Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и школе.
Воспитатель ГБОУ СОШ № 603 г. Санкт-Петербурга
Ивлеева Наталья Петровна
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество, бесстрашие,
чувство заботы и сострадания,
радости и восхищения
сознание жизни, смерти и бессмертия…
А. Амонашвили
Что такое семья? В православии ее часто именуют Церковью, только не большой, а маленькой, но тоже – Церковью. Семья – это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Так как же должны все они жить, как строить отношения, чтобы быть счастливыми? Ведь семья – это в первую очередь школа любви. Учиться любить здесь могут все. Но не всегда удается любить и быть ответственным за того, кого видишь каждый день. Испокон времен звучит проблема «отцов и детей». Но такая ли уж это большая и болезненная проблема, если каждый член семьи будет чуток, внимателен и терпим друг к другу.
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Именно в это время родители задают друг другу вопрос: что делать? Как быть? Где мы не доглядели? Что упустили?
Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И.Осипова спросили, с какого возраста начинать воспитывать ребенка? «А с какого возраста начинают развращать?» - ответил он. А развращать начинают, когда он находится еще в утробе матери, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о его будущем, а это уже влияет на его душу. Святые отцы советуют матери в это время часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых тайн, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. Ведь дети начинают свою жизнь с материнской утробы - следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить,не организовать, то мир сам начнет воспитание младенца - но уже по своим законам.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.
Всегда надо помнить- человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки .
Семена добра надо сеять с раннего, дошкольного возраста. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Константин Ушинский говорил: "Детским чувством, точно также , как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его, а подавая свой пример".
Важнейшей направленностью своей деятельности, как классного руководителя, я считаю воспитание и развитие ребенка не только в школе, а, в первую очередь, в семье. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Каждый раз,начиная работу в первом классе, я ставлю перед собой следующие задачи:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;( «День откр.дверей»,
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей (экскурсии, целевые прогулки по городу; посещение городской баблиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества; спортивные соревнования "Мама, папа и я - дружная семья"; внеклассные мероприятия и праздники" Мой папа- самый лучший", " Поздравляем наших мам"; тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), выполнение совместных работ детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Формы работы с родителями могут быть разнообразными:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Каждое родительское собрание в моем классе имеет свое воспитательное значение. "Законы жизни семьи. Законы жизни класса", " Семейные традиции", " Помним свое прошлое" - вот некоторые из тем родительских собраний, на которых я стараюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
-Уважаемые родители! Перед вами формула с зашифрованными законами воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.
Законы семьи ---------- + ---------- + ---------- + -----------
ед. треб. зн. похв. тр. уч. разд.благ
Проанализируйте зашифрованную формулу.
1 закон. Закон единства требований отца и матери.
2 закон . Закон значимости похвалы ребенка.
3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Нередко первым трудовым навыкам дети учатся у пожилых людей, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки и дедушки много интересного могут рассказать о прошлом, многому полезному научить. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Ученики нашего класса с удовольствием принимают участие в праздновании таких мероприятий, как День пожилого человека, День Победы. Они изготавливают поздравительные открытки, выступают на концертах для ветеранов войны. Ученики нашей школы постоянно поддерживают связь с жителями блокадного Ленинграда, приглашают их на школьные встречи, делают для них поделки.
Хорошо бы возродить в каждой семье семейные чтения. Нравоучительны совместно прочитанные рассказы таких писателей, как Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». В тишине рядом с мамой или бабушкой рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.
Как никогда сейчас необходимо возродить религиозное воспитание детей. Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.Благоприятными моментами, приобщающими юную душу к религиозной жизни являются: встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (Церкви,монастырей, святых мест),влияние художественной литературы, чтение религиозных книг,слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно растут. Бывают случаи, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки. Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса
№
|
Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
|
Внешкольная деятельность
|
Семейная деятельность
|
1.
|
Экология.
Тема « Земля – планета круглая».
Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете.
|
Классный час.
Тема: «Культура мира. Человек среди людей»
Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру.
|
Экскурсия на природу.
Цель: развитие ценностного отношения к природе.
|
Экскурсия на природу.
Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
|
2.
|
Литературное чтение.
Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек»
Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность).
|
Классный час.
Тема: «Я отвечаю за свои поступки».
Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников.
|
Акция «Твой далёкий друг».
Цель: участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома).
|
Родительское собрание.
Тема: «Взаимоотношения в семье».
Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
|
3.
|
Литературное чтение.
Тема: Е .Пермяк «Смородинка»
Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека).
|
Классный час.
Тема: « О лени и лентяях»
Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.
|
Операция «Забота».
Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку.
|
Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам.
|
4.
|
Литературное чтение.
Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики».
Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра.
|
Тема: « Дорогами сказок»
Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок.
|
Экскурсия в городскуюбиблиотеку.
|
Родительское собрание - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья.
Цель: Содействовать формированию духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей.
|
5.
|
Русский язык
Тема: Текст – повествование.
Цель: создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи»
|
Классный час.
Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный»
Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа.
|
|
Конкурс семейных пасхальных рецептов.
|
6.
|
Изобразительное искусство.
Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая».
Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения.
|
Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне.
Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну.
|
Посещение ветерана ВОВ
Участие в концерте для ветеранов ВОВ
|
Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ.
|
Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и школе.
Воспитатель ГБОУ СОШ № 603 г. Санкт-Петербурга
Ивлеева Наталья Петровна
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество, бесстрашие,
чувство заботы и сострадания,
радости и восхищения
сознание жизни, смерти и бессмертия…
А. Амонашвили
Что такое семья? В православии ее часто именуют Церковью, только не большой, а маленькой, но тоже – Церковью. Семья – это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Так как же должны все они жить, как строить отношения, чтобы быть счастливыми? Ведь семья – это в первую очередь школа любви. Учиться любить здесь могут все. Но не всегда удается любить и быть ответственным за того, кого видишь каждый день. Испокон времен звучит проблема «отцов и детей». Но такая ли уж это большая и болезненная проблема, если каждый член семьи будет чуток, внимателен и терпим друг к другу.
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Именно в это время родители задают друг другу вопрос: что делать? Как быть? Где мы не доглядели? Что упустили?
Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И.Осипова спросили, с какого возраста начинать воспитывать ребенка? «А с какого возраста начинают развращать?» - ответил он. А развращать начинают, когда он находится еще в утробе матери, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о его будущем, а это уже влияет на его душу. Святые отцы советуют матери в это время часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых тайн, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. Ведь дети начинают свою жизнь с материнской утробы - следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить,не организовать, то мир сам начнет воспитание младенца - но уже по своим законам.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.
Всегда надо помнить- человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки .
Семена добра надо сеять с раннего, дошкольного возраста. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Константин Ушинский говорил: "Детским чувством, точно также , как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его, а подавая свой пример".
Важнейшей направленностью своей деятельности, как классного руководителя, я считаю воспитание и развитие ребенка не только в школе, а, в первую очередь, в семье. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Каждый раз,начиная работу в первом классе, я ставлю перед собой следующие задачи:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;( «День откр.дверей»,
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей (экскурсии, целевые прогулки по городу; посещение городской баблиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества; спортивные соревнования "Мама, папа и я - дружная семья"; внеклассные мероприятия и праздники" Мой папа- самый лучший", " Поздравляем наших мам"; тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), выполнение совместных работ детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Формы работы с родителями могут быть разнообразными:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Каждое родительское собрание в моем классе имеет свое воспитательное значение. "Законы жизни семьи. Законы жизни класса", " Семейные традиции", " Помним свое прошлое" - вот некоторые из тем родительских собраний, на которых я стараюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
-Уважаемые родители! Перед вами формула с зашифрованными законами воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.
Законы семьи ---------- + ---------- + ---------- + -----------
ед. треб. зн. похв. тр. уч. разд.благ
Проанализируйте зашифрованную формулу.
1 закон. Закон единства требований отца и матери.
2 закон . Закон значимости похвалы ребенка.
3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Нередко первым трудовым навыкам дети учатся у пожилых людей, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки и дедушки много интересного могут рассказать о прошлом, многому полезному научить. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Ученики нашего класса с удовольствием принимают участие в праздновании таких мероприятий, как День пожилого человека, День Победы. Они изготавливают поздравительные открытки, выступают на концертах для ветеранов войны. Ученики нашей школы постоянно поддерживают связь с жителями блокадного Ленинграда, приглашают их на школьные встречи, делают для них поделки.
Хорошо бы возродить в каждой семье семейные чтения. Нравоучительны совместно прочитанные рассказы таких писателей, как Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». В тишине рядом с мамой или бабушкой рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.
Как никогда сейчас необходимо возродить религиозное воспитание детей. Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.Благоприятными моментами, приобщающими юную душу к религиозной жизни являются: встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (Церкви,монастырей, святых мест),влияние художественной литературы, чтение религиозных книг,слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно растут. Бывают случаи, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки. Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса
№
|
Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
|
Внешкольная деятельность
|
Семейная деятельность
|
1.
|
Экология.
Тема « Земля – планета круглая».
Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете.
|
Классный час.
Тема: «Культура мира. Человек среди людей»
Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру.
|
Экскурсия на природу.
Цель: развитие ценностного отношения к природе.
|
Экскурсия на природу.
Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
|
2.
|
Литературное чтение.
Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек»
Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность).
|
Классный час.
Тема: «Я отвечаю за свои поступки».
Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников.
|
Акция «Твой далёкий друг».
Цель: участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома).
|
Родительское собрание.
Тема: «Взаимоотношения в семье».
Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
|
3.
|
Литературное чтение.
Тема: Е .Пермяк «Смородинка»
Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека).
|
Классный час.
Тема: « О лени и лентяях»
Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.
|
Операция «Забота».
Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку.
|
Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам.
|
4.
|
Литературное чтение.
Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики».
Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра.
|
Тема: « Дорогами сказок»
Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок.
|
Экскурсия в городскуюбиблиотеку.
|
Родительское собрание - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья.
Цель: Содействовать формированию духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей.
|
5.
|
Русский язык
Тема: Текст – повествование.
Цель: создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи»
|
Классный час.
Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный»
Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа.
|
|
Конкурс семейных пасхальных рецептов.
|
6.
|
Изобразительное искусство.
Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая».
Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения.
|
Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне.
Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну.
|
Посещение ветерана ВОВ
Участие в концерте для ветеранов ВОВ
|
Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ.
|
Просмотр содержимого документа
«Статья " Духовно - нравственное воспитание в семье"»
Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и школе.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 603 г. Санкт-Петербурга
Ивлеева Наталья Петровна
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество, бесстрашие,
чувство заботы и сострадания,
радости и восхищения
сознание жизни, смерти и бессмертия…
А. Амонашвили
Что такое семья? В православии ее часто именуют Церковью, только не большой, а маленькой, но тоже – Церковью. Семья – это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Так как же должны все они жить, как строить отношения, чтобы быть счастливыми? Ведь семья – это в первую очередь школа любви. Учиться любить здесь могут все. Но не всегда удается любить и быть ответственным за того, кого видишь каждый день. Испокон времен звучит проблема «отцов и детей». Но такая ли уж это большая и болезненная проблема, если каждый член семьи будет чуток, внимателен и терпим друг к другу.
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Именно в это время родители задают друг другу вопрос: что делать? Как быть? Где мы не доглядели? Что упустили?
Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И.Осипова спросили, с какого возраста начинать воспитывать ребенка? «А с какого возраста начинают развращать?» - ответил он. А развращать начинают, когда он находится еще в утробе матери, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о его будущем, а это уже влияет на его душу. Святые отцы советуют матери в это время часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых тайн, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. Ведь дети начинают свою жизнь с материнской утробы - следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить,не организовать, то мир сам начнет воспитание младенца - но уже по своим законам.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.
Всегда надо помнить- человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки .
Семена добра надо сеять с раннего, дошкольного возраста. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Константин Ушинский говорил: "Детским чувством, точно также , как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его, а подавая свой пример".
Важнейшей направленностью своей деятельности, как классного руководителя, я считаю воспитание и развитие ребенка не только в школе, а, в первую очередь, в семье. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Каждый раз,начиная работу в первом классе, я ставлю перед собой следующие задачи:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;( «День откр.дверей»,
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей (экскурсии, целевые прогулки по городу; посещение городской баблиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества; спортивные соревнования "Мама, папа и я - дружная семья"; внеклассные мероприятия и праздники" Мой папа- самый лучший", " Поздравляем наших мам"; тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), выполнение совместных работ детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Формы работы с родителями могут быть разнообразными:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Каждое родительское собрание в моем классе имеет свое воспитательное значение. "Законы жизни семьи. Законы жизни класса", " Семейные традиции", " Помним свое прошлое" - вот некоторые из тем родительских собраний, на которых я стараюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
-Уважаемые родители! Перед вами формула с зашифрованными законами воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.
Законы семьи ---------- + ---------- + ---------- + -----------
ед. треб. зн. похв. тр. уч. разд.благ
Проанализируйте зашифрованную формулу.
1 закон. Закон единства требований отца и матери.
2 закон . Закон значимости похвалы ребенка.
3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Нередко первым трудовым навыкам дети учатся у пожилых людей, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки и дедушки много интересного могут рассказать о прошлом, многому полезному научить. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Ученики нашего класса с удовольствием принимают участие в праздновании таких мероприятий, как День пожилого человека, День Победы. Они изготавливают поздравительные открытки, выступают на концертах для ветеранов войны. Ученики нашей школы постоянно поддерживают связь с жителями блокадного Ленинграда, приглашают их на школьные встречи, делают для них поделки.
Хорошо бы возродить в каждой семье семейные чтения. Нравоучительны совместно прочитанные рассказы таких писателей, как Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». В тишине рядом с мамой или бабушкой рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.
Как никогда сейчас необходимо возродить религиозное воспитание детей. Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.Благоприятными моментами, приобщающими юную душу к религиозной жизни являются: встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (Церкви,монастырей, святых мест),влияние художественной литературы, чтение религиозных книг,слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно растут. Бывают случаи, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки. Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса
№ | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | Семейная деятельность |
1. | Экология. Тема « Земля – планета круглая». Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете. | Классный час. Тема: «Культура мира. Человек среди людей» Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру. | Экскурсия на природу. Цель: развитие ценностного отношения к природе. | Экскурсия на природу. Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. |
2. | Литературное чтение. Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек» Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность). | Классный час. Тема: «Я отвечаю за свои поступки». Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников. | Акция «Твой далёкий друг». Цель: участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома). | Родительское собрание. Тема: «Взаимоотношения в семье». Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье. |
3. | Литературное чтение. Тема: Е .Пермяк «Смородинка» Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека). | Классный час. Тема: « О лени и лентяях» Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень. | Операция «Забота». Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку. | Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам. |
4. | Литературное чтение. Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики». Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра. | Тема: « Дорогами сказок» Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок. | Экскурсия в городскуюбиблиотеку. | Родительское собрание - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья. Цель: Содействовать формированию духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей. |
5. | Русский язык Тема: Текст – повествование. Цель: создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи» | Классный час. Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный» Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа. | | Конкурс семейных пасхальных рецептов. |
6. | Изобразительное искусство. Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая». Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения. | Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне. Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну. | Посещение ветерана ВОВ Участие в концерте для ветеранов ВОВ | Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ. |