СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование функциональной читательской граммотности у обучающихся на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему "Развитие читательской функциональной граммотности на уроках английского языка"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование функциональной читательской граммотности у обучающихся на уроках английского языка"»

Формирование функциональной читательской

грамотности у обучающихся на уроках английского

языка

Ключевые слова: функциональная грамотность, функционально-грамотный человек,

технология развития критического мышления, эффективные приемы и методы,

коммуникативно-деятельностный принцип обучения

На уроках иностранного языка, в частности, как и на любом другом уроке,

формируется функциональная грамотность обучающихся, их умение

применять на практике и в разнообразных ситуациях повседневного

общения знания, полученные на уроках и во внеурочной деятельности.

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений» (А. А. Леонтьев).

В своей практике мы, учителя, часто сталкиваемся с различными

трудностями, которые возникают у учащихся при работе с текстом. Нередко

обучающиеся не могут выделить ключевые слова и основную мысль текста,

придумать к тексту заголовок, не владеют умением интерпретировать

диаграммы и информацию в таблицах, то есть не могут перенести знания и

умения из одной области в другую. Как результат -сложности при

выполнении любых заданий раздела «Чтение».

Учитывая вышесказанное, мы видим существующие противоречия:

- между требованиями к подготовке выпускника школы и сложившейся

практикой обучения иностранным языкам;

- между потребностью современного общества в людях с высоким уровнем

читательской грамотности и её недостаточным уровнем у выпускников

учебных заведений.

Исходя из указанных противоречий, можно обозначить следующую

проблему: как эффективно организовать работу на уроке английского

языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная

грамотность у обучающихся.

Существует широкий спектр различных способов, позволяющий достичь

функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку.

В данной статье я предлагаю рассмотреть возможности, которые даёт

использование технологии развития критического мышления через чтение и

письмо в 7 классе по УМК STARLIGHT. Технология развития

критического мышления через чтение и письмо (авторы Чарльз Темпл,

Джинни Стил, Курт Меридит) представляет собой целостную систему,

формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения: выделять

причинно-следственные связи, убирая ненужную, неверную, непроверенную

информацию, а также структурировать информацию предложенного текста.

Игровые приёмы, групповые и парные формы работы, постоянная смена

деятельности повышают мотивацию обучющихся к изучению английского

языка. Фундаментом данной технологии является коммуникативно-

деятельностный принцип обучения, подразумевающий интерактивный

режим занятий, коллективный поиск решения проблемной ситуации.

Многочисленные приёмы технологии развивают умение прогнозировать

информацию, творчески интерпретировать её, задавать вопросы,

направленные на раскрытие основного содержания прочитанного.

Название стадии Задачи Приёмы и методы

Evocation

(Вызов. Побуждение)

Актуализация имеющихся у обучающихся знаний.

Пробуждение интереса к получению новой информации и как следствие –

Постановка обучающимися собственных целей и задач.

Ассоциативный ряд. Составление сказки по ключевым словам.

Кластеры. Найти, выписать и перевести предложения с определенными

частями речи.

Найти пары: слово и его антоним.

Подобрать картинки к словам

Объяснить слово или фразу жестами.

Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: прошедшее время, герундий, к и

т.д.

Перефразировать предложения, используя синонимы.

Перефразировать предложения, говоря от 1 или 3 лица.

Составить предложения с определенными глаголами, чтобы стало ясным их значение.

Посмотреть иллюстрации и сказать, о чём (или о ком)

пойдет речь в данном тексте

Realization of meaning.

(Осмыслениесодержания)

Получение новой информации.

Работа с текстом. Корректировка целей

Активное чтение (маркировка с

использованием знаков

+ - ? V *)

«Толстые» и «тонкие» вопросы Прочитать текст, разделить его

на смысловые части, подобрать иллюстрацию к каждой из них.

Прочитать текст и сформулировать 5-7 словами основную мысль этой части.

Прочитать текст и перечислить проблемы, освещаемые в нём.

Прочитать текст и задать вопросы другу по содержанию

прочитанного. Прочитать текст и передать его основной смысл 5-7

предложениями. Сказать, какие из приведённых

утверждений не соответствуют содержанию текста.

Найти (зачитать, выписать) описание внешности и характера

героев.

Reflection (Рефлексия) впечатления, с которыми

Анализ. Творческая переработка,

Бортовой журнал. Синквейн.

ребенок уходит с урока. интерпретация

полученной на

уроке информации

Сигнальные карточки. На данном этапе возможны также творческие задания:

Представить поведение героев при других обстоятельствах

(например, герой стал красив и богат);

Пересказать текст от лица второстепенных героев.

Написать письмо другу от лица главного героя;

Написать свои вопросы или советы героям книги.

Написать детальное описаниедом героя.

Написать буктрейлер. Разыграть диалог с героем книги.

Рассмотрим более подробно некоторые приемы, используемые мною на

уроках английского языка для формирования читательской грамотности, на

практике:

1) Прием "Зигзаг"

Один из таких приемов "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в

короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых

программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. Вот в

таких случаях помогает прием "Зигзаг".

Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно

большой объем информации.

Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть

не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста,

систематизировать информацию.

В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.

В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных

учащихся.

Используя данный прием за время одного урока у обучающихся есть

возможность научиться писать письмо о приеме на работу, освоить довольно

сложную лексику, используемую для написания официальных писем,

составить в группах свой вариант письма. Уроки проходят легко, весело, а

самое главное-продуктивно.

2) Прием « Не читаем артикль а!»

Бывает так, что группа по английскому языку подберётся со слабой

мотивацией, слабым вниманием, детям совсем не нравится читать.

Получая на каждом уроке плохие оценки и не лестные комментарии, никто

не захочет изучать этот предмет. Один из приёмов называется « Не читаем

артикль «a». Я прошу учащихся прочесть вслух текст, а артикль не читать, но

делать паузу и прочитать артикль про себя. Человек, который хорошо знает

английский и бегло читает, конечно же, и артикль прочтёт, он это сделает

автоматически. Учащиеся, у которых слабо развиты навыки чтения, на

артикль обратят внимание, не прочитают его вслух, я говорю, что задача

выполнена, текст прочитан, артикли не читались, и хвалю ученика. Дети

очень любят это упражнение, получается, что мы вслух читаем текст

неоднократно, внимание сохраняется, никого не надо заставлять следить за

текстом, все и так следят, так я готовлю учащихся к пересказу многократно

прочитанного и прослушанного текста, а также к написанию собственной

истории на основе прочитанного.

Результатом использования подобных приемов стала выставка-презентация

книжек с синквейнами собственного сочинения обучающихся 7-8 классов,

которая проходила в Гимназии № 5 г. Новосибирска.

3) Скрайбинг

Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и

обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг превращает тезисы

презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые

моменты.

10 шагов, чтобы составить (нарисовать или снять видео) свой

первый скрайб

1. Тема

2. Коллективная работа

3. Поиск и анализ информации

4. Визуализация, общая композиция

5. Выступление перед классом

6. Рисование

7. Обработка видео и корректировка текста

8. Аудиозапись

9. Обработка видео и представление

10. Публикация проекта

4) Прием «Краткость-сестра таланта »

Обучающимся предлагается ответить на вопросы по теме, описанной в

тексте, как можно точнее и короче.

What is e-waste? Ø Electronic/electric products we

throw away.

Why is it a problem? Ø

Ноw to solve the problem? Ø

Вышеперечисленные приемы и упражнения, используемые для работы с

текстами на английском языке, способствуют увеличению словарного

запаса обучающихся, совершенствуют умение понимать значения

неизвестных слов и выражений из контекста, помогают отработать на

практике различные разделы грамматики, а также совершенствовать

речевые умения и навыки.

Список литературы

1.Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов.

Донецк : «ЕАИ-пресс», 2001. - 160 с.

2.Бутенко, А. В., Ходос, Е. А. Критическое мышление: метод, теория,

практика: Учебно-методическое пособие. : МИРОС, 2002.

3. Ваулина, Ю. Е., Дули, Д., Подоляко, О. Е. Английский язык. Книга для

учителя. 9 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций – 4-е изд.–

М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.

4. Вербицкая, М. В., Махмурян, К. С., Симкин, В. Н. Методические

рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа

типичныхошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам

[Электронный ресурс] // Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования

и науки: Инернет-портал.

5. Danuta Gryca, Poland, Joana Sosnovska, Poland, Russel Whitehead, UK,

Zsuzsanna Nytro, Hungary, Danica Gondova, Chech Republic, Victor N.Simkin,

Russia, CvetankaBoza


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!