СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дистанционная организация логопедической работы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

О том, как эффективно использовать дистанционное консультирование.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дистанционная организация логопедической работы"»

Дистанционная организация логопедической работы

в Службе по устройству детей в семью


Большое количество людей обращаются к специалистам службы за помощью разного рода для получения жизненно важных консультаций: психолога, соцпедагога, логопеда. Благодаря новым технологиям можно проконсультироваться по любому интересующему вопросу дистанционно. Все специалисты службы на данный момент успешно выполняют свои профессиональные задачи, используя возможности интернета. Я подробней остановлюсь на вопросах дистанционного сопровождения как логопед.

Дистанционное, или удаленное, логопедическое консультирование  — это метод коррекционной работы с использованием современных средств связи и новых информационных технологий. Такая форма взаимодействия с ребенком и его родителями необходима в связи с новыми реалиями для обеспечения непрерывной и системной коррекционной работы.

Как же коррекционному педагогу эффективно использовать дистанционное консультирование?



1. ОЦЕНИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ. Убедиться, что и мы, и родители наших подопечных имеют техническую возможность перейти на дистанционные занятия — должно быть необходимое оборудование (компьютер или планшет), программное обеспечение (программы Skype или Zoom), принтер и, самое главное, - выход в интернет. В случае, если такой технической возможности у семьи нет, можно провести консультирование, используя приложения WhatsAPP или VIBER.

2. ДАЁМ СЕБЕ ВРЕМЯ НА ПЕРЕСТРОЙКУ. Как оказалось, удаленное консультирование отличается от очных занятий в логопедическом кабинете. Мы постарались посмотреть на это не как на проблему, а как на новый опыт, своего рода эксперимент. Конечно, сначала что-то шло не так, что-то не получалось. Но пришлось адаптироваться и перестроить коррекционный процесс по-новому. 

3. ОПРЕДЕЛИЛИ ЦЕЛИ. Здесь мы постарались ответить на множество вопросов: Чего мы хотим от дистанционного консультирования? С какими категориями детей и с какими нарушениями развития можно и нужно заниматься дистанционно? Как будем осуществлять взаимодействие с родителями? Родители могут сами на какое-то время выступать в качестве учителя, помогая нам дистанционно взаимодействовать с ребенком, или мы будем просто консультировать родителей, а заниматься они будут самостоятельно, присылая нам видеоотчеты. Таким образом, выстроили свою работу, исходя из целей и задач, которые стоят перед нами. Меняем подходы, инструменты и приемы, если видим, что они не работают.

4. АДАПТИРУЕМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОД ВОЗРАСТ И ДИАГНОЗ РЕБЕНКА. Для начала сводим к минимуму изучение нового методического материала и сосредотачиваемся на адаптации своих методических приемов к новым условиям работы. Если я все-таки решила объяснить ребенку новую тему, то приходится заранее подготовить наглядный материал, выбрать доступный и комфортный для меня и ребенка формат показа его во время занятия. Например, можно показать короткое видео, презентацию или игру. Нужно учесть, что при работе дистанционно особенно важно иметь в запасе достаточное количество заданий, чтобы иметь возможность их менять, удерживая, таким образом, внимание ребенка во время занятия. Необходимо продумать роль родителей в этом занятии. Обязательно записываем занятие на видео с экрана, чтобы мы могли позже пересмотреть видео и проанализировать свои ошибки. 

5. ПОДКРЕПЛЯЕМ ЗАНЯТИЕ ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ. Проверяем, как ребенок усваивает материал и динамику его движения. Желательно предлагать родителям выполнять домашнее задание с ребенком, чтобы иметь возможность закрепить результаты. Периодически организовываем консультационные видеоконференции с родителями ребенка, на которых разбираем успехи и трудности в овладении материалом. Это позволяет определить, как работают наши рекомендации и инструменты, чтобы скорректировать их в процессе обучения.

6. ОПРЕДЕЛЯЕМ ВРЕМЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Выбираем время для проведения дистанционных занятий и согласуем его с родителями ребенка. Лучше заниматься в первой половине дня. Рассказываем детям и родителям, что занятия будут проходить в такие-то дни, в обозначенные часы. Так мы сможем планировать свое расписание, а дети и их родители — свое. 

7. ЗАЛОГ УСПЕХА ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ – много наглядности, положительный эмоциональный настрой ребенка и смена видов деятельности! Одно из условий эффективной удаленной коррекционной работы — это частая смена видов деятельности и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Поэтому, продумываем занятие заранее - из каких частей оно будет состоять. Не забываем менять формы деятельности ребенка – чередуем спокойные виды деятельности физкультминутками, заданиями на тренировку внимания, памяти, развития воображения.

8. НЕ ЗАБЫВАЕМ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Обратная связь позволяет контролировать процесс коррекционной работы и эмоциональное состояние и включенность ребенка. По возможности, организуем еженедельную встречу с родителями в режиме видеоконференции. Для этого необходимо заранее сообщить время, формат и тематику общения. Обсуждаем, с какими трудностями они сталкиваются, что ребенку нравится больше всего. Обсуждаем организационные вопросы и эффективность выполнения домашних заданий.

9. СОЗДАЁМ ЧЕТКИЕ ИНСТРУКЦИИ. Дело в том, что переход на удаленное обучение  неизбежно вызывает у родителей много вопросов. Поэтому, создаем подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить консультация, где искать домашнее задание, куда мы будем высылать видео и другие учебные материалы, когда проходят консультации (по Skype). Возможно даже организовать с родителями ребенка общий чат. Родителям станет спокойнее, а нам не придется тратить время на объяснения одних и тех же вещей по многу раз.

В заключении хотелось бы отметить, что на самом деле дистанционное занятие провести очень сложно, особенно, если это ребенок, который не говорит, если ребенок с проблемным поведением… Но, важно не прерывать занятия, чтобы не потерять уже имеющиеся навыки.





Можно отметить и преимущества таких занятий для замещающих семей:

  1. Благодаря дистанционным технологиям, можно заниматься с детьми не только во время карантина, но и из-за длительного перерыва (по болезни). Это же относится и к летнему периоду, когда родители с детьми выезжают в отпуск за пределы постоянного место проживания, а нам необходимо, чтобы ребенок не потерял сформированные навыки и умения.

  2. Это комфортно. Общение проходит в комфортной для ребенка обстановке и в удобное время. Это позволяет ему чувствовать себя непринужденно, что очень положительно сказывается на результатах.

  3. Это экономит время. Не придется тратить массу времени на проезд, стояние на остановке и прочее.

Вот таким образом мы организуем процесс сопровождения.

Фрагмент такого дистанционного занятия по автоматизации звука смотрите в видеоролике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!