урока и выполняются различные практические упражнения, обсуждаются ситуации в группах. На стадии рефлексии при самостоятельном выполнении задания в тетради реализуется ситуация контроля за выполнением учебных действий. Затем следует взаимопроверка в группе (прием «вертушка») и как итог самооценка результатов деятельности каждого и всей группы.

Технология является надпредметной, поскольку может быть использована в различных предметных областях. В начальной школе она часто реализуется на уроках окружающего мира и литературного чтения. Интересно проходят уроки, материал которых тесно связан с постановкой и решением конкретных жизненных задач, при использовании данной технологии. В том числе и уроки ОРКСЭ, т.к. технология развития критического мышления ориентирована и на воспитание у ученика социальной ответственности. Но для каждого предмета используется свой набор технологических приемов.

ТРКМ в меньшей степени работает на таких уроках как математика и русский язык. Ее можно эффективно использовать на начальном и заключительном этапе урока, чего нельзя сказать о стадии осмысления. Нами был апробирован и активно применяется такой прием, как «последнее слово оставьте за мной» - способ организации работы с текстом на основе развития критического мышления. Этот прием дает учащимся возможность работать с информацией, анализировать, сравнивать, сопоставлять, но и самостоятельно ставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. А также аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других, что способствует развитию учащихся и формированию у них УУД.

Проиллюстрируем это описанием фрагмента урока русского языка в 3 классе по теме «Настоящее время глаголов». Учитель предлагает прочитать текст – сообщение, в котором собраны известные и неизвестные сведения по теме урока, выбрать самый важный, по мнению учащихся, отрывок, выписать его в тетрадь (подчеркнуть главные мысли прямо в тексте), а на другой стороне листа дать комментарий (возможны устные высказывания, без записи): какие мысли вызвал этот отрывок, почему это важно, можно ли подвергнуть это сомнению. Затем поочередно читаются выбранные отрывки, приглашаются учащиеся для анализа предложенного отрывка. Затем сам учащийся дает свой комментарий (за ним остается последнее слово). В ходе работы с информацией школьники определяют тему урока, ставят задачи, анализируют, сравнивают, сопоставляют известный и новый материал, проявляют инициативу, демонстрируют навыки сотрудничества в поиске и сборе информации; выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами, суммируют ранее полученные знания по теме в виде кластера, делают выводы. В течение урока добавляют новую информацию, осуществляют контроль, коррекцию, дают оценку действиям партнера.

Таким образом, технология развития критического мышления способствует достижению такого важного результата, как развитие ребёнка, как субъекта собственной деятельности. Она работает на перспективу и даёт значимые положительные результаты, которые связаны с успеваемостью обучающихся и влияют на качество обученности. ТРКМ – эффективный инструмент для формирования функционально грамотной личности, т.к. начальная школа закладывает основу способности к непрерывному и самостоятельному обучению, развивает необходимые ключевые компетентности, уровень сформированности которых зависит от компетентности педагога, от его умения выбирать, применять на уроке образовательные технологии и качественно управлять этим процессом.


Список литературы

  1. Бондарева И.И. Мониторинг как ресурс управления качеством образования в условиях реализации ФГОС. // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. НГПУ им. К.Минина. –Нижний Новгород. -2017. -С. 316-318.

  2. Бондарева И.И., Рунова Т.А. Учитель и родитель: психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства. // Методическое пособие. -Н.Новгород, ГБОУ ДПО НИРО. - 2015. -С.1-112.

  3. Деменева, Н.Н., Иванова, Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС / Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова // «АРКТИ». – М., 2015. С.130-151.

  4. Заир – Бек, С.И., Муштавинская, И.В. / Развитие критического мышления на уроке // С.И. Заир– Бек, И.В. Муштавинская // – М.: Просвещение, 2011. – С. 233.

  5. Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса // Школьные технологии. -М., Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий, 2014. -№5. -С.42-48.

  6. Сафонова, О.А. Квалитологическое образование будущего педагога / О.А. Сафонова // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2012. - № 28. С. 1038-1041.

  7. Сафонова, О.А., Регалова, Т.В. Развитие квалитологической компетентности учителя в условиях общеобразовательной школы / О.А. Сафонова, Т.В. Регалова // Нижегородское образование. – 2013. - № 2.

  8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, М., 1978. - С.265.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей