СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Представление педагогического опыта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Представление своего педагогического опыта"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Представление педагогического опыта"»

Публичное   представление 

  учителя   начальных классов

педагогического   опыта

Арешкиной Татьяны Николаевны

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №8»

г. о. Саранск Республики Мордовия


Мне звезда упала на ладошку, и спросила я: «Откуда ты?»

«Указать хочу тебе дорожку, по которой вместе нам идти, -

А потом добавила, сверкая, словно колокольчик прозвенел,-

Не смотрите, что невелика я, я умею делать много дел…»


Каждый человек, который приходит в мир не случайность, каждый из нас как звездочка проходит свой путь, по своей траектории. Этот путь пролегает через формирование его личности, через становление его в профессии, закладывается духовное начало и умение общения с людьми.

Вся наша жизнь состоит из выбора: кем быть и как не ошибиться, следуя по жизненной траектории? Один по готовым размерам и образцу вытачивает «деталь» – свою жизнь, другой как астрономом, стремится открыть звёзду на своем жизненном небосклоне и стремится согреться ее светом. Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, директором сельской школы, мастером своего дела, умной, доброй, мудрой женщиной – Фадеевой Валентиной Михайловной. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям, стал моим маяком в выборе профессии. Она, как огромная, пылающая ярким огнем звезда, «горит» сама и «зажигает» других. На ее уроках деловая атмосфера, творческий поиск. Мы заворожено ожидали открытия новых знаний, проблемных ситуаций в учебной деятельности. Всегда доброжелательный взгляд, как теплый лучик солнца, подбадривал, согревал и настраивал: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!».Как мне хотелось быть похожей на нее…

Каждый день, придя на работу, я стою перед детьми, полная надежд и тревог, смотрю на своих учеников. Они посылают мне свой свет - свет чистой, маленькой детской души, смотрят на меня доверчивыми глазами. Мои дети, как маленькие звёздочки. Одни ярко горят – жаждут знаний, другие едва мерцают - тревожатся, переживают. Моя задача поддерживать этот свет: «зажечь» их так, чтобы все они ярко и уверенно сияли, даря окружающим свет, тепло, радость. Понимаю, что без доверия и поддержки детей у педагога не получится этого добиться. Л.В.Занков говорил, что никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учеником. И мне очень близка его позиция.

Решая проблемную ситуацию на уроке, я стараюсь выслушать мнения всех учеников. Они спорят, доказывают, фантазируют, вовлекают в обсуждение всё новых и новых участников. Никто не остаётся равнодушным, даже те, кто молча сидел и с интересом наблюдал за происходящим. И вот все суждения выслушаны, спор закончен. Мои дети замолкают и вопросительно смотрят на меня: «А как же будет правильно, Татьяна Николаевна?» Мы принимаем все версии и начинаем доказывать или отвергать каждую. Иногда для этого нужно проделать опыт, провести эксперимент, смоделировать ситуацию, сходить в библиотеку, чтобы посмотреть нужную литературу. Дети загораются и с интересом «докапываются» до сути. Не остаются безучастными и родители, ведь нередко приходится прибегать и к их помощи. Такие уроки требуют огромного количества времени, но они и запоминаются лучше, заставляют детей мыслить, творить, преобразовывать, развивают, учат общаться друг с другом. И я искренне радуюсь. Это мои дети! Они заискрились, засветились, смогли разрешить проблему, совершили свое «открытие», и  каждый внёс посильный вклад в понимание истины,  и продвинулся на одну ступеньку вперёд в познании, даже самый слабый.

Шаг за шагом, год за годом мы с интересом «открываем» друг друга. Мои маленькие «звёздочки» становятся умнее, сильнее, увереннее в себе. Уже свет и тепло своей души они дарят не только мне, но и друг другу. Они идут дальше, освещая окружающих своим тёплым, добрым сиянием. Ни одно школьное дело не проходит без участия моих детей. Быстроту ума, ловкость и находчивость мои дети демонстрируют на олимпиадах и соревнованиях. Помогает нам работа в волонтерском отряде. Помогая другим, мы учимся быть еще лучше и светлее. Я наблюдаю за каждым из них, искренне радуюсь, горжусь и переживаю, ведь в них есть частичка моей души, моего света.

Дети вырастают, и каждый из них загорается все ярче и ярче на жизненном небосклоне. Светите мои юные звёздочки, дарите радость людям и теплоту своих сердец. Идите дальше своего учителя. Я же остаюсь, чтобы продолжить свой путь: «…через тернии к звёздам!»


Педагогическая проблема

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах»


Цель :

  • Создание благоприятных условий для эффективной и быстрой адаптация школьников к учебной деятельности посредством повышение интереса к предмету «Математика» и включением учащихся в поисковую деятельность по предмету, позволяющую развивать младшего школьника, как субъект собственной деятельности.

Задачи :

  • Определить условия, стимулирующие познавательную активность учащихся.

  • Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала

  • Разработать конкретные методические приёмы, с помощью которых учитель может пробудить и развивать познавательную активность учащихся на уроках математики.

  • Показать на примере практического материала возможность достижения познавательной активности на уроках математики.

  • Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

Актуальность этой проблемы очевидна, так как приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. А следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы.

Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

  • проблемное изложение материала

  • комментированные упражнения

  • самостоятельная работа учащихся

  • творческая работа детей,

  • формирование стимулов к учению.

Но можно выделить и другие способы активизации:

  • игровые методы

  • моделирование

  • занимательность

  • проведение нетрадиционных уроков.

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

  • неустойчивое внимание

  • преобладание наглядно-действенного мышления

  • повышенная двигательная активность

  • стремление к игровой деятельности

  • разнообразие познавательных интересов.

Все это требует творческого подхода к работе учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками

и творцами урока»
Ш.А. Амонашвили

Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой.




Теоретическая база опыта. Технология опыта.

На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

  • игры типа: «Кто первым получит 10»;

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.

Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.

Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.

Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».

Игра «Решето»

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.

  1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

  2. Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

  3. Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?

  4. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.

Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными. Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока я использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность.

Детям нравятся нетрадиционные уроки. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока.

На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности.

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-­аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета...

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.

Урок-путешествие.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.

Мною были проведены урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10»

(по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)

Урок-сказка.

Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).

В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.

Мною проведен урок-сказка в 3 классе по теме: «Решение задач»

Урок-игра.

Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.

Коллегам понравился мой урок-игра во 2 классе «Ключи от форта Байяр» по теме: «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20»;

урок-лабиринт в 3 классе по теме: «Внетабличное умножение и деление.»;

Мною был проведён интегрированный урок (математика + информатика) в 3 классе по теме: «Внетабличное умножение и деление. Истинные и ложные высказывания»;

Здоровье сберегающие технологии.

Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:

Арифметический диктант

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)

До пяти мы все считаем,

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)

Наклонитесь столько раз,

Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)

Мы теперь — канатоходцы,

Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ну, а если силы взвесить,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Хорошо мы посчитали

И нисколько не устали,

Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)

И легко, легко подышим. Руки расслабленно опустить вниз (выдох).

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)

И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)

А теперь могу считать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)

Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф.

Базарного: физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками.

Задания:

  • найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки;

  • сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых;

  • найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.


Использование ИКТ.

Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание уч-ся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля , при проведении физкультминуток.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  • для объявления темы урока;

  • при объяснении учителем нового материала;

  • как информационно – обучающее пособие;

  • для контроля знаний.

Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.


Анализ результативности


Положительным результатом проведенной работы стало повышение мотивации к предмету математика. Повысился процент качества знаний.


Год

Предмет

Качество знаний

Уровень обученности

2014-2015


Математика



53%


55%

100%


100%

2015-2016



На протяжении двух лет я проводила у себя в классе кружок «Юные знатоки», что способствовало развитию математических знаний. Учащиеся активно принимали участие в занятиях, пропагандировали игровую форму работы, способствовали тем самым вовлечению слабых учащихся в «марафон математических знаний». Так же, хочу отметить, что дети находили в сети интернет математические сайты, работающие в виде игры, участвовали активно в олимпиадах. Неоднократно самостоятельно составляли списки заданий для обмена опытом.

Кроме того, в 2015-2016 учебном году мы работали во внеурочное время по тетрадям «Юные умницы и умники».


Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002.

2. А.Гин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Вита-пресс. Москва 2002г.

3. А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Москва. Владос. 2000 г.

4. И. П. Подласый Педагогика. Новый курс: учебник для вузов в 2 кн./ И.П. Подласов. – М.: Владос. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. – 2001.



































Приложение

Конспект урока для 4 класса по математике по теме:

«Письменное деление многозначных чисел на однозначное число».

Класс: 4

Тема урока: «Письменное деление многозначных чисел на однозначное число».


Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний


Предмет: математика


Автор учебника: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014 год.


Цель: познакомить с письменным приёмом деления многозначного числа на однозначное число.


УУД:

Познавательные

подвести детей к самостоятельному формулированию темы урока, алгоритма письменного деления многозначных чисел на однозначное число; развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память.

Регулятивные

развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала;

намечать цель работы и конкретного задания, работать по алгоритму, оценивать результат своих действий.

Коммуникативные

доносить свою позицию до других, договариваться с одноклассниками, согласуя свои интересы и взгляды, делать выводы сообща.

Личностные

формировать познавательный интерес к математике;

воспитание чувства товарищества.



Методы: частично-поисковый, постановка проблемы, репродуктивный.


Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная, дифференцированная.

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор

  • экран,

  • презентация,

  • карточки для групповых заданий,

  • учебник,

  • тетрадь.

Этапы урока

1. Оргмомент. 1 мин.

2. Мотивация. 3 мин.

3. Актуализация знаний. 5 мин.

4. Выявление места и причины затруднения. 4 мин.

5. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. 6 мин.

6. Физкультминутка. 2 мин.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 6 мин.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7 мин.

9. Физкультминутка. 2 мин.

10. Включение в систему знаний и повторение. 7 мин.

11. Рефлексия учебной деятельности. 2 мин.


Содержание урока


Этап урока

Деятельность учителя и обучающегося.

Формируемые УУД.

1.

Оргмомент.

Проверить подготовку детей к уроку.

Ребята, записываем число, классная работа.

Регулятивные УУД.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.

Мотивация.

Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Сегодня каждый из вас побывает в роли открывателя, так как у нас урок открытия новых знаний.

Давайте составим план урока.

1. Постановка темы и задач урока.

2. Выявление и решение проблемы.

3. Закрепление.

4. Самостоятельная работа.

5. Домашнее задание.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Развитие мотивационного компонента.




Регулятивные УУД: планирование деятельности.







Формирование познавательного интереса к математике.


3.

Актуализация знаний.


Фокус:

Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.


Устный счёт: (примеры на экране).

1 : 1 + 0 : 428 +428 : 1

2098 . 0 + 1 . (207 + 0 : 4267 ) + 422 :1

930 – 4 . (25 – 0 ) – 732 :732

(429, 629, 829)

Какие свойства деления здесь использовали? (0:а=0, а:1=а, а:а=1)

Как называются компоненты действия деления? (делимое, делитель, частное)

Что интересного заметили в ряду записанных чисел? Установите закономерность и продолжите ряд на три числа.(1029, 1229, 1429)

Одновременно с устным счётом 4 ученика выполняют на листочках самостоятельную работу. (1 вариант: 18329+8734, 43062-24128, 4335*2; (27063, 18934, 8670) (2 вариант: 17517+9546, 50687-31753, 1734*5). Взаимопроверка (примеры разные – ответы одинаковые).

Всё, что мы повторили, нам пригодится на уроке.

Познавательные логические УУД: сравнение, анализ, обобщение.






Коммуникативные УУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.




Самостоятельная работа.



Познавательные общеучебные УУД.


Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.

Личностные УУД.

4.

Выявление места и причины затруднения.

(На экране примеры: 852:3, 7854:7, 768:8, 915:3)

Что объединяет эти числовые выражения? (Это числовые выражения на действие деление, делитель - однозначное число)

Как вы думаете, какое числовое выражение лишнее и почему? (Второе выражение лишнее, потому что делимое – многозначное число).

Какие числовые выражения мы ещё не умеем решать?

Какова тема урока?

Задачи?



Коммуникативные УУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.


Познавательные УУД – постановка проблемы.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.





Постановка темы урока. Формирование компонента УД (познавательная мотивация).

5.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Давайте вспомним, как делить трёхзначное число на однозначное.

852:3 (один ученик у доски подробно объясняет решение данного выражения).

На экране - алгоритм деления.

Выделяем неполное делимое. Определяем количество цифр в частном.
Делением находим цифру частного.
Умножаем, узнаем, сколько разделили.
Вычитаем, находим остаток.
Остаток сравниваем с делителем.

Попробуйте сами решить выражение: 7854:7 (дети работают в паре).








Проверка: один ученик на доске решает.


Познавательные общеучебные УУД.








Регулятивные УУД: планирование.









Познавательные УУД – решение проблемы.

Коммуникативные УУД. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД.

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Регулятивные УУД.

6.

Физкультминутка.

(Дежурные проводят физкультминутку).

Арифметический диктант

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).



Охрана здоровья детей.

Личностные УУД.



7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Работа с доской: 8596:4, 7287:3, 7158:3 (с подробным объяснением). (по алгоритму)





Регулятивные УУД.

Познавательные общеучебные УУД.


Регулятивные УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельна работа.

Стр. 82 № 372.

( ученики у доски решают примеры).

(Ответы: 1587, 2144, 1397)




Самостоятельная работа.

Познавательные общеучебные УУД.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.

9.

Физкультминутка.

Для глаз

Охрана здоровья детей.


10.

Включение в систему знаний и повторение.

стр. 78 № 344.

Прочитайте задачу.

О чём говорится в задаче?

Что известно о пшенице?

Что известно о ячмене?

Какой вопрос задачи?


Составьте краткую запись.

Составьте план решения задачи.

Решите задачу.

1) 42*10=420 (ц) – пшеницы отправили на мельницу.

2) 420:3=140 (ц) – ячменя отправили на мельницу.

3) 420-140=280 (ц) – пшеницы отправили больше, чем ячменя.

Ответ: на 280 ц пшеницы отправили больше, чем ячменя.

(Дифференциация по степени помощи).

Измените вопрос задачи так, чтобы последнее действие было сложение.

Измените условие задачи так, чтобы второе действие было умножение, вычитание, сложение.


Урок приближается к концу. Давайте подведём итоги.


Коммуникативные УУД.

Познавательные общеучебные УУД.

Регулятивные УУД.



Познавательные общеучебные УУД.

Регулятивные УУД: планирование.



Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль.





Дифференцированная работа (по степени помощи).


Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль.


Соотносить выполненное задание с образцом.


Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.

11.

Рефлексия учебной деятельности.

Вернитесь к плану урока: что мы выполнили, что не успели?

Что нового вы узнали на уроке?

Что было сложно на уроке?

Как вы думаете, какие задачи мы будем решать на следующих уроках?



Инструктаж д/з.

Д/з. стр. 82 № 373, 375.

Посмотрите на задание, всё ли понятно?



Регулятивные УУД.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; планирование.




Инструктаж к домашнему заданию.

Дифференциация по степени помощи. Задание на дом является логическим продолжением урока,

Приучает детей работать с книгой самостоятельно, глубже понять изучаемый материал.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!