Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет?
Только у Валентина Катаева в «Цветике семицветике» в приключениях девочки Жени, в результате которых ей в руки попал волшебный цветок, можно загадать желание и оно осуществится!
В наше время, к сожалению, много таких Вить, Маш, Наташ, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень психофизического развития ребенка с ОВЗ, зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Формы обучения и воспитания детей с ОВЗ, для реализации инклюзии
Временное пребывание - на этапе адаптации и подготовки.
Частичное пребывание, посещение занятий в школе, которые доступны и соответствуют возможностям ребенка (то, что невозможно показать на дому: лабораторные работы, классные часы, тематические беседы с классом, коррекционно-развивающие занятия у специалистов: психолог, логопед, социальный педагог).
Ребенок обучается по индивидуальной программе,, разработанной всеми специалистами учебного процесса, согласованной с родителями)
Комбинированное пребывание - ребенок обучается в массовой школе по форме, которая наиболее соответствует его возможностям здоровья и дистанционное обучение.
Полное пребывание - осуществляется на более поздних этапах обучения ребенка с ОВЗ, когда коррекционно-развивающие занятия обучения и воспитания, лечение дали свои эффективные плоды.
Оставшиеся выделенные ребенку часы, он обучается в стенах школы с учителем по надомного обучению, либо на дому.
Необходимо
Проблема
Пути решения
Повысить уровень толерантности у всех участников образовательного процесса
Нетерпимость к детям с ОВЗ и их родителям со стороны всех участников образовательного процесса и общества в целом.
Работа психолога школы со всеми участниками образовательного процесса, до появления ребенка с ОВЗ в школе, на родительских собраниях, методических объединениях, педагогических советах.
Обучение детей с ОВЗ в массовых школах
Подготовить учителей массовых школ к детям с ОВЗ
Повышение квалификации
Учет образовательных потребностей детей с ОВЗ
Не созданы специальные условия, для реализации обучения
Создать условия за счет организации, привлечения спонсоров, депутатов местного и федерального значения, государство
Разработать и регулярно вносить коррективы АООП, для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально
Незрелость организационно-методической работы
Перенимать опыт у специалистов с коррекционных школ, организовать школьный ПМПК комбинат, в состав которого должны входить все участники педагогического процесса, включая родителей детей с ОВЗ.
Наличие медицинской помощи: массаж, ЛФК, физиотерапия.
У школы нет лицензии на данную деятельность
Принимать специалистов по договору, для каждого ребенка, в рамках осуществления АООП
Работа с родителями
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями зависит:
от благополучия его семейной ситуации,
от адекватного участия родителей
в правильности их воспитательных воздействий.
Проблемы семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ:
на начальном этапе ситуация расценивается, как жизненная катастрофа, возникают конфликты, уход отцов
нарушение психики в результате ?пережитого шока.
незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, ?перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу
психологическая дезадаптация родителей; кто виноват ?
материальные проблемы, ухудшается социальный статус семьи .
Задачи:
Привлечь родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе.
Оказать социально - педагогическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.
Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.
Исходя из задач, предусматриваются направления работы:
Социально-педагогическая диагностика условий развития детей
Социально-педагогическое и правовое просвещение родителей
Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний, воспитание в семье
Досуговая деятельность, включение родителей в деятельность учреждения профилактика семейного неблагополучия.
С семьёй ребёнка нужно создать маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ОВЗ.
Маршрут для ученика 1 класса Чурилова Д.
Общие сведения о ребёнке, характеристика, заключение ГПМПК.
Индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный план коррекционной работы.
Карта успешности по предметам, лист учебных достижений.
Мониторинг успеваемости по предметам.
Родительские собрания и их темы, индивидуальные формы работы с родителями, школа молодых родителей;
Мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм).
Родители наравне с педагогами нуждаются в обучении
Непрерывна, должна вестись работа по повышению толерантности.
Существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на детях с ОВЗ. Помогая сверстникам с ОВЗ участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, они становятся добрее и способны искренне заботиться и дружить. Ведь никто не застрахован от того, что завтра не станет сам инвалидом.
Современное образование претерпевает изменения, в связи с принятием ФГОСа с 1сентября 2016 года. Хорошо, что создаются условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. «Доступная среда» в сознание каждого! Дети должны учиться вместе!
Литература
Андреева М. Н. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида на разных возрастных этапах развития / М. Н. Андреева // Социальное обеспечение. - 2006.
Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии//Гуманитарный издательский центр Владос.-2004.Москва
Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/
Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями
Просмотр содержимого документа
«Статья «О ЗНАЧЕНИИ ИНКЛЮЗИИ, В СУДЬБЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОБЛЕМАХ И ПУТЯХ РЕШЕНИЯ»»
Е.В. Кружкова, учитель-логопед IКК
КОУ ВО «Школа-интернат №7» г. Воронежа
Эссе для всех участников педагогического процесса «О значении инклюзии, в судьбе ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проблемах и путях решения»
Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет?
Только у Валентина Катаева в «Цветике семицветике» в приключениях девочки Жени, в результате которых ей в руки попал волшебный цветок, можно загадать желание и оно осуществится!
В наше время, к сожалению, много таких Вить, Маш, Наташ, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень психофизического развития ребенка с ОВЗ, зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Формы обучения и воспитания детей с ОВЗ, для реализации инклюзии
Временное пребывание - на этапе адаптации и подготовки.
Частичное пребывание, посещение занятий в школе, которые доступны и соответствуют возможностям ребенка (то, что невозможно показать на дому: лабораторные работы, классные часы, тематические беседы с классом, коррекционно-развивающие занятия у специалистов: психолог, логопед, социальный педагог).
Ребенок обучается по индивидуальной программе,, разработанной всеми специалистами учебного процесса, согласованной с родителями)
Комбинированное пребывание - ребенок обучается в массовой школе по форме, которая наиболее соответствует его возможностям здоровья и дистанционное обучение.
Полное пребывание - осуществляется на более поздних этапах обучения ребенка с ОВЗ, когда коррекционно-развивающие занятия обучения и воспитания, лечение дали свои эффективные плоды.
Оставшиеся выделенные ребенку часы, он обучается в стенах школы с учителем по надомного обучению, либо на дому.
Необходимо
Проблема
Пути решения
Повысить уровень толерантности у всех участников образовательного процесса
Нетерпимость к детям с ОВЗ и их родителям со стороны всех участников образовательного процесса и общества в целом.
Работа психолога школы со всеми участниками образовательного процесса, до появления ребенка с ОВЗ в школе, на родительских собраниях, методических объединениях, педагогических советах.
Обучение детей с ОВЗ в массовых школах
Подготовить учителей массовых школ к детям с ОВЗ
Повышение квалификации
Учет образовательных потребностей детей с ОВЗ
Не созданы специальные условия, для реализации обучения
Создать условия за счет организации, привлечения спонсоров, депутатов местного и федерального значения, государство
Разработать и регулярно вносить коррективы АООП, для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально
Незрелость организационно-методической работы
Перенимать опыт у специалистов с коррекционных школ, организовать школьный ПМПК комбинат, в состав которого должны входить все участники педагогического процесса, включая родителей детей с ОВЗ.
Наличие медицинской помощи: массаж, ЛФК, физиотерапия.
У школы нет лицензии на данную деятельность
Принимать специалистов по договору, для каждого ребенка, в рамках осуществления АООП
Работа с родителями
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями зависит:
от благополучия его семейной ситуации,
от адекватного участия родителей
в правильности их воспитательных воздействий.
Проблемы семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ:
на начальном этапе ситуация расценивается, как жизненная катастрофа, возникают конфликты, уход отцов
нарушение психики в результате ᴨпережитого шока.
незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, ᴨперспектив развития ребёнка, страх за его судьбу
психологическая дезадаптация родителей; кто виноват ?
материальные проблемы, ухудшается социальный статус семьи .
Задачи:
Привлечь родителей к активному участию в учебно - воспитательном процессе.
Оказать социально - педагогическую поддержку семьям в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.
Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.
Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.
Исходя из задач, предусматриваются направления работы:
Социально-педагогическая диагностика условий развития детей
Социально-педагогическое и правовое просвещение родителей
Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний, воспитание в семье
Досуговая деятельность, включение родителей в деятельность учреждения профилактика семейного неблагополучия.
С семьёй ребёнка нужно создать маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ОВЗ.
Маршрут для ученика 1 класса Чурилова Д.
Общие сведения о ребёнке, характеристика, заключение ГПМПК.
Индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный план коррекционной работы.
Карта успешности по предметам, лист учебных достижений.
Мониторинг успеваемости по предметам.
Родительские собрания и их темы, индивидуальные формы работы с родителями, школа молодых родителей;
Мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм).
Родители наравне с педагогами нуждаются в обучении
Непрерывна, должна вестись работа по повышению толерантности.
Существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на детях с ОВЗ. Помогая сверстникам с ОВЗ участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, они становятся добрее и способны искренне заботиться и дружить. Ведь никто не застрахован от того, что завтра не станет сам инвалидом.
Современное образование претерпевает изменения, в связи с принятием ФГОСа с 1сентября 2016 года. Хорошо, что создаются условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. «Доступная среда» в сознание каждого! Дети должны учиться вместе!
Литература
Андреева М. Н. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида на разных возрастных этапах развития / М. Н. Андреева // Социальное обеспечение. - 2006.
Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии//Гуманитарный издательский центр Владос.-2004.Москва
Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/
Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями