СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: данная статья посвящена вопросу применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"»


«Использование технологии проблемного обучения

на уроках русского языка и литературы»

Аннотация: данная статья посвящена вопросу применения технологии проблемного обучения на уроках литературы и русского языка ; в статье описан опыт работы автора по организации данной технологии.

Одним из способов повышения качества образования является использование технологии проблемного обучения.

«Проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания тяжести своей истории. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал», – утверждал исследователь в области проблемного обучения И.Я. Лернер.

Применять усвоенные знания и умения обучающиеся должны научиться творчески. Учитель же, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. 

           На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.

Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы имеет ряд несомненных преимуществ:

  • обучающиеся получают новую информацию в ходе решения теоретических и практических проблем;

  • повышается уровень активности и самостоятельности обучающихся в ходе решения теоретических и практических проблем;

  • повышенная активность обучающихся способствует развитию положительных мотивов учения;

  • обучающиеся достигают высоких и устойчивых результатов;

  • полученные знания в новых ситуациях применяются обучающимися

более творчески.

На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, с использованием приёма сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др.

С помощью заданий такого рода можно поставить учебную проблему перед изучением нового материала с целью пробуждения интереса у обучающихся или завершить таким заданием изучение произведения.

Выбор типа урока зависит от подготовленности класса, его умения работать в группах, способности к исследовательской деятельности.

В своей педагогической практике преподавания литературы  использую

технологию или элементы технологии проблемного обучения, когда проблема решается на уроке в ходе дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию. 

Проблемный вопрос– ведущий приём создания проблемной ситуации. Постановка вопросов проблемного характера имеет свои особенности. Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднения у обучающихся, и в то же время они должны быть посильными для самостоятельного нахождения ответа.

Главным признаком проблемного вопроса является пробуждение интереса у обучающихся. Ответы на подобные вопросы побуждают обучающихся приводить сравнения, обобщения, делать выводы, сопоставлять факты.

Примеры вопросов проблемного характера при изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:

1. Какие качества русского национального характера можно выделить в образе

Пугачева? Пугачев – злодей или народный герой? 

2. Какова смысловое значение эпиграфов и их роль в повести?

3. Пугачев– злодей или защитник?

4. Почему Швабрин не стал другом Гринева?

5. Почему Пушкин и назвал свою повесть «Капитанская дочка» именем Маши

Мироновой ?

6. Почему Пушкин, наделяя Пугачева героя чертами русского национального

характера: умом, сметливостью, широтой натуры, способностью совершать

благородные поступки, смелостью и отвагой, не идеализирует бунтовщика?

7. Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы государыня императрица не простила Петра Гринёва?

Примеры вопросов проблемного характера при изучении романа М.А.Шолохова «Поднятая целина»:

1. В первоначальном варианте роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» имел иное название – «С потом и кровью». Когда роман был переведён на польский язык, поляки дали книге своё название – «Стон и плач». Какое название для этого произведения выберешь ты?

2. Шолохов, создавая в романе действительность эпохи коллективизации, объективно оценивая события, показывает как положительные, так и отрицательные стороны изменений в обществе. Почему?

3. Для чего Шолохов показывает всю противоречивость, болезненность и во многом чрезмерную жестокость раскулачивания крестьян?

4. Можно ли сказать, что события, показанные в романе, были естественными и во многом неизбежными?

5. Как вы считаете, коллективизация – это великий поворот в жизни крестьянства? Или это зло, которое сопровождалось жестокой борьбой между земляками, людьми одной страны?

6. Было ли отношение людей к колхозам однозначным?

Примеры вопросов проблемного характера при изучении рассказа

В. Распутина «Женский разговор»:

1. Как вы понимаете смысл утверждения Св. Иоанна Златоуста: «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия»?

2. Как повлияло глубокое проникновение автора в народную жизнь, уважение к вековым традициям, обостренное внимание к нравственным проблемам, к судьбе родной земли и людей, живущих на этой земле, на написание рассказа?

3. Почему Распутин назвал свой рассказ «Женский разговор»?

4. Чем этот рассказ может заинтересовать современного читателя?

5. Какие противоречия можно найти в разговоре бабушки и внучки?

6. Как может сложиться жизнь главной героини рассказа Распутина «Женский разговор»?

Эффективно применение технологии проблемного обучения и на уроках русского языка.

На уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное» обучающиеся затрудняются в определении одушевленности и неодушевленности таких слов, как «мертвец», «кукла», «снеговик», «толпа», «человечество», «народ». Возникает проблемная ситуация.

Проблемная ситуация возникает при условии, если обучающиеся не могут объяснить новый факт в учебной ситуации, они понимают, что их знаний недостаточно для того, чтобы объяснить новый факт. Необходимо побудить обучающихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений.

Чтобы определить одушевленными или неодушевленными являются данные существительные, необходимо их просклонять.

У неодушевленных существительных совпадают Им. и Вин. падежи. У одушевленных существительных совпадают Род. и Вин. падежи. Например, у слова «кукла» во мн. ч. совпадает окончание в Р. п. и Вин. п. Значит, это слово–одушевленное существительное.

Ведущая роль в развитии творческого потенциала личности обучающегося принадлежит проблемному обучению. «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала», – писал Питер Клайн.

Применение технологии проблемного обучения способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения. Обучащиеся активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения.

Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, обучающиеся добиваются осознанного понимания изучаемого материала, у них формируются такие важнейшие качества знаний, как глубина, прочность и осознанность.

Обучащиеся овладевают навыками планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; учатся проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!